Секретарь епископа Ливенского и Малоархангельского Нектария отец Александр утверждает, что письмо от имени архиерея с требованием удалить с сайта местного издания статью о его люксовом внедорожнике и угрозами преследования по статье об оскорблении чувств верующих является фальшивкой.

"Я как секретарь епархиального архиерея официально заявляю, что владыка Нектарий в "Орловские новости" никакие письма не писал. То есть вот это письмо, выложенное на сайте, это непосредственно фейк", - заявил священнослужитель в эфире "Эха Москвы" .

Секретарь епископа предположил, что подпись владыки и фирменный бланк были взяты с другого документа. "Я не знаю, кто составил это письмо, кто его отправил в "Орловские новости", как оно там оказалось, но с уверенностью заверяю, что Ливенская епархия, владыка Нектарий и никто из служащих данное письмо не писал", - подчеркнул он, добавив, что епархия и архиерей не имеют претензий к "Орловским новостям" и не намерены обращаться в суд.

При этом секретарь епископа отметил, что редакция не обратилась в епархию за официальным комментарием и опубликовала непроверенную информацию.

Напомним, неделю назад орловский журналист Денис Волин в статье на сайте "Открытой России" рассказал , что глава Ливенской и Малоархангельской епархии, являющийся монахом, приобрел автомобиль Land Cruiser v8 стоимостью 6 млн рублей. В Орловской митрополии, комментируя информацию, отметили, что автомобиль - не покупка, а подарок, и напомнили, что Иисус Христос "тоже ходил в дорогих одеждах", полученных от почитателей.

Статью с сокращениями перепечатал портал "Орловские новости" . Накануне на этом же сайте появился скан письма от епископа Нектария, в котором утверждалось, что "подобные выходки подрывают духовно-нравственные устои нашего общества бросая тень на Святую Церковь и ее честных служителей" (стиль и пунктуация, включая многочисленные ошибки, здесь и далее сохранены. - Прим. сайт ). "Я крайне возмущен вашей лживой и оскорбительной статьей размещенной на вашем интернет ресурсе касающейся Моего служения Русской Православной Церкви и народу Божьему!" - добавил священник.

В конце письма епископ заявляет, что дает редакции "единственный шанс все исправить" и удалить касающуюся его информацию "из ваших безнравственных СМИ". Заодно Нектарий попросил удалить и посвященный ему опрос, в котором читателям предлагается высказаться относительно того, как они относятся к священникам, владеющим дорогим имуществом.

Журналист Денис Волин в эфире "Эха Москвы" настаивал на том, что пытался получить комментарии от архиерея, однако связаться с ним было невозможно. Он заявил, что располагает несколькими письмами от имени епископа Нектария, и стиль их изложения совпадает с тем посланием, которое получили "Орловские новости".

"Если посмотреть в интернете комментарии к этой новости, то становится понятно, что если кто-то и оскорбляет чувства верующих, то явно не журналисты", - добавил Волин.

"Письмо нам пришло на почту вчера в 16.50. Оно пришло на епархиальном бланке с подписью епископа Нектария и с печатью. Сомневаться в достоверности этого письма лично у нас нет оснований. Кроме того, наши специалисты сейчас проверили это письмо: печать, подпись и слова на картинку не накладывались. То есть, это фото реального документа. Фейк это или не фейк, прислал ли его Нектарий или не Нектарий - дальше нужно говорить только о том, что есть", - уточнил журналист в комментарии радиостанции "Говорит Москва" .

Добавим, официально в Орловской митрополии заявили, что не видят в подобной ситуации "информационного повода". "Этот автомобиль является подарком от одного из агрохолдингов. Подарок связан с тем, что владыка несет архиерейское служение, посещает самые отдаленные деревни в любое время года и в любую погоду. Никакого проявления стяжательства в этом нет", - сказал руководитель информационно-аналитического отдела митрополии Евгений Борисов.

В то же время анонимные источники "Открытой России" в митрополии выразили недоумение по поводу люксового автомобиля, получившего госномера "правительственной" серии.

"Каждый храм перечисляет в епархию так называемый епархиальный налог. Суммы у каждого храма в месяц разные: в среднем от 20 тыс. до 400 тыс. рублей. В зависимости от дохода. Потом от этих денег отделяется налог в патриархию, несколько миллионов, а оставшиеся деньги должны идти на общественную церковную работу. Молодежные лагеря, братства, помощь нуждающимся (социальный епархиальный отдел), ремонты, строительство и так далее. А тут - покупаются вот такие автомобили", - отметил собеседник "Открытой России".

Неожиданное продолжение получила история с епископом из Орловском митрополии, которому подарили внедорожник Toyota Land Cruiser V8 стоимостью около 6 млн руб. Накануне в редакцию регионального издания «Орловские новости» пришло письмо на официальном бланке епархии (есть в распоряжении «Газеты.Ru»), в котором епископ Ливенский и Малоархангельский Нектарий якобы утверждал, что его крайне возмутила статья про автомобиль епископа, размещенная на сайте издания.

«Подобные выходки подрывают духовно-нравственные устои нашего общества бросая тень на Святую Церковь и ее честных служителей. Не надейтесь, что ваша публичная ложь останется без ответа со стороны », — говорится в письме (орфография и пунктуация автора сохранены. — «Газета.Ru»).

Автор письма пригрозил тем, что в противном случае будет вынужден обратиться в и привлечь якобы оскорбляющих его лиц к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 148 УК РФ (публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих), максимальная ответственность по этой статье — лишение свободы на срок до года. Обращение подписано епископом Ливенским и Малоархангельским Нектарием, на бумаге стоит печать и подпись.

ИА «Орловские новости»/newsorel.ru

После публикации обращения в сети на скандал отреагировал даже губернатор Орловской области . Он осудил журналистов и назвал их претензии к дорогому автомобилю епископа неправомерными.

«Надо почитать Библию: не судите, да не судимы будете. А когда журналисты начинают задавать вопросы, кто как живет из священнослужителей, у меня возникает один вопрос: их кто уполномочил этот вопрос задавать? И потом, где есть критерий — это можно для священника, а вот это нельзя.

Он разве кого-то оскорбил? Он неправильно провел проповедь? В его приход стало меньше ходить прихожан? Он не занимается восстановлением храма?» — сказал Потомский в эфире радиостанции «Говорит Москва» .

По словам чиновника, епископ Нектарий находится в «иерархическом подчинении», и при необходимости этот вопрос смогут решить внутри митрополии.

«Бог не фраер. Он все видит. И суд бывает только один: божий суд. У нас это идет до патриарха: не те часы, не так живет, не на тех машинах ездит», — подытожил Потомский.

При этом в РПЦ скандал назвали исключительно епархиальным делом и заявили, что органы РПЦ не будут участвовать в его урегулировании.

В то же время в Орловской митрополии опровергли информацию о том, что епископ Нектарий обращался к журналистам, назвав письмо, поступившее в редакцию, провокацией.

«Обращения епископа Нектария к «Орловским новостям» не было.

Мы имеем дело с грязной провокацией, с подлогом.

На опубликованном изображении виден только текст и подпись — нет никакой шапки, это не официальный бланк, нет никаких реквизитов. Кто может быть к этому причастен, стоит спрашивать у «Орловских новостей», — объяснил «Газете.Ru» руководитель информационно-аналитического отдела Орловской митрополии .

«С утра оказалось, что у епископа Нектария никаких претензий к нашему изданию нет, а письмо является подделкой. В таком случае предмета спора нет, мы судиться не собираемся. Но у нас подлинность письма не вызывает сомнений — оно имеет все реквизиты, к тому же,

по информации наших источников в Орловской митрополии, вчера епископу рекомендовали отказаться от написания этого обращения, поэтому мы ожидали именно такой реакции», — сказал Волин.

Напомним, скандал вокруг епископа Нектария разгорелся после того, как в СМИ появилась информация о том, что он обзавелся автомобилем Toyota Land Cruiser V8 в комплектации, стоимость которого составляет порядка 6 млн руб. При этом на внедорожнике были установлены номера, которыми в регионе оснащают, как правило, правительственные автомобили.

В пресс-службе Орловской митрополии «Газете.Ru» ранее сообщали, что автомобиль священнослужителю подарил один из местных агрохолдингов. Свои деньги и тем более деньги епархии епископ на покупку внедорожника не тратил.

«Хозяйствующие субъекты в нашей стране вправе совершать законные действия с имуществом. Они приняли такое решение, в чем здесь информационный повод? Мы не можем запретить людям делать такие подарки», — объяснял руководитель информационно-аналитического отдела Орловской митрополии Евгений Борисов.

По словам представителя митрополии, архиерей ежедневно должен оперативно выполнять свои обязанности, при этом на обычном легковом автомобиле по дорогам Орловской области зачастую бывает проехать затруднительно.

«Это глубокая провинция, вы представляете, какие дороги в провинции? Их иногда просто нет. В XIX веке на каретах по неделе добирались до отдаленных окраин епархии, но мы сейчас уже в другом мире живем», — заявляли в митрополии, добавив, что обладание дорогостоящим автомобилем нисколько не смущает прихожан.

Издание «Орловские новости» сообщило, что епископ Ливенский и Малоархангельский Нектарий потребовал удалить все публикации о нем - якобы из-за публикации о принадлежащем ему внедорожнике Land Cruiser V8. Ранее о том же автомобиле писал журнал «Огонек», который сообщал, что подаренная машина стоит около 6 млн руб., а сам епископ Нектарий видит во владении элитным внедорожником продолжение евангельской традиции, напоминает газета «Коммерсант». «Сам Иисус Христос носил дорогие одежды, которые дарили люди, которые его почитали. Многие святые то же самое принимали»,— заявил епископ.

Орловская митрополия заявила , что опубликованное изданием «письмо» епископа - подделка. «Информационный отдел Орловской митрополии официально заявляет, что указанное письмо епископом Нектарием не составлялось, и ни в частном, ни в официальном порядке в редакцию или иным адресатам не направлялось. Более того, опубликованный в СМИ "фейк" даже по внешним признакам не соответствует правилам оформления документов, принятых в Ливенской епархии», - говорится в официальном заявлении.

«Можно ли, на ваш взгляд, оправдать Евангелием владение дорогой иномаркой? Не считаете ли вы, что демонстративное пристрастие к дорогим вещам компрометирует Церковь в глазах людей?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.

Преосвященнейший Ириней, епископ Орский и Гайский , доцент кафедры церковно-практических и филологических дисциплин Оренбургской духовной семинарии, преподаватель Орского гуманитарно-технологического института , подчеркнул: «Человек не прав, если он ссылается на слова Священного Писания и хочет показать, что Христос носил дорогие вещи, любил роскошь и прочее. Евангелие свидетельствует об обратном: Христос передвигался по полям, питался с народом - а порой и не имел пропитания, места, где можно преклонить главу. Это говорит о том, что Христос не любил богатства, не собирал вокруг себя учеников, которые ценили бы роскошь, а наоборот, призывал к воздержанию, в том числе, - обратить внимание на больных, неимущих, и по возможности помогать им или хотя бы сострадать».

«Но нет ничего плохого в том, что епископу подарили машину - тем более, если ее используют в миссионерских целях, - считает владыка. - Кстати, ее можно оставлять у собора, и разрешать детишкам играть в ней - тогда умножится и количество прихожан. Однако нужно стараться никого не ввести в соблазн. Думаю, правильнее было бы избавиться от дорогого авто и раздать деньги на благое дело. Если какая-то вещь вводит человека в соблазн, нужно поступать так, как призывал Христос: "отсеки руку свою, вырви глаз". Это будет благо для самого человека и для других людей. Они поймут, что не дорогая вещь владеет человеком, а он владеет ею, и будут больше уважать его. Кстати, в нашей Орской епархии ни у одного священника нет машины класса "люкс", и я не думаю, что это отрицательно сказывается на служении. На хорошей машине можно доехать на полчаса быстрее - вот и все преимущество».

Владыка Евгений, епископ Среднеуральский, викарий Екатеринбургской епархии , отметил: «Церковь не ставит перед собой задачу угодить обществу, быть удобной и комфортной для окружающих. В этом отношении церковное сообщество схоже с сообществом врачебным - если больной посещает клинику, полагаю, для него важнее будет не то, на каком автомобиле перемещается лечащий врач, или в какой квартире живет главврач этой больницы, а профессионализм врача, оснащенность клиники и качество лекарственных препаратов. Когда мы говорим о Церкви и о церковнослужителях, мы говорим о тех же самых врачах, и в этом смысле главная характеристика епископа или священника - помогает ли он найти людям смысл жизни, жизненные идеалы и силы, чтобы преодолеть трудности. Если какие-то предметы, которыми пользуется священник или епископ, мешают реализации этой задачи, священнослужитель должен учесть это в планировании своего жизненного пути. Если помогают, то и это нельзя оставлять без внимания».

«Священнику в его служении приходится преодолевать значительные расстояния, зачастую при плохом качестве или полном отсутствии дорог, и надежный автомобиль - просто способ выполнить свое служения. Если паства, которую окормляет священник, обеспечила его жильем и средствами передвижениями и не ставит ему это в укор, я считаю, что такие отношения паствы и пастыря можно назвать здоровыми и здравыми. Паству смущает жизненная среда, в которой живет пастырь? Он должен это учесть. Именно об этом апостол Павел сказал примерно следующее: если я буду есть мясо, но это смущает моего брата, то лучше я мяса не буду есть вообще, чтобы не смутить его. Этот образ применим и к любым другим сферам жизни и деятельности священника или архиерея», - заключил епископ.

Протоиерей Константин Головатский , священник храма Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте, глава Православного молодёжного клуба «Встреча», председатель Отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии , убежден, что «показная роскошь неуместна, и об этом, насколько я знаю, недавно напоминал священнослужителям Патриарх Кирилл. Он говорил, что нужно обращать на такое внимание - в глазах паствы и людей это может выглядеть недостойно. Но есть и другая сторона медали. Однажды к Иоанну Кронштадскому подошел человек, и, увидев на нем дорогую рясу, какие-то дорогие предметы обихода, спросил: "Как же так"? Он ожидал увидеть нестяжателя, человека, которому чужды блага. Иоанн Кронштадский ответил, что делает это для тех людей, которые это подарили - чтобы их не обижать. Это ответ святого, нравственно безупречного человека. Поэтому вопрос неоднозначный. Каждую ситуацию нужно рассматривать отдельно, понять мотивы. А по новостям в СМИ полную картину получить трудно».

Протоиерей Игорь Шумилов , настоятель Воскресенской церкви д. Васильевское Рузского р-на , считает, что «вопросы поставлены некорректно. Ответы в них уже как бы содержатся. "Можно ли оправдать Евангелием владение дорогой иномаркой?" - Господь в Евангелии учил не о земном, а о небесном. Путь в Царство Небесное лежит через самоотречение, которому богатство мешает: "Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие" (Матф.19:23,24); "Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут (Матф.6:19)". Что касается "демонстративного пристрастия к дорогим вещам" - то вообще любое пристрастие уже есть тяжкое духовное заболевание, согласно Евангелию. И этим умело пользуются люди, ведущие работу по дискредитации Церкви».

Священник Георгий Белодуров , клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери , напомнил, что «Христос не носил дорогие одежды и большей частью ходил пешком. Так что ссылка на Евангелие и правда выглядит странно. Но епископ - это как генерал в армии. У нас же не вызывает удивления, когда министр или генерал ездит на дорогой машине, так что и машина епископа не должна удивлять большинство нецерковных людей. Это может вызывать разве что вопрос у специалистов по церковной культуре. Епископ - он же монах. А монах приносит три обета, в том числе обет нестяжания. То есть у него не должно быть дорогих вещей. Но в принципе можно допустить, что после смерти все останется Церкви или следующему епископу».

«Часто приводят в пример Патриарха Сербского Павла, который ездил на работу на трамвае. Но если бы наш Патриарх ездил на трамвае, его разорвали бы на сувениры. Там, где он появляется, народ толпами бежит брать благословение. Иногда у наших критиков не хватает точности понимания культуры Церкви, не хватает духовного уровня, чтобы правильно поставить вопрос и расставить акценты. Мне кажется, епископ вообще не должен обсуждать с прессой вопросы о своем автомобиле. А с другой стороны, год от года наш владыка - митрополит Тверской и Кашинский Виктор - ездит все на более дешевой машине. Не знаю, правда, интересует ли это кого-нибудь, но если было бы наоборот, то в СМИ были бы аршинные заголовки. И это касается не только Церкви, а стиля журналистики, который сейчас наиболее распространен - найти грязь и вытащить на всеобщее обозрение», - посетовал отец Георгий.

Священник Филипп Ильяшенко , клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук, доцент , сказал: «Истории Церкви, в том числе, новейшей, известны случаи, когда выдающиеся люди куда менее высокого положения, чем епископ (а епископ - особенное, апостольское служение высочайшей ответственности) владели большим, нежели машина. Так, протоиерей, святой Русской Церкви отец Иоанн Кронштадский в разное время был одарен пароходами, каретами, золотоносной шахтой в Сибири и прочими дарами. Но также нужно сказать: получая подарок, он тут же его кому-то отдавал. И когда он умер, оказалось, что его матушка-вдова осталась без средств к существованию - никаких миллионов у отца Иоанна не было».

«Я не берусь судить иерархов нашей Церкви - для этого есть соответствующие церковные инстанции, и уж точно не меньшему критически рассуждать о большем - не попу обсуждать епископа. Где епископ, там и Церковь. Епископ, в отличие от священника, принадлежит к черному духовенству, это монашествующий человек, который не имеет семьи, дает обет нестяжания, невладения чем-либо, поэтому вполне логично, что после смерти его достояние достанется Церкви. Нужно также заметить, что в церковной истории, вообще в истории человечества у людей всегда была возможность и право делать друг другу подарки. Запретить кому-либо что-то подарить невозможно - это противозаконное вторжение в личное пространство. Рядовой священнослужитель, который служит в отдаленной епархии, должен иметь автомобиль для перемещения - иначе он не сможет выполнить свой священнический долг. Допустим, нужно ехать ночью к умирающему за двести километров, а рейсовый автобус будет только на следующий день. Без автомобиля добраться невозможно», - констатировал священник.

«А праведник, покойный Святейший Патриарх Павел, который ездил на общественном транспорте, ходил в лично отремонтированной обуви, заштопанной одежде по своему столичному патриаршему городу, жил немного в других условиях. Вся страна, Патриархом Церкви которой он был, меньше, чем область, где вышеупомянутый епископ совершает свое архипастырское служение. Рискну предположить, что и качество дорожного покрытия в этой замечательной стране, протяженность дорог, досягаемость любых мест, где находится паства, лучше, чем в Ливенской епархии Орловской митрополии. И не секрет, что по проходимости и надежности именно "Тойота Ленд Крузер" - одна из лучших машин», - отметил он.

«Конечно, - продолжил пастырь, - если у тебя прихожане голодают, а ты ездишь на "Роллс-ройсе", это ненормально. Твой автомобиль должен быть в некоем соответствии с тем, как живут твои прихожане. В какой-нибудь восточной греческой Церкви у священника не может быть автомобиля хуже, чем у его прихожан. Они должны купить и подарить ему автомобиль, прихожане должны содержать своего священника - он пасет их души, а они ему дают возможность заниматься именно этим, а не стяжанием. И уж если рядовой клирик имеет машину, то статус князя Церкви должен соотноситься с теми вещами, которыми он пользуется».

Иеромонах Макарий (Маркиш) , священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, руководитель Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Иваново-Вознесенской епархии, глава епархиальной Комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства , заявил: «Неправда, что дорогие вещи вызывают негодование у народа. Негодование возникает только у глупых либо злых людей, которые всегда найдут повод. Епископ эту машину не украл, а получил в подарок, - кому какое дело, на какой машине он ездит? Нормальный человек не будет интересоваться стоимостью предмета. Это норма социальных отношений во всем мире. В США, где я жил, никому не пришло бы в голову интересоваться, сколько стоит машина и почему на ней ездят. Но дураков и злых людей много, в результате поднимается шум, на который есть спрос, а он в свою очередь рождает предложение. Владыка находит способы защиты в цитировании Священного Писания. Другой проигнорировал бы злопыхателей, а владыка, может, хочет найти с ними общий язык. Это его паства и ему виднее, можно вразумить этих людей или нет».

Вот уже несколько дней с лент информационных агентств не сходит новость о том, что 42-летний епископ Ливенский и Малоархангельский Нектарий, в миру Николай Селезнев , стал владельцем люксового внедорожника марки Land Cruiser v8. Новый поворот история получила, когда некоторые орловские СМИ опубликовали письмо с угрозами обращения в суд о защите чести и достоинства, которое якобы прислал в редакции сам епископ. Однако эти сведения в Орловской митрополии опровергли.

Никаких писем епископ Нектарий в редакции СМИ не отправлял. Это ложная информация, которая была создана, чтобы нас скомпрометировать и продолжить раскрутку истории с автомобилем, - завил «КП » официальный представитель орловской митрополии Евгений Борисов .

А что по поводу внедорожника? Вы подтверждаете его наличие? – поинтересовались мы.

Да, автомобиль действительно существует. Но это вовсе не означает, что он был куплен на пожертвования верующих. Это подарок от одного из предприятий, которое работает на территории Ливенского района. Компания оказывает благотворительную помощь местным храмам, православной гимназии и не только. Ничего противозаконного в этом подарке епископу нет, - сообщил Евгений Борисов.

Фото: с сайта "Тойота". Такой автомобиль стоит около 4 миллионов реблей.

С точки зрения закона вопросов к епископу действительно нет. В отличие от чиновников представители церкви вправе принимать любые подарки и не обязаны их декларировать. Однако верующие в социальных сетях и блогах активно стыдят епископа, мол, подарок подарком, но ведь автомобиль можно продать, а деньги пожертвовать на строительство церквей или вообще раздать бедным.

Но судя по всему, епископ Ливенский и Малоархангельский на это не пойдет. Напротив, на внедорожнике появился "красивый" номер А 008 ОО 57 RUS, такие только у местных чиновников.

Каждый день ему приходится ездить по бездорожью в отдаленные приходы. Так что автомобиль - это средство для передвижения, - оправдывают епископа в митрополии.

По самым скромным подсчетам такой внедорожник стоит около пяти миллионов рублей. Впрочем, это не самый дорогой автомобиль представителей орловского духовенства.

В мае 2015 года настоящий скандал вызвало новое авто Митрополита Орловского и Болховского Антония. Напомним, тогда стало известно, что он ездит по городу на новеньком «Лексусе» стоимость около шести миллионов рублей. Когда роскошное авто осудили верующие, митрополия так же сослалась на плохие дороги и необходимость наличия внедорожника.

Как выяснила «КП», митрополит до сих пор пользуется этим люксовым автомобилем.

Позволить себе такие автомобили могут только очень обеспеченные люди, - пояснил «КП» автомобильный эксперт Иван Озеров . – Годовой налог на такие внедорожники превышает 30 тысяч рублей. Не стоит забывать и о расходах на содержание, а также затратах на топливо.

  • 2097 40
  • источник: www.dw.com
  • Это перестало быть смешным. "Мне подарили", "сдал старую машину в трейд-ин и доплатил", "спецномер нужен, чтобы полиция пропускала на мероприятия"... Епископ Ливенский и Малоархангельский Нектарий (в миру Николай Селезнев), 1974 года рождения, заставил говорить о себе всю страну.

    "Всего" три миллиона

    Назовем вещи своими именами: оказавшийся в центре внимания СМИ владыка из Орловской области, счастливый обладатель Toyota Land Cruiser V8 показал себя недальновидным церковным начальником. Агрессивная попытка заткнуть рот журналистам газеты "Орловские вести", опубликовавшим материал об элитном внедорожнике епископа, неуклюжие оправдания епархиального пресс-секретаря, мобилизация на защиту чести и достоинства архиерея орловского губернатора Вадима Потомского, разговаривающего на блатном жаргоне персонажа достойного отдельной колонки - все эти нелепые действия превратили публикацию провинциальной газеты во всероссийскую сенсацию.

    Собственно, одной фразы про то, что на самом деле машина обошлась владыке не в шесть, а "всего" в три миллиона рублей - и это в области, находящейся в шестом десятке по уровню валового регионального продукта - должно было быть достаточно для быстрого назначения епископа Ливенского настоятелем какого-нибудь далекого и труднодоступного монастыря, где его спесь и глупость не были бы так заметны.

    Инцидент едва ли порадовал патриарха Кирилла, и без того что ни день отбивающегося от критики общественности. Даже те публицисты, которые обычно бросаются на защиту чести и достоинства церковной иерархии, пытаются отмежеваться от незадачливого Нектария.

    Главное - лояльность

    Однако можете не сомневаться - когда скандал утихнет, владыка Нектарий продолжит кататься по разбитым сельским дорогам Орловщины на своем джипе. Подобно дипломату Владимиру Сафронкову, прославившемуся в апреле хамской речью в Совете безопасности ООН, епископу никакие последствия не грозят. Он лоялен начальству, а это в русской церкви, как и в русской власти, самое главное. Более того, молодой архиерей (он был рукоположен в епископа в 41 год) - типичный продукт так называемой эпохи "церковного возрождения", о которой так любит говорить священноначалие Русской православной церкви.

    Выпускник поселкового ПТУ в Якутии закончил и духовную семинарию, и духовную академию заочно (последнюю - с заочным же присвоением степени кандидата богословия). Зато еще до пострига в монахи успешно подвизался "по хозяйственной части", о чем сообщает его официальная биография .

    Несколько лет назад патриарх Кирилл решил значительно увеличить число митрополий и епархий. Официально - для того, чтобы снять нагрузку с более чем ста епископов и приблизить епископат к верующим. А неофициально - еще и для создания прочной сети лояльных предстоятелю новоиспеченных архиереев. Они, вдобавок, должны более пристально, чем раньше, присматривать за состоянием церковных финансов на местах. Орловский владыка - один из таких назначенцев .

    Искушение деньгами и властью

    Финансы - самая непрозрачная и закрытая часть церковной жизни. Однако, в целом, ясно, как устроена система: деньги поступают от приходов в благочиние, из благочиния - в епархию, из епархии - в митрополию, а оттуда - в Москву. На каждом этапе что-то остается местным иерархам. И на каждом уровне воспроизводится система отношений, существующая между церковью и государством на общенациональном уровне. Связке "президент-патриарх" на уровне региона, как правило, соответствует схема "губернатор-епископ" или "губернатор-митрополит".

    Архиереи по факту, если не по официальному статусу, принадлежат к региональным правящим элитам. Многие из них приобретают те же привычки, что и чиновники. Искушение деньгами и властью оказывается слишком сильным. В этом смысле, "Нектариев" в России не один десяток - хамоватых, плохо воспитанных и образованных, самоуверенных, властолюбивых и одновременно вечно озабоченных демонстрацией лояльности, чтобы не потерять кресло.

    Церковь империи

    История орловского архиерея - это иллюстрация того главного, что не так с Русской православной церковью, прежде всего - со священноначалием. Оно, по образному выражению публициста Сергея Чапнина , готово и даже активно хочет быть прежде всего "церковью империи", предлагая власти и массам "православие без Христа" - один из главных элементов российской имперской идеологии, насаждаемой Кремлем.

    Сегодня этот симбиоз церковной иерархии, государственного аппарата, коррупции и морального разложения кажется незыблемым. Однако неизбежная смена политического режима в России нанесет удар по всей системе, в том числе, по церковной иерархии, превращающейся в глазах граждан в один из элементов власти. Сто лет назад Русская церковь заплатила страшную цену за навязанную ей Петром Великим близость с государством. Такое вполне может случиться вновь. На своей Ливенской и Малоархангельской кафедре, со своим джипом и "подарившими" его спонсорами владыка Нектарий по мере сил, увы, приближает эту неприятную развязку.

    Интересна статья?