Часто мы стремимся найти время для размышления, оказаться в тишине, почитать душеполезную книгу, обрести духовную радость и достичь душевного подъема. Несмотря на то, что невозможно оспорить важность и духовную пользу этих стремлений, мы, тем не менее, должны задаться вопросов, а только ли эти стремления помогут нам войти в Царствие Небесное? Давайте задумаемся о том, что необходимо сделать усилие, дабы понять, что сила молитвы кроется в стенаниях и проливании слез. Ибо, если это состояние переживал Господь, будучи человеком, мы не должны быть уверенными в том, что сможем понять суть молитвы, ограничившись, пусть и богатой, риторикой, кружащейся вокруг содержания и способов творения молитвы.

Углубляясь далее в наше исследование силы молитвы, мы обязательно должны упомянуть об одном жизненном факте, являющемся противоположностью понятия силы. Тот, кто сознательно ищет сильной молитвы, должен начать с осознания своего глубокого и полного бессилия.

Силу молитвы может понять лишь тот, кто оказывается безоружным в хаосе собственной беспомощности. Эту ключевую идею мы можем увидеть в творениях святых отцов, в Священном Писании, в жизни и в традициях Церкви.

Пример молитвы, который Господь даровал нам в образе мытаря и фарисея, показывает, что невозможно приступать к молитве с чувством самодовольства. Молитва не может быть – если не всегда, то в большинстве случаев – опытом вознаграждения чувства безопасности, которую верующий чувствует в своей христианской жизни.

Сила молитвы проистекает из глубокого чувства бессилия. Когда человек освобождается от личного, от всего, что может дать ему чувство личной безопасности, он находит источник силы. Таким образом, согласно Священному Писанию и творениям святых отцов, духовный человек начинает жить, постоянно сознавая собственную немощь. Опыт молитвы – это непрерывное и постоянно растущее чувство собственного бессилия.

Духовный человек не рассуждает на тему того, сильная его молитва или нет. Христианина, представленного в Триоди, в творениях отцов и в Священном Писании, не заботит, силен он или нет. Ему важно лишь то, молится ли он по-настоящему, оказывается ли он всем своим существом погружен в свою молитву. Мысли духовного борца в момент молитвы направлены к Богу, а не на результат молитвы. Ибо результат, по человеческим меркам, может обнаружить и кажущуюся бесполезность молитвы, в то время как у Бога она будет иметь силу.

Приведу очень характерный пример из отцов Церкви, который показывает разницу между Божиим судом и судом человеческим.

Некогда один аскет захотел отдохнуть от своей уединенности в келье, выйти наружу и пообщаться с другими монахами. Прежде чем сделать это, он помолился Богу и попросил благословения на выход из уединения и попросил, чтобы общение или, как мы сказали бы сегодня, межличностные отношения с братьями даровали ему силу. Затем он отправился в город, где ему предстояло встретиться с духовными людьми. Но подойдя к воротам города, увидел нечто, что потрясло его. У ворот стояла блудница и вызывающе преграждала ему путь. Он тотчас же вспомнил свою молитву и подумал: «Я попросил у Бога возможность обрести духовную силу, а Он ставит меня в такую неловкую ситуацию?» Он взглянул на женщину с жалостью и презрением, в то время как она продолжала вызывающе на него смотреть. Он спросил ее: «Не стыдно ли тебе искушать старого монаха?» На это она ответила: «Если ты настоящий монах, ты должен считать себя землей и в землю смотреть, а не на меня». Тогда старец понял урок, который преподал ему Господь, осознал, что силу и душевный подъем, которого он желал, ему дала молитва.

Молящийся человек должен думать не о результате своей молитвы, а обратить все свои мысли к Богу, являющемуся источником жизни, силы и всяческого блага. Господь знает, что и когда Он должен дать или забрать и по какой причине это необходимо сделать.

Таким образом, мы видим, что проблема молитвенной силы не входит в число тем, обсудив которые, можно обеспечить себе внутреннюю убежденность в том, что если соблюсти определенные условия, наша молитва станет для нас источником силы. Но с другой стороны, человек нуждается в силе, дарованной от Бога, чтобы укрепиться и продолжить свой жизненный путь, обрести целостность и воплотить в жизнь свой идеал, которым, согласно христианскому учению, является уподобление Богу, причастие Ему, жизнь в святости.

Следовательно, каждый человек призван ступить на путь, который Христос открыл старцу Силуану в его сне. Старец пишет: «Держи ум свой во аде, – велел мне Господь, – и не отчаивайся”. То есть молись и помни об аде, о страданиях находящихся там людей. Но, тем не менее, не впадай в отчаяние.

Это конкретное указание, обращенное к конкретному человеку. Но общая идея показывает, что духовный человек не должен делать свою молитву зависимой от ее результата. Конечно, полезно знать, как должна осуществляться правильная молитва. Даже ученики просили Господа научить их, как им следует молиться. Однако огромный смысл имеет освобождение человека от мыслей о результате молитвы. Потому что многие «праведные» христиане разочаровываются, если молитва, по их мнению, оказывается «тщетной».

Апостол Павел молился и просил Бога избавить его от некой болезни, от которой он страдал. И после терпеливой молитвы Павел получил ответ: «Довольно для тебя благодати моей, ибо сила Моя совершается и в немощи». Апостол Павел считал свою болезнь источником слабости и молился, желая освободиться от нее. Но сила Божия «совершается и в немощи».

Мы видим, насколько различными оказываются суждения человека и Бога. Поэтому я считаю, что проблема молитвенной силы – это проблема чисто человеческая. И, следовательно, верно рассуждает человек, понимающий, что его дело – молиться, а дело Бога – давать человеку то, что будет ему полезно. И этому человеку обязательно будут предоставляться возможности осознать, что молитва, действительно, является для него источником жизненной силы. Но чаще всего, человек будет видеть это в своем прошлом. В настоящем это заметить сложно.

Конечно, как в Ветхом, так и в Новом Завете мы можем найти множество замечательных примеров сильной молитвы. Например: «И, по молитве их, поколебалось место, где они были собраны» (Деян. 4:31) Однако это не означает, что верующий должен ожидать такого же немедленного результата от молитвы.

Чем больше человек разочаровывается сам в себе, тем большее благословение он получает от Бога. Но если он рассуждает как фарисей, он не найдет подле себя Бога.

Основная проблема состоит в том, как человек может пережить опыт молитвенной силы, а не думать о ней или рассуждать теоретически.

Профессор Иоаннис Корнаракис

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.

«Благословен Бог наш всегда ныне и присно и во веки веков !» – так принято начинать молебен в Православной Церкви. Этим возгласом, произнесенным от нашего имени священником, мы сразу свидетельствуем, что нет для нас никого выше Бога, и ничего ценнее общения с Ним. И что мы полностью доверием Ему, даже если то, что сейчас с нами происходит, скорбно и мучительно. Он знает, какими путями привести нас в Вечную Радость. Он открыл нам, что «Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14, 22). И не только сказал об этом, но и Сам стал Человеком, чтобы разделить с нами боль. Есть ведь что-то безнравственное, когда призываешь страдать и терпеть других, сам будучи не причастен страданию. Никогда не сможет понять до конца страдание другого тот, кто сам не пережил ничего подобного. Тот Бог, в Которого мы верим, поймет любого, потому что о страдании знает не со стороны. Каждый раз, осеняя себя крестным знамением или взирая на Святое Распятие, вспоминаем, что пережил Он для того, чтобы разделить с нами горький путь нашей жизни. И если на молебен собрало нас общее горе, то общее оно не только для нас, молящихся, но и для Того, к Кому обращаемся с молитвой.

Обычно после возгласа всеми участниками молебна поется молитва «Царю Небесный…» Она обращена к Святому Духу. Когда на 50-й день по Воскресении Христовом Святой Дух сошел на учеников Господа, родилась Церковь – единство верующих во Христа. До начала молебна нас объединяла общая цель, общая боль или общая радость. Теперь объединяет Дух Святой, Дух Истины, подлинный Утешитель всех ищущих утешения и помощи.

Затем обычно поются тропари, то есть краткие песнопения-молитвы тем, кому заказан молебен: Господу, Богородице, Святым…. Тропари бывают разные, но предваряются они обычно песнопением «Бог Господь и явися нам. Благословен грядый во имя Господне». Этот стих из 117 псалма повторяется четырежды, чередуясь с четырьмя другими стихами. Не буду приводить и объяснять их все, но один из них бывает особенно созвучен чаяниям многих молящихся: «Не умру, но жив буду, и повем дела Господня» (Пс.117:17) Ведь часто на молебен приходят те, кто находится между жизнью и смертью. Как важно услышать им из уст священнослужителя такое уверение! «Не умру, но жив буду…!»

После тропарей поются запевы, или краткие молитвенные обращения к тем, кому сложится молебен. «Слава Тебе, Боже наш, слава тебе», «Иисусе Сладчайший, спаси нас», «Пресвятая Богородице, спаси нас», «Святителю отче Николае, моли Бога о нас» и др.

Нас часто спрашивают, кому молиться в том или ином случае. «У меня такая вот беда, а кому молиться, не знаю! Подскажите, пожалуйста». По большому счету все наши молитвы, все наши молебны обращены только к Богу. Только Он может спасти нас, только от Него исходит сила, укрепляющая, исцеляющая, очищающая и обновляющая нас. А как же святые? Они – сомолитвенники наши. Заказывая молебен тому или иному святому, мы просим, чтобы он помолился вместе с нами, помолился за нас. Никогда никакого святого не просим мы «спаси» или «помилуй». Это не в их власти. «Святителю отче Николае, моли Бога о нас», «Святый великомучениче и целителю Пантелеимоне, моли Бога о нас» и т. д. Только так обращаемся мы ко святым угодникам, прося их помощи. Потому что их молитва имеет несравненно большую силу, чем наша, ведь святые – это те, кто сумели стать подлинными друзьями Божиими, кто жизнью своей подтвердил свою веру и любовь. Они действенно молятся о нас.

Только для Пресвятой Богородицы делается исключение. Обращаясь к Ней, мы говорим: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Такое исключение понятно каждому, кто понимает, какое особое значение имеет подвиг Девы Марии в деле нашего спасения. Степень Ее близости к Богу столь велика! Вспомните, в Кане Галилейской Ей удалось упросить Иисуса Христа совершить чудо, которое совсем не входило в Его намерения. Кто когда из святых имел такое дерзновение!

Пропев запевы, мы подходим к важнейшей части молебна – чтению Евангелия. Тут хочется добавить: чтение Евангелия должно быть важнейшей частью всей нашей жизни. Богослужебным Уставом для каждого молебна предлагается свое чтение. Так, если обращаемся с просьбой к Господу Иисусу Христу, то звучат такие слова из Евангелия от Матфея: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят…» (Мтф. 7:7,8). Если молебен благодарственный, то вспоминаем о десяти прокаженных, из которых только один исцеленный Господом возвратился, чтобы поблагодарить Его. Евангельский отрывок молебна о болящих напоминает об одном из чудесных исцелений, совершенных Господом. А когда служим молебен об умножении любви, перечитываем одно из самых радостных откровений о том, как любит нас Бог, о том, что не мы избрали Его, а он избрал и привлек нас к Себе. Наша любовь к Нему была бы невозможна, если бы прежде Он не возлюбил нас. Любя Его, мы в меру наших сил лишь отвечаем на Его любовь.

За Евангелием следует Сугубая ектения. «Сугубая», то есть усиленная. Каждое прошение сопровождается троекратным пением хора или народа «Господи помилуй». Здесь же читаются и записки с именами тех, о ком мы молимся. Записок порой бывает много, и священник долго произносит десятки и сотни имен людей, подавляющее большинство которых он не знает. Не бессмысленно ли это долгое перечисление имен? Нет, не бессмысленно! За каждым именем – человеческая душа, личность, жизнь. Каждого, чье имя произносится на молебне, знает и любит Господь. Так стоит ли напоминать Богу о тех, кого Он и без нас помнит? Мы не напоминаем, конечно. Мы свидетельствуем, что и нам дороги эти люди, что мы вверяем их и себя милосердию Божию. Любовь Божия, Его Благой Промысел о нас не отменяет нашей необходимости любить друг друга, помнить и заботиться друг о друге. Тот, кто может все, неоднократно говорил обращавшимся к Нему за помощью: «По вере вашей будет вам». Он же сказал нам словами Апостола Иакова: «… молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного…» (Иак. 5:17). Сотворив нас свободными, Он желает, чтобы мы не пассивно ожидали Его помощи себе и друг другу, но тоже прилагали усилия, в том числе и молитвенные. «По вере вашей будет Вам…». Молитва, особенно совместная, – выражение и подтверждение нашей веры.

Не всегда есть у человека возможность участия в молебне. Многие приходят в церковь, заказывают молебен, пишут записку с именами тех, о ком просят помолиться, оставляют пожертвование и уходят. Имеет ли смысл такая молитва? Конечно, если сами мы не можем, пусть помолятся о нас другие. И это немало. Ведь даже желание, чтобы о нас помолились, уже некий начаток молитвы. Но, если это возможно, намного лучше прийти на молебен самому.

«Не умру, но жив буду….» Но ведь умру же! Даже если совершенно здоров, все равно не избежать мне смерти. Даже если здоров… А молебен чаще всего собирает тех, кто очень даже нездоров. Или их близких. Часто ли случается, что после молебна болезнь уходит и возвращается здоровье? Случается, но, честно скажем, не часто. Это все-таки чудо, а чудеса, мы верим, возможны, но не часты.

Всем нам суждено когда-то умереть, за исключением тех, кто доживет до второго пришествия Господа. Но к нам, верующим, обращены слова святителя Иоанна Златоуста, которые мы слышим ежегодно в конце Пасхальной утрени: «…Пусть никто не боится смерти, ибо освободила нас Спасова смерть!… Смерть! где твое жало?! Ад! где твоя победа?! ….Воскрес Христос, и торжествует жизнь! Воскрес Христос, и никто не мертв во гробе! …» . Тот святой, кому принадлежат эти слова, умирая произнес: «Слава Богу за все».

Скорби и болезни временны. Они закончатся. Вечная жизнь, вечная радость не закончатся никогда, если в этой временной жизни не отчаемся и не утратим веру, не угасим любовь. Вот для того, чтобы нас не одолело уныние, чтобы умножилась вера и любовь, собираемся мы вместе на общую молитву, просим помощи Божией. И не будем сомневаться, что обязательно получим ее.

Дата публикации или обновления 01.05.2017

  • К оглавлению: Спутник христианина
  • Примеры силы молитвы.

    1) В некотором саду обрезали сухие ветви от виноградных деревьев и выбрасывали вон. Святой Тихон, собрав оные, рассадил их в своем огороде и помолился Богу , чтобы ниспослал на его виноград четыре дарования: первое, чтобы сухие розги приняли влагу, жизнь и силу, укоренились и возросли; второе, чтобы виноград был полон и красив; третье, чтобы ягоды были сладки и здоровы; четвертое, чтобы грозди его быстрее прочих созревали.

    Назавтра Тихон пошел наведать виноград свой и увидел на нем благословение Господне: все розги прозябли; они начали расти и тем же летом сверхъестественно принесли чрезвычайное изобилие плодов; повсюду виноград был зелен, а у святого отрока созрел, имел вкус весьма сладкий и для здоровья полезный. Сей виноград не только при жизни, но и по смерти чудотворца не лишился своей чудесной силы, а вино, из сих ягод изгнетенное, по большей части употреблялось для приношения бескровной жертвы Богу.

    Сколь действительна пред Господом молитва угодников Его!.. Но, христиане, заметьте другое, не менее важное для вас нравоучение. Вы не члены ли Церкви? Не лозы ли винограда, который насадила десница Господня? Вы без духовных дарований, сухи исходите из чрева матери своей, но святая купель дарует вам влагу, Божественное миро - жизнь, Крест Господень - силу. Вся Церковь тогда молится за вас устами священнослужителя, да укоренитесь и возрастете в вере Евангельской. Исполнитесь дел добрых; будьте украшением не только ваших семейств, но и общества христианского.

    Растворяйте сладостью благодеяний жизнь ближних, огорченную злосчастьями, споспешествуйте здравию недужных. Спешите, один скорее другого, расцвести верой, благочестием, братолюбием! Тогда будете как дерево, насажденное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что ни делаете, успеете («Училище благочестия», ч. 1).

    2) В одно время в Милитине Армянской была чрезвычайная засуха, отчего неминуемо угрожал голод, и сетование жителей день ото дня умножалось.

    Наконец все прибегли к епископу своему, преподобному Акакию (память 17 апреля), чтобы он умолил Бога явить к ним милость Свою. Святитель, собрав народ, уже алкать начинающий, пошел к церкви святого великомученика Евстаоия, вне града бывшей, умоляя страдальца Христова участвовать в их молитве и вместе с ними испросить у Бога дождь земле иссохшей.

    Здесь, избрав близ церкви лучшее местоположение, он велел принести и поставить Божественный престол; и на открытом поле, без крова, начал совершать бескровную жертву, слезные к небу возводя очи. Уповая на всемогущество и милосердие Божие, Акакий не растворил вино водой, но ум свой вперив в Бога, прилежно молился, да Он Сам свыше растворит святую чашу и вкупе напоит иссохшую землю. Сия молитва столь сильна была у Бога, что немедленно пролился великий дождь и растворил вино водой, земную стихию - стихией водной, а сердце народа - радостью (там же, ч. 5).

    3) Недавно к иконе великомученика Пантелеймона, находящейся в Сосницком храме Полоцкого уезда, принесена прекрасная рама одним из жителей города Витебска Э.И.Г., состоящим на службе по Министерству юстиции, семейство которого несколько лет сряду проживало в нашей местности на даче в летний сезон. Навещая свое семейство, Г. ежегодно, в день памяти великомученика Пантелеймона, посещал наш храм и просил отслужить молебен перед образом сего угодника Божия, во время которого он всегда горячо молился. Заинтересованный этим, я возымел нескромность спросить Г., почему он особенно благодарно чтит великомученика Пантелеймона . В ответ на это жертвователь сказал: «В жизни моей были некоторые обстоятельства, при которых я испытал дивные милости Господни через посредство сего угодника Божия, заставившие меня во всю жизнь благоговейно чтить и благодарственно прославлять Его. Не очень давно, говорил жертвователь, я был опасно болен общим расстройством организма. Сначала меня лечили в Витебске, потом в Петербурге , Москве и Самаре, и, наконец, в Ялте. Но помощи и облегчения я нигде не получил.

    Напротив, в Ялте положение мое стало столь опасным, что врачи посоветовали мне ехать на родину, и я возвратился домой едва живым, с твердым намерением оставить всякое лечение и предать себя в руки Божий.

    По возвращении домой прежде всех посетил меня письмоводитель мой, который обратился ко мне с такими словами: «В отсутствие ваше мы много молились о здравии вашем, но вижу, что молитвы наши не помогли. Вот вам икона великомученика Пантелеймона; помолитесь теперь перед ней вы сами. Угодник Божий упросит Отца Небесного спасти вас от смерти, восстановит ваши силы и возвратит вам здоровье».

    «С глубокой верой, - продолжал жертвователь, - я принял добрый совет и с твердым упованием на благодатную помощь целителя Пантелеймона стал молиться перед образом его, повесив при одре своем. Скоро я почувствовал себя лучше, затем стал выздоравливать и, наконец, сделался совершенно здоровым.

    Такая видимая милость Божия, помогшая мне избавиться от болезни без лечения, по предстательству великомученика Пантелеймона, заставила меня всегда прибегать с молитвой к сему угоднику Господню, а иконописное изображение великомученика, принесенное в дар мне, с тех пор сделалось бесценной святыней моего дома. К сожалению, недолго мне пришлось владеть сей святыней.

    Приходит как-то раз к нам женщина-крестьянка и с горькими слезами рассказывает, что у нее дочь в доме умирает. Сжалившись над бедной матерью, я преподал ей кое-какие советы и вручил ей икону великомученика Пантелеймона, настаивая, чтобы она, возвратившись домой, немедленно попросила местного священника отслужить перед иконой молебен о здравии больной и затем возвратила нам святыню моего дома. Но женщина эта не возвратила мне икону. Я был настолько доверчив, что не спросил тогда, откуда эта женщина, где она живет, а вследствие сего не мог и принять мер к разысканию своей святыни. Спустя некоторое время после сего заболел у меня сын-малютка. Консилиум врачей признал его положение безнадежным. Идя на службу, под давлением горестных чувств, помолился горячо и дал обет: выписать икону великомученика Пантелеймона с тем, чтобы поставить ее в своем приходском храме на поклонение людям. И малютка мой оправился и находится в полном здравии до сего Дня.

    Икона выписанная находится нынче в Покровском храме города Витебска; перед ней стоит аналой, на котором лежит всегда житие великомученика Пантелеймона. Вот почему я глубоко почитаю великомученика Пантелеимона и в день памяти его, совершаемой Святой Церковью 27 июля, где бы я ни был, всегда стараюсь побыть в храме Божием и помолиться ему».

    Этими словами жертвователь окончил свой поучительный рассказ о чудных обстоятельствах в его жизни, которые, наряду с другими подобного рода случаями, совершавшимися в бесчисленном множестве по молитвам святых, свидетельствуют, что и ныне дивные дела Божий может видеть и испытать на себе всякий верующий человек, лишь бы он молился с теплой верой и твердым упованием на Бога (Полоц. епарх. вед., 1887 г., №4).

    4) В Кесарии, во дни святительства Василия, жила одна благородного происхождения и весьма богатая вдова, которая безмерно грешила и предавалась всем видам чувственных удовольствий, даже самых постыдных. Но всемилостивый Бог, желающий всем спасения, коснулся ее сердца Своей благодатью, и эта женщина пришла в себя, увидела бездну, в которую увлекаема была своим плотоугодием, и начала глубоко сокрушаться в своем окаянстве. Со слезами искреннего раскаяния, вспоминая множество грехов, содеянных ею от лет юности, она решилась написать их на хартию, в конце же этого длинного списка беззаконий написала один особенно тяжкий грех - и запечатала хартию.

    Однажды, когда святой Василий Великий шел в церковь, кающаяся грешница приблизилась к нему и, припавши к ногам его, сказала: «Святитель Божий, помилуй меня, паче всех согрешившую!» На вопрос святого Василия, чего она хочет от него, она отвечала: «Вот, владыко, все грехи и беззакония мои написала я на этой запечатанной хартии; ты же, угодник Божий, не читай написанного и даже не разрешай печати, но только помолись обо мне и своей молитвой очисти грехи мои, ибо я верую, что Господь, внушивший мне эту мысль, услышит твою молитву обо мне, грешнице». И святой Василий взял хартию и, возведши очи на небо, сказал: «Тебе единому, Господи, возможно совершить дело сие; если Ты взял грехи всего мира, то кольми паче можешь очистить прегрешения этой одной души: ибо все грехи наши изочтены перед Тобою; милосердие же Твое бесконечно и неизреченно».

    Сказав так, угодник Божий вошел с хартией в церковь и, повергшись в алтаре перед престолом, долго молился о жене той. На другой день, по окончании богослужения, она получает свою нераспечатанную хартию и, открыв ее, к великому изумлению своему находит, что все грехи ее изглажены, кроме самого тяжкого греха, написанного после всех. Увидев это, вдова с ужасом и рыданиями опять припадает к ногам святителя и просит его умолять Бога, да простит Он ей и этот великий грех, как простил все другие ее грехи.

    Глубоко тронутый сердечным сокрушением жены, святитель говорит ей: «Вспомни, что и я человек грешный, и сам имею нужду в помиловании, прощении; Господь же, очистивший прочие грехи твои по Своей благости, может и неизглаженный грех твой очистить, если ты станешь блюсти себя от греха и будешь усердно ходить путем Господним». Он посоветовал ей обратиться со своей просьбой к некоему святому мужу по имени Борем, живущему в одной пустыне, да испросит он отпущение греха ее у Человеколюбца Бога. Исполняя этот совет, она отправилась в пустыню и после долгого путешествия нашла келию Ефрема и, подавая ему свою хартию, сказала: «Архиепископ Василий послал меня к тебе, чтобы ты помолился Богу об очищении греха моего, на хартии сей написанного; все другие он изгладил своей молитвой».

    Но преподобный Еорем, в смиренном сознании своего недостоинства, отвечал: «Кто мог умолить Бога о многих твоих грехах, тот кольми паче может умолить Его об одном последнем грехе твоем. Итак, возвратись же к Василию и не медли нимало, дабы обрести его в живых: ибо он скоро отойдет к Господу». Жена, поклонившись преподобному, с возможной поспешностью отправилась в Кесарию. При входе в город она узнала, что великий святитель скончался, и уже совершается погребение тела его. С неописанной горестью она пошла навстречу погребальному шествию и, припавши к гробу святого, с горестью вопияла: «Увы, святитель Божий, увы мне окаянной! Для того ли ты отсылал меня в пустыню, чтобы я не беспокоила тебя своей просьбой перед твоей смертью?

    Вот и возвратилась, без всякой пользы совершивши трудный путь в пустыню: да судит Бог между мной и тобой - в том, что ты, будучи сам в состоянии оказать мне помощь, отослал за ней к другому». Потом она положила свою хартию на гроб святителя и рассказала о случившемся всем бывшим здесь людям. Один из клириков взял хартию, распечатал ее и, не найдя в ней ни одного написанного слова, сказал жене, что она напрасно сокрушается, не ведая явившегося над ней неизреченного человеколюбия Божия. Весь народ, узнав о чуде, прославил Бога, дарующего столь великую силу и власть верным рабам Своим и по смерти их.

    5) Жил в Кесарии иудей по имени Иосиф, врач столь искусный и опытный в разумении свойства и исхода болезней, что очень нередко за три и четыре дня предузнавал кончину больных. Святой Василий Великий питал к нему расположение и в частных беседах с ним убеждал его оставить иудейский закон и принять святое крещение.

    Но Иосиф всегда отказывался, говоря, что он хочет умереть в той вере, в которой родился. Однажды святитель Божий пророчески сказал ему: «Поверь мне, что ты крестишься еще прежде моей смерти», и с особой силой убеждал его принять Христову веру, говоря, что и отцы его некогда крестились в облаке и море и пили воду от камня, который был прообразом духовного камня - Христа, родившегося от Пресвятой Девы ради нашего спасения.

    Но, несмотря на все убеждения святого Василия, иудей упорствовал в своем неверии. Святитель, незадолго до своей кончины, впал в тяжкую болезнь и пригласил к себе Иосифа, как бы прося помощи от его врачебного искусства. Когда тот пришел, святой Василий спросил его об исходе своей болезни. Внимательно осмотрев больного, Иосиф решительно сказал его домашним, чтобы они приготовили все нужное к погребению, поскольку архиепископ умрет в сей же день до захождения солнца.

    «А если я останусь в живых до половины следующего дня, - спросил его святитель, - ты что тогда сделаешь? Согласишься ли креститься?» - «Клянусь тебе, владыко, что если ты будешь жив до утра, я исполню твою волю».

    Крепко помолился богоносный отец наш Василий, да продлит Господь жизнь его для обращения иудея, и его святая молитва была услышана. Поутру он послал за Иосифом. Тот долго не верил словам слуги, что святитель доселе еще жив, и с великим изумлением убедился в том собственными глазами. Павши к ногам святителя, он из глубины сердца воскликнул: «Велик Бог христианский! Я отрицаюсь иудейства и приступаю к истинной вере христианской. Повели, святой владыко, немедленно преподать святое крещение мне и всему дому моему».

    Святой Василий изъявил намерение крестить его своими руками. И тогда Иосиф заметил ему, что его силы до конца ослабели, и потому он не в состоянии будет совершить таинства. Человек Божий с твердой верой отвечал: «Мы имеем Создателя, нас укрепляющего». И, восстав от одра болезни, он вошел в церковь, сам крестил Иосифа со всем его семейством, сам совершил в тот день литургию и еще говорил пространное поучение к новокрещеным и к другим духовным чадам своим. Когда потом скончался великий святитель, новокрещеный христианин, увидев его уже преставившегося, говорил со слезами: «Воистину, раб Божий, ты и ныне не умер бы, если бы сам того не восхотел» (Чет. Мин., 1 января).

    Суеверные люди считают, что сила молитвы состоит в самом магическом тексте. Набор слов, произнесенный при совершении определенных жестов, а еще лучше - в сочетании с иконками, оберегами, талисманами и перебиранием четок, может повлечь за собой чудодейственное выздоровление, счастливый исход дела или выход из затруднительной ситуации. Такие люди полагают, что это своего рода заклинание, как у Старика Хотабыча «трах-тибидах-тибидох». Тогда получается, что произнести ритуальные слова может каждый - истовый верующий, сомневающийся, даже атеист, и результат будет тот же: подействует.

    Однако большинство религий утверждает, что ритуальные фразы, произнесенные без религиозного чувства, остаются пустыми словами. Их делает действенными лишь сила веры. Молитва является лишь устным выражением устремлений к Богу. Вспомните эпизод из Евангелия, когда больная женщина, видя Иисуса Христа, окруженного толпой, думает: «Стоит мне прикоснуться только к краю Его одежд, как тотчас же исцелюсь». Так и случилось, хотя она не произносила при этом никаких магических формул. Господь сказал ей: «Вера твоя тебя спасла». Заметьте: не молитва, не приложение к одежде (Плащанице, иконам, костям в раках, не паломничество в а вера.

    Почему же мы говорим «сила молитвы»? В устах верующего она является выявлением устремления к Богу, воззванием к Нему. О какой помощи можно просить Его в этом мире? О выздоровлении тела? С этой проблемой нужно обращаться к врачам. О счастливом исходе дела? Мы сами можем повлиять на его результат. Отец Небесный не влияет на то, что происходит в этом мире, мире мертвых вещей. И об этом множество раз указывается в Царствие Божье - не от мира сего. Его королевство - это духовный мир, там Он творит чудеса.

    Давайте посмотрим, в каких случаях в Писаниях проявляется сила молитвы. Вот Петр, видя Иисуса, идущего по воде, говорит: «Повели мне придти к Тебе». Господь говорит: «Иди». Петр выходит из лодки и идет к Христу (его душа устремляется к Богу) по воде (по зыбкой бездне этого мира). Но поскольку дует сильный ветер, вздымающий волны (страсти земные), Петр испугался (поддался искушению), провалился в воду и стал тонуть (начал терять веру). Тогда он закричал: «Господи, спаси меня!».

    И в этом коротком возгласе выявилась вся сила молитвы. Христос подошел, подал ему руку и сказал: «Зачем ты усомнился, маловерный?». Таким образом, воззвание к Богу - это просьба укрепить наш дух, освободить нас от страха перед тяготами и страстями этого мира, усилить нашу веру, если она угасает. Но религиозное воззвание также выявляет наше желание придти к Богу, демонстрирует наше устремление к Добру и наше чаяние вырваться из пут зла, очиститься от грехов, болезни души. Мы восклицаем вслед за отцом одержимого бесом юноши: «Господи! Помоги моему неверию» (Мар.9:23,24).

    Но для того, чтобы наши слова были услышаны, нужно стараться жить по заповедям Божьим, как сказано: «Приблизьтесь ко Мне, и Я приближусь к вам». Сила молитвы «Отче Наш» проявляется лишь в устах того, кто действительно достоин называть Бога своим Отцом Небесным, кто неукоснительно следует заповедям, данным Иисусом Христом в Нагорной проповеди. Поэтому в раннехристианской традиции простые верующие не могли произносить молитву Господню, ее даровали специальным ритуалом вступающему в «Служители Божьи».

    Поистине много может усиленная молитва (Иак 5:16). Это подтверждается множеством примеров. Апостол Иаков дает при­мер из Священной истории Ветхого Завета: по молитве пророка Илии небо не давало дождя в течение трех с половиной лет. Для народа Божия это означало испытание голодом.

    Имея перед собой яркий пример сильной молитвы, я стою перед ним в сознании собственной немощи. И чтобы это сознание не стерлось во мне со временем, Церковь ежедневно напоминает мне о грехах против молитвы. Ежедневное вечернее правило содержит в себе молитву ко Пресвятому Духу. В ней верующий просит прощения у Бога: Прости, Господи, Царю Небесный, аще стоя на молитве, ум мой о лукавствии мира сего подвижеся… или о молитве не радих . Ум мой отходит от молитвы, направляясь к лукавству мира сего, потому что мирское сильнее, чем духовное, затрагивает мой ум. Я нерадиво отношусь к молитве, потому что хотя и знаю, как много может молитва, но это знание не стало силой, преобразующей жизнь, не стало опытом. И поэтому когда мне нужно решить какую-то задачу, я прежде всего подбираю мирские средства для ее решения. Я стараюсь делать дело, а молиться о деле приходит в голову, только если дело не получается. Молитве в данном случае отводится роль соломинки, за которую хватается утопающий. А ведь он видит, что хватается за соломинку, то есть за что-то крайне некрепкое, ненадежное, но поскольку другого выхода у него нет, хватается за то, что есть.

    Конечно, такое отношение к молитве образцовым никак не назовешь. Далекое от образцового положение дел надо как-то исправлять. Но как? Кто может усилить нашу немощную молитву? Есть ряд условий, при которых молитва может стать сильнее. Православная мистико-аскетическая традиция большое место уделяет условиям, способствующим внимательной молитве, в которой участвует весь человек. Отцы-исихасты подчеркивают важность психофизического единства человека молящегося и специально говорят о первой стадии освоения молитвенного делания как о стадии устной молитвы, то есть молитвы, совершаемой не только “про себя” , но и проявляющейся во внешней речи, то есть телесно. Однако и молитва, совершаемая вслух (велегласно), может быть вполне бездушной. Даже молясь на весь храм, диакон может незаметно перейти с одной молитвы к совершенно другой и вместо Многая лета возгласить Вечную память .

    Для того, чтобы сохранить внимание во время молитвы, практикуется краткословная молитва. Наиболее известная ее формула - это молитва Иисусова: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного . Краткословная молитва помещается в одной простой фразе, и ум за несколько ее слов просто не успевает утомляться, то есть краткословная молитва не требует от молящегося каких-то особых интеллектуальных усилий, что позволяет разуму долго и активно участвовать в молитвенном делании. Однако практика Иисусовой молитвы также не всегда является примером живой сильной молитвы. Повторяя по много раз молитву Иисусову, человек может постепенно перейти к механическому воспроизведению слов этой замечательной молитвы. Один из афонских подвижников ХХ века уподобляет механическое повторение Иисусовой молитвы тиканью часового механизма. В такой молитве жизни не больше, чем в часах.

    Еще один усилитель молитвы можно увидеть в том, чтобы стараться молиться как можно чаще и продолжительнее (в конечном счете - молиться непрестанно). Но и это условие усиления молитвы само по себе не приводит к достижению искомого результата. Святитель Игнатий Брянчанинов сравнивает продолжительную молитву, совершаемую внешним образом, с обильным дождем, который падает с неба и разбивается о железную крышу, под которой хранятся зерна. Зерна не получают влаги, не прорастают и не приносят богатый урожай. Этот образ святителя Игнатия говорит о том, что внешние приемы по усилению молитвы могут не дать результата.

    Церковный писатель протоиерей Валентин Свенцицкий называет еще одно непременное условие успеха в молитве - это борьба со страстями. Действительно, много может молитва праведного, бесстрастного.И стало быть, путь к праведности - это путь к сильной молитве. Но многое зависит от того, как понимается праведность. В истории Церкви есть пример ереси, содержание которой целиком мистико-аскетическое. Ересь мессалианства - ересь “молящихся”, которые считали, что 15-летней борьбы со страстями достаточно для того, чтобы стать бесстрастными навсегда, и что для бесстрастного человека молитвенное делание есть такое богообщение, которое заменяет собой таинства.

    Православная установка радикально отличается от мессалианской: борьбе со страстями и покаянию в грехах на земле нет конца. Это значит, что продолжительные аскетические подвиги способствуют очищению сердца от страстей, но не гарантируют бесстрастия. Отвержение мессалианства означает еще и то, что церковная соборная молитва, церковное богослужение - это не первоначальный этап в молитвенном делании; церковная молитва - это пожизненная школа для всех верующих. Личная молитва верующего усиливается от того, что она, как маленькая струйка, входит в поток молитвы собравшихся в храме Божием (протоиерей Глеб Каледа).

    Все эти приемы, усиливающие молитву (молитва вслух, краткословная, частая и продолжительная, соборная) будут плодотворными только при соблюдении определенного условия: между небом (Богом) и землей (человеком) не должно быть железного занавеса. Человек молящийся не должен закрываться от небесного дождя железной крышей. Когда молитвенник открывается Небу, он получает дождевую воду жизни вечной, как Небесный дар, и это приносит обильный плод. Одних усилий человека для того, чтобы молитва стала сильной, мало. Нужно, чтобы усилия человека были умножены силой Божией. Сильная молитва может быть именно результатом содействия (синергии ) Бога и человека.

    Сильной молитвы нет без силы Божией. Само богооткровенное библейское представление о Боге связано с образом Силы. То слово, которое в переводе Ветхого Завета мы читаем как Бог (на языке оригинала Эль, Элоах, Элогим ), буквально означает ‘Си­ла’ или ‘Силы’ (во множественном числе, то есть Сила в высшей степени). Бог воспринимался ветхозаветным человеком как Сила по преимуществу, Сила всепобеждающая. И в православном богословии это учение о Боге как о Силе нашло свое особенное выражение. В ХIV веке подвижник и великий богослов Православной Церкви святитель Григорий Палама сформулировал учение о нетварных Божественных энергиях. Согласно этому учению, Бог открывается в мире как нетварные силы (dЪnamij ) и нетварные действия (™nљrgeia ), причем сила Божия непосредственно и есть Сам Бог. И человек может достичь единства с Богом не по сущности, как учат об этом пантеисты, и не по личности, что означало бы растворение личности человека в Личности Бога . Соединение Бога и человека возможно как прямое и непосредственное, и возможно оно именно в энергии, в силе, в действии, и это соединение на языке догматики называется синергия - содействие.

    Синергийная молитва немыслима без Бога, Который действует Собою в молящемся, и немыслима без человека, без его усилий. В древнем Патерике есть одна история, которая хорошо иллюстрирует это утверждение. К великому подвижнику Антонию пришел человек с просьбой помолиться за него. Авва ответил ему: “Ни я, ни Бог не сжалится над тобой, если ты не будешь заботиться сам о себе и молиться”. Молитва, усиленная синергией, возможна как совместное действие двух: Бога и человека. Сила молитвы имеет место тогда, когда сила Божия в немощи совершается (см. 2 Кор 12:9). Это таинственное изречение Апостола дает надежду всем, кто ищет усиления своей молитвы. Апостол Павел свидетельствует, что даже обессиленный, немощный человек, если он эту свою немощь осознает и исповедует перед Богом, если он открывает свое сердце для того, чтобы Бог вошел в него Своею силой, вошел в него как сила, укрепляющая немощь человеческую, то Бог действительно посещает такого человека и творит в нем и через него чудные дела Свои. Эта немощь человека, молящего Бога о подании силы, и есть та нищета духовная, о которой говорил Господь наш Иисус Христос в Своей Нагорной проповеди: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное (Мф 5:3). Человек, ощущающий себя духовно нищим, просит о духовном даре, и если он взыскует самого главного - Самого Бога, Самого Дарителя и Дар, Саму Силу всепобеждающую - тогда Господь сходит с Небес на землю сердца такого человека как благодатный дождь, наполняет его жизнью и делает молитвы его действенными и сильными.