26 августа 1910 года родилась католическая монахиня, основательница женской монашеской конгрегации «Сестры Миссионерки Любви», лауреат Нобелевской премии мира и причисленная в 2003 году Католической Церковью к лику блаженных Мать Тереза Калькуттская.

Сегодня мы решили продемонстрировать основные вехи ее жизненного пути и отобразить их в нашей классической фотоподборке.

Агнесса Гонджа Бояджиу родилась в семье албанского торговца в Македонии, в 1910 году. В 1919 году, когда Агнес было 9 лет, погиб её отец. Дружная и обеспеченная благодаря отцу семья пережила не только горе, но и впервые столкнулась с материальными трудностями.



Мать Тереза в юности

В 1928 году, в 18 лет, Агнесс окончила среднюю школу и задумалась о своём будущем. Однажды услышав, как священник читает письма от миссионеров из Индии, она заинтересовалась деятельностью бенгальской миссии и послушала внутренний голос, который «призывал её стать миссионеркой в Индии». На этот раз девушка не стала противиться зову сердца, а решила «отправиться и поведать о жизни Христа людям». Для этого она уехала в Дублин (25.09.1928) и вступила в ирландский Орден сестёр Лорето, имевший миссию в Индии.


Молодая Мать Тереза

Зимой 1929 года после двух месяцев пребывания в ирландском Ордене сестёр Лорето и изучения английского языка Агнесс прибыла в монастырь Ордена в предгорье Гималаев, где и провела срок своего послушничества, готовясь к пострижению в монахини. По окончании срока её направили в Калькутту преподавать историю и географию в школу Св. Анны для девочек из обеспеченных семей. Здесь она выучила хинди и бенгальский язык. Здесь же впервые столкнулась с ужасающей нищетой Калькутты. 24 мая 1937 года Агнесс приняла монашеские обеты и стала директором школы Св. Анны.

«Мир начинается с улыбки»

Агнесс Гонджа Бояджиу взяла себе монашеское имя Тереза в честь Святой Терезы де Лизье, французской монахини XIX века, которая стремилась делать добро, с радостью выполняя самую неприятную работу.


«Бог посылает нам испытания, чтобы мы, преодолевая их, укреплялись, а не отчаивались»

10 сентября 1946 года сестра Тереза отправилась на ежегодное Святое Говенье в Дарджилинг, позже эту поездку она назвала «самым важным путешествием в её жизни ».


Под мерный перестук колёс в поезде она задремала, но внезапно проснулась оттого, что услышала голос, который был внутри неё: «Иди и живи среди бедных, а Я буду с тобой ». Это было божественное видение, смысл которого ей был ясен — Калькутта, беднейшая из бедных.


«Если вы судите кого-либо, то у вас не остается времени его любить»


Она вспоминала позже: «Я должна была покинуть монастырь и жить среди бедных, помогая им. Это был приказ свыше, от самого Бога. Теперь я знала, что надо делать, но не знала как ».


Сестра Тереза была настойчива в своём стремлении — уйти из монастыря и жить среди бедных, но ни мать-настоятельница монастыря, ни сестры Ордена не поддержали её решения и даже стали относиться враждебно. Страдая от такого непонимания, сестра Тереза серьёзно заболела и едва не умерла. Во время болезни на неё снизошло видение, в котором она увидела себя на Небе стоящей перед Святым Петром. Между ними состоялся диалог:

- Зачем ты пришла сюда ? — спросил её Святой Пётр. — Тебе здесь нечего делать. На Небе нет бедных. О ком же ты будешь заботиться здесь ?
- Ладно, я уйду, но скоро и у вас появятся бедные. Я приведу их на Небо из трущоб , — ответила ему монахиня.


«Самое важное лекарство — это нежная любовь и забота»

Оповещённый обо всём этом архиепископ Калькутты не знал, как поступить, и отложил принятие решения на год. Год спустя сестра Тереза (37 лет), ещё более уверовав в своё предопределение, вновь обратилась к архиепископу, а тот — в Ватикан к Папе римскому и в Ирландию в руководство Ордена. И, наконец, ещё год спустя, 16 августа 1948 года (38 лет) сестра Тереза получила разрешение покинуть Орден при условии, что она продолжит следовать обету нищеты, целомудрия и поста.


«Ад — это место, где дурно пахнет и никто никого не любит»

Навсегда простившись со спокойной, размеренной жизнью монастыря, сестра Тереза по ускоренной программе окончила курсы медсестёр и пошла в самый бедняцкий квартал Калькутты — трущобы Моти Джил. В первый день она просто говорила с нищими и помогала им, чем могла. На второй день взялась учить пятерых ребятишек из бедных семей алфавиту, рисуя буквы прямо на песке. Спала на соломенном полу в хижине, питалась, чем приходилось. Но уже некоторое время спустя, сумела снять небольшое помещение для школы, чтобы учить детей читать, писать и обслуживать себя, а также говорить с ними о Боге, который, несмотря на всю эту убогость, любит их.


«Добрые слова сказать несложно, но их эхо долго живет в человеческих сердцах»

Вскоре у неё появилась помощница, потом вторая, третья, четвёртая. Через год их уже было семеро. Все они тщательно отбирались, по самым строгим правилам их начальницы. Сестра Тереза была очень деятельной и целенаправленной, к тому же, не лишённой трудолюбия и не боящейся трудностей.


1950 год. Матери Терезе 40 лет — «время нонагонов» (Многие события, происходящие в это время, особенно начатые по инициативе самого человека, следует воспринимать как долг. Взятые в это время обязательства придётся выполнять ).


Мать Тереза и Принцесса Диана

Орден Сестёр Милосердия был открыт. Можно сказать, с этого времени сестра Тереза стала Матерью Терезой. В уставе своего Ордена к трём монашеским обетам (нищеты, целомудрия и поста) она добавила четвёртый — всеми силами служить беднейшим, ничего не требуя взамен. Поэтому дальше была работа — тяжёлая, неприятная, гнетущая, изматывающая, но с радостью в сердце и улыбкой на устах.


«Добрые слова кратки, произнести их легко, но эхо их продолжает звучать в вечности»

Ватикан никакой помощи не выделял, и сестры справлялись сами. Следуя уставу, они не имели никакого имущества, кроме одной смены одежды, спали на соломенных матрасах прямо на полу, питались рисом и овощами. Ежедневно вставали в 4 часа утра, усердно молились, а затем по 16 часов в день работали среди бедных. Чем занимались? Выпрашивали у богатых еду, тряпьё и лекарства с истёкшим сроком годности. Подбирали на улицах стариков, детей-калек, прокажённых, мыли их, обрабатывали раны, кормили и пр. (за 40 лет существования домов для умирающих сестрами Ордена с улиц Калькутты было подобрано 54 000 человек!).


«Радость — это сети любви для уловления душ»


Дом для умирающих посетил папа Иоанн Павел II (4 февраля 1986 года). Он был настолько потрясён всем происходившим, что не смог произнести ни слова, «с того самого дня Мать Тереза стала его правой рукой, его вторым «Я» в женском обличье». Сегодня первый Дом для умирающих («Нирмал Хирдай») стал молельней, доступной для всех желающих. В одном из его углов стоит статуя Божьей Матери с диадемой из золотых колец на голове. Когда-то эти кольца носили в носу женщины, которые умерли в этом Доме. «Вот так те, кто не имел ни гроша, подарили Божьей Матери золотую корону », — говорила о них Мать Тереза.


Фото: Мать Тереза отпускающая голубя

Исцелить их было нельзя, им помогали умереть. И бедняги, которым более всего на свете нужна была простая человеческая любовь, умирали с улыбкой на устах. В христианскую веру их не обращали, хотя и говорили им: «Хвала Иисусу в твоём лице, ведь это ты сейчас делишь с ним его муки». Хоронили по индусским обычаям. И так изо дня в день, месяц за месяцем, год за годом, без помощи и поддержки, всё только по воле Провидения…


«Легко любить дальних, но не так-то легко полюбить ближних»

Осенью 1950 года Орден Миссии Милосердия, в котором к тому времени было уже 12 сестёр, начал свою официальную деятельность (утверждён 7.10.1950 папой Пием XII). Сегодня тысячи сестёр Ордена Милосердия во всём мире отмечают 7 октября, как день основания единственного католического Ордена, возникшего в XX веке.


«Мы не можем творить великие дела — а только маленькие дела с большой любовью»

Мать Тереза сама удивлялась тому, как порой решались материальные проблемы. Сразу же после открытия Ордена один богатый господин продал им за бесценок свой дом, который стали называть «Домом Матери» (в нём жили сестры милосердия, прибывавшие из других городов Индии, а в дальнейшем — и со всего мира). Понемногу поступали подаяния от людей. С началом же экспансии Ордена по всему миру (1965 год) Мать Тереза стала получать премии и крупные пожертвования, которые всецело направлялись на помощь беднейшим из бедных.


«Слова ободрения и привета могут быть коротки, но у них бесконечное эхо»

Мать Тереза сама открывала новые отделения своего Ордена в разных странах. Сама или по просьбе Папы Римского отправлялась в зоны войн и катастроф; посетила палестинские лагеря беженцев в Ливане, Эфиопию во время засухи, Гватемалу после землетрясения, Советский Союз после Чернобыля и Спитака, Боснию и Герцеговину в годы их разрухи.


17 октября 1979 года мать Тереза получила Нобелевскую премию мира

Во время своих поездок Мать Тереза никогда не оставалась просто сторонним наблюдателем, она помогала людям, например, в разбомбленном Бейруте подобрала и чудом вывезла оттуда 60 изувеченных и больных малышей, в Спитаке открыла Дом милосердия для пострадавших от землетрясения. Когда же мир узнал о массовых изнасилованиях в Боснии, которые превратились едва ли не в орудие войны, Мать Тереза отправилась туда, в поездку по женским больницам. Она просила пострадавших боснийских женщин не делать аборты. «Отдайте их мне, если вы не хотите воспитывать их сами. У меня хватит любви для всех отвергнутых детей», — говорила им Мать Тереза.


«Я чувствую себя карандашом в руке Господа. Бог пишет нами, и пишет хорошо, даже если мы — несовершенное орудие»

Католический орден, организованный Матерью Терезой, не смотря на строжайший аскетизм, пользуется огромной популярностью во всём мире. На сегодняшний день это единственный религиозный орден, в который число желающих вступить превышает возможности конгрегации их принять.


«Любовь не должна и не может быть самоцелью, ибо в таком случае она теряет смысл и свое значение»

По данным 1997 года (года смерти Матери Терезы и подведения итогов её деятельности) в мире существовало 400 отделений Ордена Сестёр Милосердия в 111 странах, 700 Домов Милосердия в 126 странах, сотни тысяч людей получили медпомощь, в школах Ордена обучалось 20 000 детей. Бюджет Ордена составляет примерно 10−50 миллиардов долларов в год.


Памятник Матери Терезе в родном городе Скопье

Хотя Мать Тереза считала свою работу «каплей в море», её известность и признание в мире росли. Возросли и обязанности. Выйдя за рамки Калькутты, она стала посланником миссии милосердия в других городах и странах, а вместе с тем желанным и почётным участником многих общественных мероприятий и форумов. Её труд был отмечен многочисленными почётными наградами и премиями, особенно в 70-ые годы.

В октябре этого года, не только в армянской, но и в зарубежной прессе появились материалы, рассказывающие об армянском происхождении Матери Терезы. Эту информацию в одном из своих интервью подтвердил предстоятель Арцахской епархии Армянской Апостольской церкви архиепископ Паргев Мартиросян.

По словам архиепископа, об этом Мать Тереза рассказала в ходе своего визита в Армению во время спитакского землетрясения в 1988 году.

«После Спитакского землетрясения 1988 года, когда Мать Тереза прибыла в Армению, она встречалась также с Вазгеном I. В ходе встречи Мать Тереза рассказала Католикосу о своем армянском происхождении. А сразу после встречи, когда мы, 20-25 представителей духовенства, собрались, Вазген I, которого это сообщение не только обрадовало, но и удивило, рассказал об этом нам» , - рассказал архиепископ Паргев Мартиросян.

Согласно имеющейся информации, Мать Тереза была армянкой по отцу. Ее отец – Никол Бояджян, был выходцем из Западной Армении, переселившимся в Албанию. Там он женился на албанке Дранфиле, матери Агнес (настоящее имя Матери Терезы).

Агнес Гондже Бояджиу (Бояджян) родилась 27 августа 1910 года в македонском городе Скопье (тогда это была территория Османской империи). В семье католиков, в которой выросла Агнес, большое внимание уделялось церкви, богослужениям, молитвам и благотворительности.

Никол Бояджян был совладельцем крупной строительной фирмы и преуспевающим торговцем. Он был также членом муниципального совета, знал много языков, часто путешествовал и очень интересовался политикой.

После смерти отца, мать Гондже – Дранфиле, приютила шестерых сирот. Она воспитывала 9 детей (трое своих) подрабатывая шитьем и вышиванием.

С детства Агнес пела в церковном хоре вместе со своей сестрой Агатой. Гондже проводила много времени в ордене Святой Девы Марии. Она помогала священнику, который не знал языков, много читала о словенских и хорватских миссиях в Индии. Каждый год девочка совершала паломничество в Черногорию. Там у иконы Пресвятой Девы Марии она впервые ощутила призыв к служению Богу. Но двенадцатилетней девочке тогда еще не хотелось становиться монахиней и она заглушила в себе внутренний голос.

После этого Агнес много молилась и рассказала о случившемся матери и сестре. Некоторое время спустя она спросила у священника, как она может быть уверена в том, что действительно слышала голос Божий, на что тот ответил: «Прислушайся к своей душе. Если ты на самом деле счастлива, что Бог призвал тебя служить Ему, Ему и ближнему твоему, значит, это действительно был зов. Радость в твоей душе - это тот самый компас, который укажет тебе дорогу в жизни».

Позднее тот же голос призвал юную девушку стать миссионеркой в Индии. Единственным путем, который давал возможность воплотить в жизнь эту мечту, было вступление в конгрегацию миссионерок. Гондже предстояло поехать в Дублин и вступить в ирландский орден сестер Лорето, имевший миссию в Индии.

В 1929 году Гондже добралась до Калькутты. 24 мая 1937 года Агнес приняла монашеский обет и стала директором бенгальского отделения в школе Св. Анны. Она взяла себе монашеское имя Тереза в честь Святой Терезы де Лизье - французской монахини XIX века, которая стремилась делать добро, с радостью выполняя самую неприятную работу.

В 1948 году Мать Тереза покинула монастырь и поселилась среди бедных. Так ей велел Божий голос. Долгие годы она прожила в нищете вместе с многотысячным населением, помогая им. С каждым годом у нее появлялось все больше последовательниц, также желающих помогать бедным и больным.

Осенью 1950 года мать Тереза получила разрешение Ватикана на создание ордена сестер милосердия.

С 1965 года деятельность монашеской конгрегации, основанной Матерью Терезой, переступила границы Индии, в настоящее время она имеет 400 отделений в 111 странах мира и 700 домов милосердия в 120 странах. Её миссии действуют как правило в районах стихийных бедствий и экономически неблагополучных регионах.

В 1979 году матери Терезе была присуждена Нобелевская премия мира «За деятельность в помощь страждущему человеку».

Мать Тереза скончалась в 1997 году, в возрасте 88 лет. В 2003 году Католическая церковь причислила ее к лику блаженных.

Святая Тереза Калькуттская или мать Тереза – монахиня, основала женскую монашескую конгрегацию сестер-миссионерок, которые служили больным и бедным.

Людям свойственно мечтать о материальном – большой дом, шикарная машина(главное, чтобы лучше, чем у соседа), о деньгах и славе. А эта девочка с детства мечтала посвятить себя служению бедным, она хотела успокоить всех страждущих и накормить тех, кто голоден. Ее все звали мать Тереза, она удивительная женщина, таких, как она, больше нет. Миллионы людей восприняли ее смерть, как личное горе. Ее уважали все народности планеты Земля, ведь недаром Тереза удостоилась Нобелевской премии мира в 1979 году.

Детство

Родилась Агнес Гондже Бояджиу (настоящее имя матери Терезы) 26 августа 1910 года в городе Скопье Османской империи. Большинство жителей этого городка были мусульманами-албанцами. Ее родители Никола и Дранфиле исповедовали католицизм.

Отец имел собственное дело, мама прекрасно шила. Семья была достаточно обеспеченной и трое детей росли в достатке. Родители девочки отличались невероятной добротой и отзывчивостью, они постоянно кому-то помогали, даже если совершенно не знали этого человека. С ранних лет Агнес наблюдала, как милосердие ее родителей помогает людям бороться с трудностями, и вскоре поняла, что ей тоже нравится оказывать посильную помощь всем, кто в ней нуждается.

Агнес была четырехлетней малышкой, когда прогремели первые залпы Первой мировой войны. Ее родина погрязла во внутренних конфликтах, в стране начинало развиваться национально-освободительное движение. По национальности отец семейства был албанцем, он стал активным участником народного движения. Никола умер в 1919-м, при невыясненных обстоятельствах. Предполагали, что смерть вызвало отравление.

Мама осталась сама с тремя детьми, времена наступили трудные, однако женщина не опускала руки. Она много работала, чтобы содержать детей, причем не только своих, но и шестерых приемных, которые появились в их доме сразу после войны. В юные годы Агнес очень нравилась церковная служба, поэтому она часто бывала на службе и много молилась. Однажды она прочитала в газете об индийских миссионерах, и с тех пор стала мечтать пополнить их ряды. Во время молитв девушка поняла, что ей близок монашеский путь, хотя об образе их жизни она ничего не знала.

В 1928-м Агнес решилась на поездку в Париж, где ей удалось пройти собеседование и стать одной из сестер ордена Лоретто. Прощание с родными было болезненным, с тех пор Агнес больше никогда не видела мать, только всю жизнь писала ей письма.

Вначале девушка отправилась в Ирландию, где ей предстояло в совершенстве выучить английский язык, без которого невозможно было отправляться с индийскую миссию. В те годы Индия была одной из Британских колоний. В начале января 1929-го юная Агнес оказалась в Калькутте, которая с тех пор стала ее вторым домом.

Религия и благотворительность

В 1931-м девушка взяла себе новое имя Мария Тереза и перешла в послушницы. Знание бенгальского языка помогло ей занять место учителя монастырской школы Лоретто. Город прозябал в нищете, и на этом фоне жизнь в монастыре напоминала сытый островок. Монахини воспитывали благополучных детей, жили уединено и тихо. Тереза не могла смириться с тем, что людские беды проходят мимо нее, потому что именно для помощи нуждающимся она забралась так далеко от родного дома.


1937 год стал поворотным в биографии Терезы – она стала монахиней, и теперь ее именуют мать Тереза. В это время она впервые пришла в школу святой Марии, где и осталась на протяжении почти двух десятков лет. Тереза стала преподавателем географии и истории. Когда началась Вторая мировая война, жители Калькутты страдали от жуткого голода. Поэтому мать Тереза и другие сестры стремились спасти умирающих от нищеты и голодной смерти местных жителей.

В 1946-м мать Тереза получила разрешение монашеского ордена на занятие благотворительностью. Она понимает, что правильнее было бы помогать нуждающимся там, где они живут, а не в стенах монастыря.

Тереза покидает обитель, и с тех пор живет вместе с нуждающимися на самих задворках. Она кормит и моет больных, обрабатывает раны и даже помогает с похоронами.

За два года ее примеру последовали и другие монахини, и со временем они организовались в общину. В 1950-м они назвали себя Орден миссионерок любви. Все монахини трудились безвозмездно, обет запрещал им брать любое вознаграждение за свой труд. Движение с каждым годом ширилось, и вскоре мать Тереза уже руководила строительством больниц, приютов, школ.

Это стало возможным благодаря незначительным пожертвованиям обычных людей и значительной меценатской помощи. Именно за эти средства строились объекты и существовало сообщество монахинь. Шло время, и благотворительная деятельность Ордена, руководимого матерью Терезой, распространилась по всей земле. Начиная с 1965-го и до настоящего времени, филиалы общества помогают выжить обездоленным и нищим во всех уголках мира.

Теперь имя матери Терезы было известно практически каждому землянину, ее уважали и любили. В 1979 году, в возрасте 69 лет она стала обладательницей Нобелевской премии мира, за проявленное милосердие и оказание помощи всем нуждающимся.

В 2016-м по инициативе католической церкви Тереза Калькутская была канонизирована.

Критика и разоблачения

Несмотря на всеобщую любовь и преклонение перед заслугами матери Терезы, находились и критики, которые сумели найти в ее биографии множество противоречий и провокационных фактов. Ей ставили в вину общение с криминальным миром, потому что именно средства диктаторов и разного рода мошенников оседали на ее счетах, и ни о какой прозрачности их расходования речь не шла. Остается неизвестным, куда могли пойти миллионы, которые проходили через руки женщины, всю жизнь проходившей в холщовом сари.

Матери Терезе ставили в вину халатность и непрофессионализм. Существует мнение, что на те средства, которые находились на ее счетах, можно было построить современные больницы, оснащенные по последнему слову техники. А по итогу оказалось, что в больницах и приютах процветала антисанитария. Ее обвиняли в том, что она возвела бедность в культ, и это не способствовало оздоровлению ее пациентов.

Критики уверены, что в отличие от других людей, сама мать Тереза никогда не доверяла свое здоровье докторам обычных клиник, предпочитая лечиться в дорогих и престижных. Так она и ее подопечные умудрялись жить по двойным стандартам, вопреки правилам, установленным ими самими.

Существовало мнение, что умирающих больных без их ведома крестили в католиков. В 1994-м на экраны выла документальная лента «Ангел из ада», в которой изобличали всю деятельность матери Терезы.

Личная жизнь

С юных лет Тереза стала «невестой Христовой», поэтому о семье и детях даже не задумывалась. Естественно, что и личная жизнь в прямом понимании этого словосочетания у нее отсутствовала.

Тереза никого не выделяла, и старалась в каждом разглядеть Божий образ. Хотя у нее было немало друзей, с которыми она любила общаться. Дружеские отношения связывали мать Терезу с принцессой Дианой, Индирой Ганди, Чарльзом Китингом, Мишелем Дювалье.

Смерть

Первое недомогание мать Тереза почувствовала в 80-х, именно тогда ее сердце начало шалить. Один за другим случились сердечные приступы, после которых доктора настояли на хирургическом вмешательстве и установке кардиостимулятора. Сердце так и продолжало беспокоить монахиню до самой смерти, и кроме этого она постоянно страдала от других болезней. Тереза переболела малярией, пневмонией и страдала от перелома кости.


Но даже тяжелые недуги не смогли вызвать у нее боязнь смерти, женщина говорила, что она готова к встрече с Богом и всеми, кому оказывала помощь при жизни. Эти слова не поддаются сомнению, потому что она говорила их с умиротворенным выражением лица.

Когда ее самочувствие стало совсем плохим, мать Тереза сдала полномочия руководителя Ордена, и уехала в Калифорнию на лечение в одну из клиник. К сожалению, лечение не помогло, слишком изношенным был ее организм и чересчур тяжелыми оказались ее ежедневные нагрузки. Ко всему этому добавилась и болезнь сердца, которая и стала причиной ее ухода в лучший мир 5 сентября 1997 года. Хоронили мать Терезу в Калькутте, видео траурной процессии транслировали телеканалы по всему миру в прямом эфире.

Дело, начатое матерью Терезой, продолжает жить. По-прежнему бедные и обездоленные могут обратиться за помощью и быть уверенными, что им не откажут в их просьбе. Высказывания этой умудренной жизненным опытом женщины поддерживают в людях веру в лучшие человеческие качества и в Бога.

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Монахиня (в миру Агнес Гонджа Бояджиу, 1910 1997), которая сделала свою жизнь примером подвижнического социального служения религиозного человека. Родилась в г. Скопле (в то время под властью Турции, с 946 столица Македонии) в благополучной… … Словарь крылатых слов и выражений

мать Тереза - Биография матери Терезы Католическая монахиня мать Тереза Калькуттская (в миру Агнес Гонджа Бояджиу) родилась 26 августа 1910 года в Османской империи (ныне - территория Македонии) в городе Ускюб (ныне - Скопье). Сама мать Тереза… … Энциклопедия ньюсмейкеров

1. Жарг. шк. Шутл. Школьная медсестра. Максимов, 241. 2. Жарг. мол. Ирон. Человек, который обещал помочь и не помог кому л. Максимов, 241 … Большой словарь русских поговорок

У этого термина существуют и другие значения, см. Мать Тереза. Мать Тереза Калькуттская Mother Teresa of Calcutta Жан … Википедия

Тереза (мать Тереза) - ТЕРÉЗА (Teresa), мать Тереза (в миру Агнес Гонджа Бояджиу, Bojaxhiu) (1910–1997), основательница (1950, в Калькутте, Индия) и настоятельница католич. Ордена милосердия. В разл. странах основывала школы, мед. пункты, приюты для бедняков. Ноб … Биографический словарь

Блаженная Мать Тереза Калькуттская - Сама мать Тереза считала днем своего рождения день крещения - 27 сентября. Ее родители были состоятельными албанцами‑католиками. Отец был совладельцем крупной строительной фирмы и преуспевающим торговцем. Он скончался в 1919 г., мать… … Энциклопедия ньюсмейкеров

МАТЬ ТЕРЕЗА (1910 1997), католическая монахиня, основательница Ордена милосердия, монашеской конгрегации, занимающейся служением бедным и больным. В 1979 мать Тереза была удостоена Нобелевской премии мира. Мать Тереза (Агнес Гонджа Бояджиу)… … Энциклопедия Кольера

I из Лизьё (Thérèsa de Lisieux), Тереза младенца Иисуса и Св. Лика (1873 1897), французская монахиня кармелитка, святая Римско католической церкви. В XX в. известность получила её духовная автобиография «История одной души» (1898). II мать Тереза … Энциклопедический словарь

Мать: Мать женщина по отношению к своим детям (см. Родственные отношения). Богиня мать, Мать Земля, Мать мира в мифологии разных народов прародительница всего сущего. Богоматерь Мать книги в исламе предвечный и несотворенный… … Википедия

- (мать Тереза) (в миру Агнес Гонджа Бояджиу Bojaxhiu) (р. 1910), основательница (1950, Индия) и настоятельница католического Ордена милосердия. В различных странах основывала школы, медицинские пункты, приюты для бедняков. Нобелевская премия мира… … Большой Энциклопедический словарь

Книги

  • Мать Тереза , Чейн Юнь Юэ. "Люди могут быть высокомерными и неразумными, неверно мыслящими и эгоцентричными, несмотря на это - любите их…"Милосердие - главное чувство, которым руководствовалась Мать Тереза, всей своей…
  • Мать Тереза , Чейн Ю.. Вашему вниманию предлагается книга Мать Тереза (из серии Великие имена)…

26 августа родилась мать Тереза Калькутская. Что скрывалось за неизменной улыбкой на лице этой католической монахини, ставшей святой?

Мать Тереза Калькутская. Фото с сайта wikipedia.org

Белый штрих

17 августа 1948 года Тереза, 38-летняя католическая монахиня, вышла за ворота калькуттской общины Лоретанской Божией Матери и решительно устремилась в мир. У первой и тогда единственной сестры Ордена Милосердия была цель — помогать всем бедным и обездоленным, кого встретит на пути.

Белое сари, накидка с голубой каемкой, улыбка на лице. Такой мир будет видеть ее почти полвека, до самой ее кончины 5 сентября 1997 года. Мать Тереза старалась сделать все, чтобы ее не знали другой. Даже на вручение Нобелевской премии явится в том же сари (цена 1 доллар — будут смаковать газеты) и в сандалиях на босу ногу, несмотря на норвежские погоды.

Огромный советский народ впервые узнал о ее существовании в 1988 году — после землетрясения в Спитаке. Эта фигурка среди руин и ужаса выглядела странно. Но и мы быстро усвоили поговорку-отговорку: «Я не мать Тереза!» Означает: «Я не ангел и не чудотворец, не требуй невозможного!»

«По натуре я чувствительна»

Она, действительно, не была ангелом, а обычным человеком из плоти и крови — очень хрупким (45 кг веса, 150 см роста), очень одиноким и страдающим. «По натуре я чувствительна, люблю милые, красивые вещицы, уют и все, что с ним связано, — мне очень нужно любить и быть любимой», — признается Тереза (здесь и далее цитируются ее письма духовникам. – Прим. ред.).

Первая помощница появится у нее только через год. Ей было тяжко оставлять монастырь, она безмерно скучала по подружкам и часто плакала от одиночества, голода, нищеты — пусть и добровольной. «Оказывается, зачастую бедность — это очень трудно», – наивно признается Тереза и приучает себя к ней. Ведь «полная бедность – она даст нам увидеть в бедных Бога».

Писала архиепископу письма на такой безобразной бумаге, что даже извинялась. Немецкий журнал Stern отметил год со дня смерти монахини статьей «Мать Тереза, где твои миллионы?». «Святую сточных канав» обвиняли, будто та купалась в роскоши. Только когда успевала?

Быт как он был

Фото с сайта calcutamadreteresa.blogspot.ru

Подъем в 4.40, утренняя молитва, и сразу – за дела, всегда – среди людей. Обитала Тереза в мрачном сером домике; окна спальни с узкой железной кроватью (она же – приемная, она же – кабинет) выходили на оживленную магистраль. Дверь не закрывалась никогда. Порой там царил такой шум, что Тереза не могла расслышать своих посетителей. Толпы просителей ожидали ее каждый день в небольшом дворике. «Ее жизнь была сплошным мученичеством, – говорят сестры. – Но она никогда не жаловалась».

Мать Тереза не признавала ни стиральных машин, ни вентиляторов, ни каких-либо других достижений цивилизации. Ездила мать Тереза только третьим классом, беря с собой грубую корзинку, которой очень дорожила: ведь ее сделали прокаженные («мои дети») своими изуродованными руками.

Папа Римский как-то сделал ей довольно нелепый подарок: лимузин. Та сразу машину продала и построила приют для умственно отсталых. Как отнесся к этому понтифик? Похоже, Терезу это не слишком волновало, как и политические тонкости вообще.

О спорах вокруг канонизации матери Терезы читайте здесь :

Как Тэтчер табуретки подарила

Ее упрекали за наивность. Она одинаково радушно приветствовала политиков независимо от взглядов и возлагала цветы на могилы мертвых тиранов. Мать Тереза была убеждена, что, награждая любовью всех одинаково – сирых и гламурных, убогих и крутых, – ты умножаешь общее количество добра в мире. Упрекали ее и в том, что Орден Милосердия не гнушался «грязными» деньгами.

Но нужно было видеть, как мать Тереза обращалась с такими спонсорами. Как-то в Калькутте пришли посланцы от очень авторитетных людей. Тереза передала через помощников, что примет дар лишь в том случае, если толстосумы придут сами и будут прислуживать на утреннике для больных детей.

Как ни прискорбно, но примерно так же поступала она порой и с репортерами. Одного, к примеру, приставила помогать сестрам мыть больных в Доме для умирающих, и тот больше не заикался об интервью.

Да, мать Тереза умела быть и жесткой, и резкой.

Первые газетные заметки об Ордене заставили ее «холодеть от ужаса»: «Я очень боюсь, что люди заговорят обо мне и не заметят Иисуса». Если она и нуждалась в пиаре, репортеры могли лишь только повредить. Тереза и сама могла тронуть самые бесчувственные сердца сильных мира сего и, по отзывам одного из них, «умела манипулировать общественным мнением как никто в мире». При случае могла тонко и съязвить. Как-то раз Маргарет Тэтчер, наобещав с три короба, пожертвовала спустя год скромную сумму. И мать Тереза в беседе с высокопоставленными политиками воскликнула: «Люблю Англию! Одна леди – Дарчер? Дечер? – даже помогла мне купить несколько табуретов для больницы». Ее тонкое чувство юмора отмечают все, вплоть до церковного начальства. А сама сетовала: «Боюсь, Христу досталась легкомысленная невеста».

Евангелие на пальцах

Фото с сайта stream.org

Она подбирала с городских улиц умирающих, мыла прокаженных, раскапывала мусорные кучи, куда подбрасывали детей, кормила голодных, просила подаяние, учила грамоте детей, рисуя палочкой буквы в грязи… Ей говорили: «Вы лечите не причину, а следствие, латаете дыры на ветхой одежде». Тереза, упрямая и невероятно напористая, не слушала никого.

Как-то раз она наткнулась на женщину, умиравшую посреди улицы. Ту уже ели крысы. Тереза дотащила ее до больницы, где сказали: «Для таких мест нет». Что ж. В конце концов, обив немало порогов, она открыла «для таких» Дом умирающих. Его «пациентов» даже описывать страшно. У одних раны кишели червями, у других застарелые бинты приходилось сдирать вместе с мясом, у третьих проказа съела кожу… Мать Тереза словно ничего не замечала, для нее все они были просто нуждающимися в помощи людьми. А в каждом страждущем – Христос.

Она учила сестер: «У каждой из вас всегда при себе есть Евангелие. Это – пять пальцев. Загибай и повторяй: «То – что – вы – Мне – сделали». Так – верила она – забота о людях, на которых и взглянуть страшно, станет благой и легкой.

Но вид пациентов пугал некоторых сестер настолько, что они убегали. Не все выдерживали жизнь в Ордене Милосердия. К сестрам она была очень требовательна, могла проявлять и жесткость, и резкость. Одна из первых помощниц матери Терезы вспоминает: «Она приказывала нам брать на руки умирающих детей и держать до самого последнего вздоха. Иногда мы не выпускали их сутками – мать Тереза запрещала. Но порой случалось чудо… Малыши воскресали».

«Меня сравнивают с сатаной»

Фото с сайта independent.co.uk

«Она крайне требовательна к себе и очень смиренна, – пишет подруга детства Терезы. – Дается ей это огромным трудом». По уставу Ордена Милосердия настоятельница наравне со всеми должна была просить подаяние. Попросила как-то хлеба, а пекарь плюнул ей в протянутые ладони. «Я сохраню ваш дар, – ответила Тереза, – но нельзя ли мне получить еще что-то для голодных детей?» Булочник был посрамлен и отныне снабжал Орден Милосердия хлебом, став его эксклюзивным поставщиком.

За годы работы мать Тереза привыкла к неприятию и злобе. «Конечно, меня сочтут сумасшедшей… Начать с нуля дело, которое принесет в основном страдания», – писала мать Тереза духовнику.

Впрочем, ее недолюбливали и в стенах Лоретанской обители. Сестер раздражало ее происхождение (родилась-то албанка Ганжа еще в Османской империи), чуждое воспитание, образование. Стоило ей начать обсуждать с духовником Ван Эксемом проект будущего Ордена Милосердия, как поползли слухи: отчего это сестра Тереза проводит столько времени в исповедальне! Дело кончилось переводом в другую общину.

А когда Тереза вышла на улицу помогать бедным и к ней стали присоединяться воспитанницы монастырской школы, мать генеральная настоятельница запретила сестрам иметь с ней дело. Даже близкие подруги отвернулись от нее тогда. «Я становлюсь пугалом для Лоретанских сестер, – сокрушалась Тереза. – Меня сравнивают с сатаной, а нашу работу – с его делами». Но к ней все равно шли, и это шествие милосердия по улицам Калькутты было уже не остановить… Ко дню ее смерти в мире существовало 400 отделений Ордена Милосердия в 111 странах.

Разговор в поезде и что за ним последовало

Фото с сайта wesphelan.com

Да, никто не мог препятствовать тихой матери Терезе, если та что-то задумывала. Ее напористость, стремительность проявляется даже в манере ее письма. Изо всех знаков препинания она больше всего любила тире, мощно толкающее читателя от одного смыслового куска к другому, не давая остановиться на ненужных мелочах.

«Стать индианкой – жить с ними – как они – чтобы достучаться до их сердец», – пишет она духовнику после того, как 10 декабря 1946 года услышала в поезде… голос Христа. «Его приказание звучало невероятно отчетливо. Я должна была покинуть монастырь и помогать бедным, живя с ними под одной крышей, просвещая их светом Евангелия».

Вернувшись в Калькутту, Тереза тут же поведала о разговоре в поезде своему духовнику Ван Эксему и архиепископу Калькуттскому Фердинанду Перье. Оба запретили ей даже думать об этом и самую мысль велели отгонять как соблазн.

К тому же сама затея одиночного, никем не финансируемого похода на помощь беднякам в одном из самых нищих и беспокойных городов мира была полным безумием. Но не тут-то было. Мать Тереза, сравнивая себя с евангельской вдовой, в течение двух лет бомбардировала архиепископа письмами, требовала обратиться к папе Римскому, обрисовывая план деятельности и устав Ордена.

У нее не было иллюзий на свой счет, она понимает, как мало может, называет себя «маленьким ничтожеством», признается, что понятия не имеет, как ухаживать за больными, но обязательно научится. Это все неважно… «Пока мы медлим, гибнут души, – умоляет она Перье. – Благословите меня начать». Она рассказывает архиепископу и о разговоре в поезде, и о своих сокровенных видениях… Ее духовник Ван Эксем был склонен верить в их подлинность, но мистический пыл своей духовной дочери обуздывал.

Хотя только ему была известна причина неумеренной настойчивости духовной дочери и ее величайшая тайна. Только он знал о тайном обете, принесенном Терезой в 1942 году: «Обещаю Богу, что исполню все, о чем бы Он ни попросил!» «Мне хотелось отдать Христу себя полностью, без остатка», – объясняла она. Для нее данный обет был подобен besa, очень важному для албанской культуре понятию – «слову чести». Сама Тереза объясняла это так: если ты убил моего отца, но я обещал тебя не выдавать, то не сделаю этого и под дулом пистолета. Вот что такое besa.

Она намеревалась придерживаться данного Христу обещания даже после смерти: «Если я когда-нибудь стану святой… я буду то и дело сбегать с небес, чтобы нести свет тем, кто во мраке». Самонадеянно? Богословски бессмысленно? Но очень по-терезовски.

Архиепископ, человек трезвомысленный, этих слов, к счастью, не слышал. Он задает Терезе много вопросов и приходит к выводу, что перед ним человек целеустремленный, решительный, трезвый, обладающий ясностью мыслей, здравостью идей и твердостью намерений. Видения интересовали его мало (хотя он был поражен глубиной ее молитвы), а вот детальная проработка замысла, который мог принести Церкви явную пользу, впечатление произвели. Еще каких-то полгода переписки с Ватиканом – и разрешение на деятельность и жизнь вне стен монастыря получено. Уже на следующий день Тереза вышла за ворота монастыря, улыбаясь неприветливому городу.

Страшно – это как?

Фото с сайта independent.co.uk

Было ли ей страшно в тот первый день? Скорее всего, нет. И не только потому, что в одном из писем она говорит: «Мне нечего бояться. Совсем неважно, что со мной будет». В биографии матери Терезы много свидетельств ее безграничной смелости. Боялась она лишь двух вещей: светских бесед с незнакомыми людьми и публичных выступлений. Поездки по миру считала самыми тяжким своим послушанием и даже тщетно просила папу Римского избавить ее от этой повинности.

Однажды ночью в монастырь забрались воры, и мать Тереза – самая маленькая в обители – прогнала их. А в другой раз шли они с сестрами по дороге, а дорогу преградил разъяренный бык. В роли тореро тоже пришлось выступить ей. Тереза не побоялась выйти за пределы ограды на поиски еды для монастыря после кровавого религиозного конфликта. Из живых ей встретился только грузовик с солдатами, которые, выслушав историю монахини, довезли ее до обители и снабдили несколькими мешками риса.

В Дом для умирающих как-то ворвались люди и заявили, что все, кто здесь работают, заслуживают пули в лоб.

Скорее всего, то были представители организации, занимающейся… экспортом человеческих скелетов. Индия – мировой лидер в этом мрачном бизнесе. Настоятельница выслушала их молча. Молчание она считала одной из главных добродетелей и самым сильным оружием.

Ее улыбка

Мать Тереза всегда улыбалась, что бы ни происходило. По отзывам сестер, она «искрилась смехом» и всех, кто оказывался рядом, поражала жизнелюбием и лучезарностью. Каждого встречала приветливым словом, ласковым жестом. Улыбка – не просто часть натуры Терезы, это – выбор, это – сознательное поведение. Мало того, свою исполненную тепла и любви улыбку она называет… «маской». Сама признавала: «Послушать со стороны, так можно подумать: “Ну и лицемерие!”». Но даже прочитав то, о чем будет сказано ниже, вряд ли кто-то осмелится обвинить монахиню в этом.

Темная ночь души

Фото с сайта thefamouspeople.com

Вообще-то ничего этого мы с вами знать были не должны. Всю переписку с духовниками мать Тереза завещала, умоляла уничтожить. Что-то ей удалось сжечь самой. Но священники пошли наперекор воле покойной. В итоге в 2008 году выходит книга ее писем и дневниковых записей «Будь моим светом».

Когда составитель отец Брайан Колодейчук (инициатор и руководитель процесса канонизации Терезы Калькуттской в Католической Церкви) прочел сестрам Ордена Милосердия только одно письмо, у тех раскрылись рты от изумления. Такой матери Терезы не знал никто. Оказывается, с самых первых дней своего служения бедным она испытывала невыносимые душевные страдания.

«Все внутри меня холодно, как лед», «небеса закрыты», «нет веры», «не могу молиться», «темная, холодная и пустая реальность», «тьма такая, какую и описать невозможно», «одиночество», «сухость», «постоянная тоска по Богу», «боль, раздирающая сердце», «ум, сердце, все слепо»… И так почти в каждом письме. Она меняет духовников, как другие – врачей, но никто не может ей помочь.

Мать Тереза сравнивает свое состояние с мучениями грешников в аду и однажды ставит под сомнение… существование Бога. Христа она называет «Тот, Кто отсутствует» (разумея Его не-присутствие в собственной душе).

У католиков периоды подобной богооставленности называются «темной ночью» души и считаются одной из стадий духовного роста.

Из зафиксированных письменно «ночь» матери Терезы – самая продолжительная в истории. Только вдуматься, какой подвиг: почти 60 лет она занималась поистине каторжным трудом во имя Христа, пребывая в подобном состоянии.

Разумеется, может быть и сугубо психологическое объяснение этой «ночи». «Эмоциональное выгорание», «депрессия», «нервное истощение»… К тому же люди определенного склада личности чувствуют себя неуютно, достигнув многого. Любое признание их заслуг (даже внутреннее) вызывает чувство вины и стремление наказать себя. Но чем бы ни объяснялась ежедневная, ни на час не отпускающая душевная мука (был лишь один перерыв на пару месяцев), каждый день Тереза, человек с открытой раной в душе, не чувствуя порой ни капли веры и любви, поднимает себя в 4.40 утра – и идет к людям.

Тем вечером отключили свет

Фото с сайта ibtimes.co.in

Она прожила долгую жизнь. Здоровьем мать Тереза была очень слаба: малярия, переломы ребер, сердечная недостаточность, постоянные приступы кашля, сильные ушибы – ничто не могло удержать Терезу с ее кардиостимулятором без дела. Серьезные проблемы с сердцем она скрывала десять лет. В 1990 году она даже слагает с себя должность главы Ордена, но вскоре понимает, что погорячилась.

Когда было полегче, она, называющая себя «карандашом Бога» и царапавшая мысли порой где придется, пишет на клочках бумаги о Христе: «…Иисус – в Пьянчужке – выслушай его. Иисус – в Умалишенном – защити его. …Иисус – в Увечном – будь с ним. Иисус – в Наркомане – будь ему другом. Иисус – в Блуднице – огради ее от соблазна…»

Когда становилось совсем плохо и она лежала в паутине трубок, первым делом умудрялась утром поднимать руку для крестного знамения. 5 сентября 1997 года с ней случился очередной инфаркт – и во всем доме отключился свет. Прибывший врач так и не смог подключить дефибриллятор, ведь даже запасной генератор отключился. Незадолго до этого мать Тереза сказала подруге: «Я свое дело сделала».

      • Вехи жизни матери Терезы
      • 26 августа 1910 года Агнес Гонжа Бояджиу родилась в городе Скопье (современная Македония).
      • 1928 год. Поступает в ирландский монашеский Орден Лоретанских сестер и отплывает в Индию, где у Ордена имеется миссия.
      • 1937 год. Становится монахиней с именем Тереза, становится директором школы Святой Анны в Калькутте, где до этого преподавала сразу несколько предметов.
      • 16 августа 1948 года. Получает разрешение покинуть стены монастыря, чтобы помогать больным и бедным.
      • 1949 год. Становится гражданкой Индии.
      • 7 октября 1950 года. Папа Пий XII утверждает решение об образовании Ордена Милосердия, в котором числилось тогда 12 сестер.
      • 1952 год. Открывает Дом для умирающих.
      • 1955 год. Основывает приют для брошенных детей.
      • 1964 год. Была представлена папе Павлу VI, после чего центры Ордена Милосердия начинают открываться по всему миру.
      • 1971 год. Защищает диссертацию по богословию в Вашингтоне.
      • 1979 год. Становится лауреатом Нобелевской премии мира.
      • 5 сентября 1997 года. Умирает от сердечно приступа.
      • 2003 год. Причислена к лику блаженных Католической Церковью.