Большинство людей прекрасно знают историю русалочки Ариэль благодаря сказке Ганса Христиана Андерсена и мультфильму студии Уолта Диснея. Однако русалки в восточнославянском фольклоре - явление не столь веселое и радостное и связано с «неправильной» смертью. Кстати, никаких хвостов они не имели.

«Неправильная» смерть

У восточных славян, как и у многих других народов, считалось, что покойники делятся на две категории: умершие «правильной» и «неправильной» смертью. Собственно, «правильно» умершие - те, кто умер естественной смертью, прожив отмеренный срок. Самоубийцы; убитые матерями младенцы; некрещеные; погибшие в результате несчастного случая; те, кого прокляли родители; колдуны (те, кто водил дружбу с нечистой силой) и т. п. - умерли «неправильно». Такие люди не попадают на «тот» свет, они «доживают» жизнь (в этом, кстати, наблюдается отличие от христианского понимания «неправильной» смерти, где самоубийца совершил страшный грех, а гибель в результате несчастного случая ни к чему «эдакому» не ведет). Все, кто умер «неправильно», опасны для живых, они не могут быть погребены обычным способом и недостойны поминовения. Такие покойники становятся русалками, кикиморами, упырями и различными мелкими демонами.

В науке «неправильных» мертвецов называют «заложными» или ходячими. Любопытно, что представления о таких покойниках были сформированы у славян в глубокой древности, но до сих пор сохраняются в слегка измененном виде. Кстати, к глубоким старикам тоже относились нехорошо, так как считали, что они «чужой век заедают», ведь дело не может быть только в крепком здоровье, тут однозначно присутствует колдовство, в результате которого ведьма/колдун питается жизненной силой цветущих растений, живых людей и даже сливками с молока.

Кого называют русалками?

Итак, кто становится русалкой? Девушка, умершая «неправильной» смертью; некрещеный или родившийся мертвым ребенок; редко - мужчина, если умрет во время Русальной недели (после или до праздника Троицы). Но все же, как правило, это утонувшая обрученная девушка или утопившаяся из-за любви. В этом смысле удивительно читается сказка Андерсена о русалочке Ариэль. Ведь она пожертвовала собой ради возлюбленного и стала морской пеной, вдобавок обретя душу. Как принято теперь говорить: «сломала систему».

Происхождение слова «русалка» - серьезный вопрос. Среди ученых существуют разные мнения на этот счет, но более или менее популярное в данный момент гласит, что это слово берет начало в античном празднике роз - rosalia, который был посвящен душам умерших. При этом образ русалки сложился в жизни древних славян. Но славяне, в зависимости от региона проживания, называли это существо и другими словами: «шутовка», «чертовка», «водяниха», «лоскотуха» (от укр. «лоскотать» - «щекотать»), «мавка», «купалка», «казытка» (от бел. «казычут» - «щекочут»).

Образ русалки

Русалка выглядит так: никакого рыбьего хвоста, белая (цвет траура в Древней Руси) одежда, длинные распущенные зеленые (как осока) или русые волосы и цветочный венок на голове (так хоронили незамужних девушек). Рыбьего хвоста у них нет - это явление, характерное для западноевропейских легенд и относится к морским людям, о которых мы писали . Восточнославянский образ русалок дополнялся красотой, бледным лицом, холодными руками и закрытыми, как у трупа, глазами, почти прозрачным телом. В некоторых поверьях говорится, что ростом они с деревья. Менее распространенный в народе образ русалки подчеркивает ее принадлежность к нечисти: страшная, безобразная, заросшая шерстью, горбатая, брюхастая, когтистая и с длинными, обвисшими грудями.

Живут русалки обыкновенно на дне водоемов, поэтому детей предостерегали не подходить в том числе и к колодцам. Русалки обычно опасны для людей, хотя не всегда, как любая нечистая сила, способны оборачиваться животными и предметами, используемыми в человеческом быту. Убивает русалка человека, защекотав его до смерти, но может и кусать, и душить, и щипать. Представления о деятельности русалок на суше радикально разнятся: то ли они вредят людскому хозяйству, то ли стерегут жито и помогают урожаю расти хорошо. Кстати, русалку, сидящую на дубе, Александр Сергеевич Пушкин придумал не сам. В народе говорили, что на Русальной неделе русалки селятся в лесах и особенно любят дубы и березы. Любовь русалок к растительности, особенно к деревьям, - дальний отголосок веры в то, что деревья связывают мир живых и мир потусторонний. Для молодого мужчины (русалки их особенно любят) верная погибель, если он присядет покачаться с такой русалкой на ветке или качелях. А кого убьет русалка - тот сам становится русалкой.

Спасение у попавшего к русалке одно - народные поверья гласят, что от нее можно откупиться: дать ей ткань или готовую одежду, чтобы она могла укрыться сама или укрыть своего ребенка. За такую добродетель русалка даже может наградить сверхъестественной способностью или дать волшебный предмет.

Загадочные создания – русалки. Их красота пленяет и завораживает, а их чары способны затуманить разум любого путешественника. Но все это существует только в легендах, мифах и рассказах тех, кто якобы с ними встречался.

На сегодняшний день вопрос о реальности русалок остается открытым. Как правило, большинство людей считают их выдумкой и сказочными персонажами.

Но тогда откуда же взялись эти истории? Неужели все рассказы правдивы, и кто-то действительно их видел?

Русалки в разных странах

В настоящее время не существует единого описания внешнего вида русалки. Кто-то рассказывал, что это очаровательно красивые женщины, обладающие пышными формами, приятными чертами лица и прекрасными волосами. Другие свидетели утверждали, что эти мифические создания уродливы и имеют зеленые волосы, их лицо покрывают кораллы, а жабры настолько отвратительны, что на них неприятно смотреть.

Да и названия этих необычных существ .

  1. Западная Европа – русалка, наиболее частое и общепринятое наименование.
  2. Древняя Греция – сирена, тритон (в зависимости от пола особи).
  3. Древний Рим – наяда, нереида, нимфа.
  4. Германия, Прибалтика – гуделка, ундина.
  5. Шотландия – шелки.
  6. Франция – змеиный хвост.

Разумеется, предположение о существовании различных видов подводных обитателей имеет место. Некоторые ученые даже считают, что человек может быть потомком русалки. Ведь всем известно: океан – колыбель жизни.

Но, наверняка, вы уже не раз слышали огромное количество безосновательных теорий и захватывающих рассказов, а потому мы предлагаем вам обратиться к зафиксированным, а главное засвидетельствованным описаниям встреч с рыбообразными существами.

Загадочные встречи и исторические упоминания

Первое упоминание — исландские хроники Speculum Regale, 12 век. Описывается существо, которое было наполовину женщиной, наполовину рыбой. Именовалось необычное создание Маргигр.

Голландия, книга Сиго де ля Фонда «Чудеса натуры», 15 век . В ней упоминается случай, произошедший в 1403 г. Страшнейшая буря, в результате которой была уничтожена Вест-Фрисландская плотина, выбросила на берег женщину, запутавшуюся в водорослях.

Местные жители, обнаружившие ее, освободили незнакомку и привели в город Харлем. Прошло время, женщина научилась вязать, стала ходить в церковь.

Прожив 15 лет среди людей, она так и не научилась говорить, а горожане рассказывали, что она неоднократно пыталась броситься в море.

17 век, мореплаватель Г. Гудзон. В судовом журнале сохранилась запись, описывающая странное существо, которое встретилось экипажу у берегов нового света. Русалка выглядела как женщина с обнаженным бюстом, пышной черной шевелюрой и блестящим рыбьим хвостом.

Испания, 17 век, русалка-подросток . Журналист Икер Хименес Элизари обнаружил некие записи в церковных архивах. Речь в них шла о молодом человеке по имени Франсиско дела Веге Касаре. Жил он в Лиерганесе (Кантабрия), а его особенностью было поразительное умение плавать. В 16 лет Франсиско уехал из Лиерганеса, отправившись обучаться плотницкому делу. А далее история перестает быть обычной.

В 1674 г. юношу унесло волной в море во время купания. Длительные поиски не дали результатов. Однако позднее, в 1679 г., рядом с бухтой Кадиса рыбаки обнаружили странное создание: бледнокожий парень с рыжими волосами, чешуей по всему телу и перепонками между пальцев.

Испуганные рыбаки доставили «находку» в монастырь францисканцев, где в течение месяца проводился обряд экзорцизма.

В 1680 году, привезенный в родную Кантабрию, юноша был опознан собственной матерью. Именно он исчез несколько лет назад!

Англия, 18 век, журнал «Gentleman’s magazine» . В 1737 году рыбаки сетями выловили настоящую русалку мужского пола!

Верхняя часть тела и голова его были человеческими, а вот хвост напоминал рыбий. Потрясенные мужчины забили пойманное существо палками, но труп сохранили. Позднее его выставляли как экспонат в музее Экстера.

Русалки из СССР

В 1982 году на берегу озера Байкал проходили тренировочные сборы боевых пловцов. Погружаясь в воду, их взору открывались не только потрясающие виды красивейшего озера, но и !

Их рост превышал 3 метра, головы защищал шарообразный шлем, а скорость плавания просто поражала.

Главнокомандующий, решивший познакомиться с необычными созданиями поближе, приказал поймать одно из них. Целая команда из 7 аквалангистов со специальным оборудованием и прочной сетью погрузилась на глубину.

Но, поймать, к счастью или, к сожалению, русалку так и не удалось.

Дело в том, что они обладали некими способностями! В тот момент, когда бойцы собирались набросить сеть, вся команда была выброшена на берег мощным импульсом.

Миф или реальность

Без сомнений, все вышеописанные случаи приводят нас к одному выводу: русалки реальны!

Кто они, откуда взялись, как существуют и каким образом им удается скрываться – неизвестно. Возможно, это отдельная цивилизация, а может быть, еще один неизвестный науке вид.

Как бы там ни было, ясно одно: из-за недостаточной изученности морей и океанов мы не обладаем полным объемом знаний, чтобы точно сказать – существуют эти загадочные создания или нет. На данный момент, каждый решает сам, во что ему верить. Не исключено, что однажды, нам удастся познакомиться с этими невероятными существами поближе.

– символ универсальный, ведь упоминания о них можно встретить в фольклоре всех стран мира. Возникновение русалки связано с символическим выражением некоторой внутренней потребности мужчин. Недостижимая соблазнительница, привлекательная и сладострастная, и в то же время холодная и неуловимая. Её вечные молодость и красота, волшебный голос и искусство обольщения всегда будут завлекать в ловушку беспомощных моряков.

Русалки являются мифологическими существами, которые обитают в водоёмах (прудах, озёрах, морях, заводях и так далее). Упоминания о них существует в фольклоре многих народов земли.

В ряде мест русалка – водяной дух. Славяне же верили, что русалками становились девушки, утопившиеся от несчастной любви или умершие до свадьбы просватанные невесты. Русалку обычно изображают в виде женщины с длинными распущенными зеленоватыми волосами и рыбьим хвостом. Однако у неё может быть и пара ног, и пара хвостов, которые в свою очередь, могут быть не только рыбьим.

Она поёт чудесные песни, а нередко ещё и играет на арфе. Ведь не зря русалка является символом поющих женщин, олицетворяющих красоту вида и звука воды. Их нередко изображали с некоторыми предметами в руках. Чаще всего с зеркалом, которое символизировало луну, влияющую на приливы и тем самым увеличивая власть русалок.

Обитая в воде, русалки лишь изредка выходят на берег чесать золотым или медным гребнем свои прекрасные волосы. В это время можно подкрасться к ней и выхватить гребень. Согласно поверьям, отняв у русалки какой-либо предмет, она обязана исполнить любое твоё желание в обмен на вещь. Русалки капризны, своенравны и могущественны, как и реки, в которых они обитают. Они могут сотворить добро, но могут и навредить.

Известны так же случаи, когда русалки очень жестоко мстят, будучи обманутыми или как-то обиженными. Местные предания гласят, что однажды русалка подарила некому юноше золото, серебро и алмазы, которые она собрала на затонувшем корабле. Он принял подарки, но некоторые драгоценности отдал своей любимой девушке.

Но, что ещё хуже, он не встретился с русалкой обещанное число раз, чем вызвал её ревность и гнев. Однажды русалка подплыла к лодке юноши и направила её к ближайшей пещере, сказав, что там находятся все когда-либо потерянные в этом заливе сокровища. В это мгновение юноша уснул. Проснувшись, он обнаружил, что прикован к камню золотыми цепями так, что мог дойти только до груды алмазов у входа в пещеру. И хотя он теперь обладал сокровищами, но оставался вечным пленником из-за собственной жадности.

Согласно некоторым легендам, русалка – это падший ангел, пищей которому служит живая плоть. Пением и чудесной музыкой она завлекает моряков в свои сети. И здесь этот образ смешивается с не менее известными сиренами. Если же, что бывает очень редко, такой способ привлечения не срабатывает, она полагается на уникальный запах своего тела, которому не может противиться ни один мужчина.

Поймав и усыпив свою жертву, она раздирает её на кусочки острыми зелёными зубами. Поэтому моряки считали русалку очень плохой приметой. Ведь это означало, что увидевший её вскоре утонет в море.

Славяне верили, что в русальную неделю, следующую за Троицей, русалки выходят из воды в человеческом обличии, бегают по полям, качаются по деревьям и могут защекотать встречных до смерти или увлечь в воду.

Поэтому в эту неделю нельзя было купаться, а выходя из деревни, необходимо было брать с собой полынь, которую русалки якобы бояться. При встрече с человеком она спрашивает: «Полынь или петрушка?». Если путник отвечает: «Полынь», русалка разочарованно отвечает: «Плюнь да покинь!» и исчезает. Если же ответом будет слово «Петрушка», то русалка радостно восклицает: «Ах, ты душка!» и пытается защекотать несчастного до смерти.

Девиц и молодых женщин русалки не любят и, когда увидят какую в лесу, нападают на неё, срывают одежду и ветвями прогоняют из леса. Напротив, молодыми парнями русалки настойчиво заигрывают, пытаются перевернуть лодки рыбаков или разными способами заманивают пловца на глубину.

Если русалки (одна или несколько) будут приставать к человеку, то нужно устремить взгляд в землю, и на них не смотреть. Если же это не срабатывает, сто следует уколоть хотя бы одну русалку иголкой или булавкой, которую опасливые поселяне всегда носили при себе. Тогда весь скоп русалок с воплем кидается в воду, где ещё долго раздаются их голоса.

С установлением христианства в легендах о русалках появилось новое предание. Теперь они описывались как существа, страстно желающие обрести душу, чтобы испытать на себе чувства земной любви.

Христиане верили, что русалка может получить душу, только когда пообещает оставить море и мечты вернуться туда когда-либо и поселиться на суше. Это приводило русалку к жестокому внутреннему конфликту, так как для существа, являющегося человеком только наполовину, такая жизнь не возможна. Превратившись в человека, они тут же ищут своего суженого.

Но браки с ними, которые где-то в глубине души остаются таинственными существами, обычно недолговечны. Заключение такого брака всегда связано с каким-либо условием, и, когда условие нарушается, они тут же исчезают. Известна трогательная и печальная история, написанная в VI веке. Она повествует о русалке, которая ежедневно навещала монаха из святого братства Ионы на маленьком островке недалеко от Шотландии.

Она молила о душе, и монах молился вместе с ней, чтобы придать ей сил оставить море. И хотя русалка страстно любила монаха и очень хотела иметь душу, она была не в силах предать море. И, в конце концов, горько плача, она покинула этот остров навсегда. Говорят, что пролитые ею слёзы превратились в гальку, и до сих пор серо-зелёные камешки побережья Ионы называют «слезами русалки».

Конечно же, наиболее популярные истории о русалках были среди моряков. Ранее скептически настроенный Христофор Колумб отметил во время своего первого путешествия, что видел трёх резвящихся русалок вдали от побережья Гвианы. На протяжении долгих месяцев морских путешествий моряки страдали от скуки и, может быть, поэтому видели русалок практически регулярно.

Знаменитый английский путешественник Генри Гудзон описывает свою встречу с русалкой как заурядный случай. В его дневнике за 15 июня 1625 года встречается запись о том, что один из его команды, посмотрев за борт, увидел русалку. Верх, от её пупка и спина, были как у женщины; очень белая кожа и спадающие вниз чёрные волосы. Когда она нырнула, они увидели её хвост, похожий на хвост бурого дельфина, покрытый пятнышками, как у макрели.

Хотя предполагалось, что русалки жестоки и развратны, моряки были уверены в их нежности и непорочности. Стремление поймать русалку было так велико, что матросам повсюду виделись героини их страстных грёз. Один автор как-то отметил, что именно человеческая фантазия из океанических пучин породила этих прекрасных, загадочных и опасных морских богинь.

Начиная с середины XIX века, вера в русалок заметно ослабела. Когда пароходы заменили парусные суда и морские путешествия стали значительно короче, моряки всё реже стали рассказывать о том, что их соблазняли, обольщали и дразнили сирены . Однако русалки не были полностью забыты. В 1900 году на севере Шотландии землевладелец Александр Ганн встретил одну из них. Когда он вместе со своей собакой пытался спасти застрявшую овцу в расщелине, то, подняв голову, встретился взглядом с облокотившейся на соседний риф русалкой.

У неё были длинные волнистые золотисто-рыжие волосы, зелёные глаза и изогнутые брови. Она была необычайно хороша. Трудно сказать, кто был поражён больше – Ганн, русалки или собака. Однако первой дала волю своим чувствам собака. Скуля и поджав хвост, она бросилась за спину фермера. Ганн видел, что русалка испугана, но всё же была разгневана и поспешно нырнула в воду.

Слухов о русалках было настолько много, что со временем начали появляться неизбежные в таких случаях подделки. Первые из них делались из обезьян, которым приделывали рыбьи хвосты. Конечно, сейчас очень многие люди могут искренне сказать, что они действительно верят в существование русалок. Тем не менее, русалки обрели некую псевдореальность.

Легенды о них настолько распространены и завораживают, что русалки – порождения человеческого подсознания превратились в вечный символ.

Кто не слышал о русалках и нимфах — полуженщинах полурыбах, обитающих чаще всего в морской пучине? Не будет преувеличением сказать, что их образами пронизан весь мировой фольклор. Предания и истории о русалках бытуют и у тех народов, история которых не связана с морскими просторами. В этом случае средой обитания странных существ называются реки и озера. И во все века естествоиспытатели и историки задумывались над тем, действительно ли русалки — существа чисто мифические, или в далекие времена на нашей планете и впрямь существовала пусть немногочисленная, но разумная разновидность людей - амфибии.

Истоки первых легенд про обворожительных обитательниц подводного царства восходят еще к древнему Вавилону. Самое интересное в них то, что наряду с женщинами-рыбами очень часто фигурируют здесь и представители мужского пола амфибий — тритоны. Нельзя забывать, что и могущественные вавилонские божества, которым поклонялись древние, внешне тоже наполовину рыбы, в том числе и бог солнца Оаннсс.

Как это ни поразительно, но с именем и обликом Оаннеса связана и одна из сенсаций нашего века. В 30-х годах французскими учеными в Западной Африке было открыто одно из древнейших племен земли — догоны, несколько тысяч лет ухитрившееся просуществовать в полной изоляции от цивилизованного мира. При этом догоны потрясли исследователей своими фантастически точными астрономическими знаниями, превосходившими даже современную науку. Жрецы племени пояснили, что знания были переданы их предкам космическими пришельцами, прилетевшими со звезды Сириус и имевшими вид амфибий. Главный из прилетевших — Оаннес — стал верховным божеством, которому поклонялись догоны…

Но вернемся к земным русалкам. Есть у берегов Шотландии маленький островок, сплошь покрытый небольшими серо-зелеными камешками, которые здесь называют «слезами русалки». Название это связано с трогательной легендой о русалке, полюбившей молодого монаха и навещавшей его в монастыре святого братства Ионы. По преданию, монах научил русалку молитвам, и они вместе вымаливали у бога для нее душу… Но покинуть море она так и не смогла и в конце концов уплыла с острова навсегда, горько оплакивая свою судьбу. Легенда датируется VI веком и на общем фоне «русалочьего фольклора» в определенном смысле уникальна. Ведь в ней говорится о любви, а подавляющее большинство сказаний про обитательниц морских и речных глубин однозначно повествует как раз об обратном.

Решительно во всех морских притчах и легендах русалки и сирены — существа не только обольстительные, но и коварные, завлекающие моряков в свои сети пением и чудесной музыкой, «завораживающие», усыпляющие их с единственной целью - погубить. Даже мимолетную встречу с русалкой, только мелькнувшей на горизонте, мореходы считают плохой приметой: увидевший эту морскую обольстительницу непременно очень скоро утонет!

Но не только моряки оказываются свидетелями и участниками встреч с загадочными обитателями глубин.

…Теплым летним днем 1890 года учитель Уильям Мойра прогуливался по пляжу в шотландском графстве Кэйтн-есс. Внезапно на камне, выступающем из моря, он заметил существо, похожее на женщину. Не знай Мойра, что заплывать за камень очень опасно, он не обратил бы на нее особого внимания, а тут начал присматриваться… Перед ним было существо, в наличие которого он никогда не верил, - русалка! Спустя несколько секунд она соскользнула в воду и больше не показывалась…

Учитель колебался целых -двенадцать лет, прежде чем решился наконец написать в лондонскую «Тайме» об этой встрече, дав четкое и сухое описание русалки и выразив надежду, что его письмо может помочь подтверждению «существования феномена, до сих пор почти неизвестного натуралистам, или уменьшению скепсиса тех, кто всегда готов оспаривать все, что не способен постичь».

Молва о русалках во все века была настолько. устойчивой и распространенной, что, разумеется, не миновала и Россию. Интересовался ими и император Петр 1. Настолько, что обратился к человеку, много о них писавшему, — датскому колониальному священнику Франсуа Валентину. Вот что тот ответил русскому императору после длинного перечня полученных в процессе тщательного исследования свидетельств тех, кто сталкивался с необычными существами: «Если вообще в мире какие-нибудь истории и заслуживают доверия, то в частности эти. То, что некоторые в них не верят, ничего не значит; всегда найдутся люди, отрицающие существование Константинополя, Рима, Каира лишь потому, что им не пришлось их увидеть…» Что касается нашего века, свидетельств о столкновениях с русалками, безусловно, стало значительно меньше. Причиной тому (если русалки и впрямь существуют) может быть и экологическая загрязненность рек и морей, способствующая вымиранию удивительных созданий Природы, и значительно увеличивающаяся скорость водных транспортных средств: в эпоху парусников у моряков было куда больше времени на то, чтобы глядеть на море, а значит, больше возможностей рассмотреть его обитателей…

И все же приведем еще одну историю, связанную с началом второй половины нашего века. 3 января 1957 года путешественник Эрик де Бишоп плыл на реконструированной им собственной модели древнего полинезийского плота с Таити в Чили. Внезапно вахтенный на плоту повел себя очень странно: закричал, что видел непонятное существо, выпрыгнувшее из воды на плот. Балансируя на хвосте, это существо с волосами, подобными тончайшим водорослям, встало прямо перед ним. Прикоснувшись к незваному гостю, моряк получит такой удар, что распластался на палубе, а существо скрылось в волнах. Так как на руках моряка осталась сверкающая рыбья чешуя, де Бишоп не усомнился в правдивости случившегося. В существовании русалок совершенно не сомневается и большинство современных жителей побережий крупных рек, в том числе российских. В конце 60-х годов мне довелось участвовать в фольклорной экспедиции, часть маршрута которой пролегала по Приднестровью и побережью диковатой карпатской реки Прут, которая, несмотря на преобладающее мелководье, славится неожиданными омутами. Рыбаки — не только профессионалы, но и любители — неохотно говорят о русалках: ведь и в тех краях встреча сними считается дурным предзнаменованием. Все-таки с некоторыми рыбаками удалось поговорить достаточно подробно. Самую потрясающую историю поведал нам некий Мыкола — мрачный, хмурый старик, в одиночестве живший в полуразвалившейся мазанке, прилепившейся к обрыву на прихотливом изгибе Прута. На Мыколу мы «вышли» не случайно: в ближайшем селе нам рассказали странную и малоправдоподобную историю его одиночества.

Много лет назад (он уже был рыбаком, только что похоронил мать, но нелюдимым нравом тогда не отличался) как-то в середине лета, на рассвете, Мыкола отправился рыбачить в потаенное, глухое место, которое знали немногие. Бредя по отмели к облюбованному заранее валуну, с которого собирался ловить рыбу, Мыкола был вынужден внезапно остановиться: к своему изумлению, он увидел, что между ним и камнем на песке кто-то лежит. Подойдя ближе, рыбак обмер: это была русалка!

Вот как он описал нам ее в нашу с ним встречу: роста невысокого, от силы метра полтора, хрупкая, верхняя половина тела - с очень белой кожей, волосы почти до пояса, зеленовато-серые, похожие на тонкие водоросли, изящное, правильное лицо с непомерно большими, темными, лишенными зрачков глазами… В этих глазах Мыкола углядел что-то напоминающее, как ему показалось, мольбу о помощи. «Она вроде как сомлела, то есть находилась в обмороке», - пояснил старый рыбак.

Недолго думая, Мыкола решил оказать русалке «первую помощь». Преодолев страх, сбросил с себя робу, положил на нее «сомлевшую», стараясь не вдыхать сильный и странный аромат, идущий от ее тела и вызывающий дурноту, а затем отнес речную гостью… в свою мазанку. Кровать в его жилище была только одна — на нее он и уложил фантастическую находку. Русалка не сопротивлялась: судя по всему, просто не могла. «Видать, помирала уже», — серьезно пояснил Мыкола.

По его словам, он просидел рядом с ней почти два дня, а как она умерла -не заметил, поскольку русалка, после того как рыбак положил ее на человеческую постель, признаков жизни ни разу не подала. Но в ка. кой-то момент Мыкола увидел, -что ее огромные глаза подернулись тусклой пленкой, и понял, что все кончено… Аромат, исходивший от русалки, начал исчезать, а вместе с этим пришло и странное состояние, в которое он впал, потеряв счет времени.

Что это было за состояние, он не сумел или не захотел объяснить, лишь коротко пробормотав: «Да так, виделось разное…» На фантазера старик не походил. К тому же в селе нашлись люди, утверждавшие, что сами видели издали удивительную находку Мыколы: заглядывали к нему в мазанку в те два дня многие, однако войти внутрь никто не решился. «Он и сам быя какой-то смурной, а после таким и остался — нелюдем».

Очевидно, старый рыбак заметил наше недоверие к его рассказу. Потому что, поколебавшись, повел нас в горы, за свою мазанку. Там начинался буковый лес, и, углубившись в него метров на пятьдесят, мы увидели под одним из деревьев маленький ухоженный могильный холмик… На нем вместо православного креста стояла небольшая, грубо вырезанная из дерева фигурка русалки… Эта фигурка и холмик навсегда отпечатались в моей памяти вместе с загадочной и мрачноватой историей Мыколы.

Интересно, что во всех «русалочьих» легендах, независимо от места и времени их возникновения, обитательницам подводного мира приписывают одни и те же качества. Если не считать упомянутого коварства и недружелюбного отношения к людям, какие же?

Прежде всего, это те свойства, которые сегодня мы назвали бы экстрасенсорными: начиная с явно гипнотического пения индийских речных шюлф Апсарас и способностей к телепатии и магии древневавилонских боговамфибий и кончая убеждениями моряков и рыбаков в том, что русалка способна взглядом заворожить и полностью подчинить себе человека. Магию русалок нельзя назвать доброй или «белой», моряки свидетельствуют — за редким исключением — об их недружелюбном отношении к людям. Если же учесть, что родной мир амфибий — подводный, и вспомнить, какой экологический ущерб во все времена наносил и наносит этому миру человек, то удивляться здесь не приходится…

Неизвестно, чем русаки питаются, но, если верить нескольким записям, относящимся к XVII и XIX векам и подкрепленным свидетельствами вполне серьезных людей, они не едят не только рыбу, но и более мелкую морскую живность. Значит, они не плотоядны и собратьев по среде обитания не уничтожают — еще один веский повод не испытывать симпатии к людям, зная наши замашки…В документах упомянутых столетий фигурирует несколько случаев, когда людям удавалось либо изловить, либо найти на берегу не успевшую исчезнуть вместе с отливом русалку. В частности, одну из них, поместив в бочку с морской водой, пытались чем-нибудь накормить — вплоть до мельчайших креветок, — но безуспешно. Прожив в неволе около трех суток, русалка - она была белокурая - умерла.

Находиться на поверхности, судя по описаниям, жительницы подводного мира могут, но срок их пребывания на воздухе строго ограничен. В соответствии с имеющимися записями в корабельных журналах прошлых веков все плененные русалки неизменно погибали куда быстрее амфибий, доступных исследованиям ученых.

Наконец, сходство с людьми не ограничивается формами верхней половины тела. Существа эти, несомненно, разумны, ведь коварство, в котором их обвиняют веками, — тоже свойство разума! И если эти существа и впрямь не порождение богатой народной фантазии, а представители реально существовавшей когда-то и исчезающей в наши дни цивилизации-»соседки», немного обидно, что дружить с нами они категорически не желают. Ведь человечество всегда мечтало обрести собратьев по разуму!

Правда, при этом мы куда чаще пытаемся заглянуть в звездные глубины космоса, чем в таинственный подводный мир Земли, забывая, что живем, в сущности, на мало изведанной нами планете… Так что основания для обид есть не только у нас, но и у возможных представителей гомо амфибиус — обитателей чарующего подводного царства…

Время на чтение: 2 мин

Речная красавица

У меня в жизни происходило много загадочного и необъяснимого. Один из таких случаев я решила рассказать.

Маша

Это произошло давно, еще во времена моей юности. Как-то раз мы с девчатами пошли на речку за деревню, купались, загорали. Вечером, когда я уже вернулась домой, вдруг обнаружила, что нет моей голубенькой косынки. Поняла что оставила на речке. По-быстрому побежала обратно к реке. Между тем небо начало хмуриться, как-то все посерело вокруг. Я подумала, не попасть бы под дождь, и ускорила шаг. Вот уже близко то место, где мы загорали с подружками.

Вывернула из-за поворота, у которого росли густые клены, и еще издали увидела у реки девушку. Она сидела на деревянных мостках, опустив ноги в реку, и руками водила по воде. Что меня удивило - очень длинные волосы, рассыпавшиеся по спине и плечам девушки. У нас в деревне такие были только у одной - Марии Ташлановой. Да только та их никогда не распускала, это в то время считалось неприличным. Маша всегда заплетала две толстенные косы. Помню, я тогда еще подумала: «Чего это она волосы распустила? Мыть, что ли, собралась? В холодной-то воде!»

Что за шутки?

И тут я заметила, что в руке у Марии мелькает голубой лоскут - она его полоскала в воде. Моя косынка?! Мария на меня не смотрела, я поняла, что она меня не замечает.
- Маша! Маша! - закричала я - Как хорошо, что я тебя встретила! Обратно вместе пойдем! А косынку вернуть не хочешь? Маша как-то странно дернулась, повернулась в мою сторону. Тут я с удивлением заметила, что она... абсолютно голая! В тот же миг она вытянула вперед руки и ловко юркнула в воду. При этом не было ни брызг, ни звука. Только на глади воды осталось небольшое завихрение, словно камушек в воду бросили. И все!

Я испугалась, подбежала к берегу, стала кричать:
- Маша! Маша! Выныривай давай! Что это за шутки такие?
Но водная гладь уже успокоилась, никто не появлялся...
Я долго бегала по берегу, звала ее. Вглядывалась в реденькие камыши на той стороне реки, но никакого движения нигде не заметила. Одежды на берегу тоже никакой не обнаружила. И все же я была уверена, что это именно Маша, просто она решила меня разыграть. Хотя сильно удивилась такому ее поступку, еще подумала: «Чего это ей вздумалось так передо мной выделываться?» Ведь мы с Машей не были подругами, просто жили в одной деревне - и все, почти не общались.

Старая мельница

Наконец, я прекратила поиски, подняла с мостков свою мокрую косынку (это и правда оказалась она) и поспешила в деревню. Первым делом решила затянуть к Ташлановым. На лай собаки из дома вышла тетя Клава, мать Марии. Поздоровавшись, я спросила:
-Маша дома?
К моему удивлению, тетя Клава ответила, что ее дочь уже неделю гостит у брата в городе. Домой я вернулась озадаченная, не могла понять, что же произошло. Примерно через месяц я встретила саму Машу и спросила, не сидела ли она тогда на мостках с моей косынкой в руках. Та очень удивилась и ответила, что этим летом вообще ни разу не купалась, здоровье не позволяло.

Зато когда к нам приехала погостить моя прабабушка, и я ей рассказала свою историю, она вспомнила, что еще во времена ее детства у тех мостков стояла старая мельница. И там иногда видели русалок! Похоже, и мне удалось увидеть именно русалку! А у вас есть иное объяснение?

Тамара Николаевна РАГОЗИНА, с. Казанское Тюменской обл.

Русалка

В 1957 году мне было пять лет. Жили мы на острове, который находился на Енисее. Сейчас там после постройки Красноярской ГЭС водохранилище. Напротив острова на берегу находилась деревня Аешка.

Вылитая сестра!

Мои родители работали бакенщиками. Вечером ставили на бакены фонари, а утром снимали. Так обеспечивали судоходство по реке. По Енисею сплавляли лес, связанный плотами, теплоходы пассажирские ходили, катера, самоходные баржи. Также на берегах - на видных местах родители устанавливали на столбе сигнал - щит - со специальным знаком,И вот мой отец устанавливал новый сигнал. Когда топором обтесывал конец столба, остались щепки. Отец вернулся домой и сказал об этом маме. Та отправила меня за щепой. Тропинка шла недалеко от обрыва. Я дошла до этого сигнала, стала собирать щепу, поднимаю голову, а на меня из-под обрыва смотрит и беззвучно смеется девушка. Лицом вылитая моя сестра Валя, только волосы у нее распущенные. Сестре было 11 лет, и она косы заплетала. Раньше девочки не ходили с распущенными волосами.

Это русалка!

Я пустилась наутек, конечно, бросив щепу, но не по дорожке, а напрямик через крапиву, которая была выше меня ростом. Прибежала домой, а сестра дома стирает в корыте белье.
- Мама! - кричу. - Там наша Валя на меня смотрела из-под обрыва. Мама мне, конечно, не поверила, отругала меня, обозвала лентяйкой. Через несколько дней отец рассказывает. Плывет он на лодке, а на отмели сидит девушка и гребнем чешет длинные волосы. Ни одежды на ней, ни лодки рядом. Он-то сразу сообразил - русалка это. А я как могла догадаться? Так что русалка пошутила, а мне за нее влетело от мамы.

Мария Феофановна Богданова, г. Абакан