Иконы Царицы Небесной - самые почитаемые Святыни Православной Церкви. Сила и мощь, которые излучаются, помогают многим людям, семьям, городам, странам в трудные периоды жизни, лишениях, болезнях. Исцеляют от нечисти. Оберегают.

Именно такими чудодейственными качествами обладает Старорусская Икона Божией Матери.

Храм, акафист, молитва, празднование, связанные с этой Святыней Православия - описаны в данной статье.

История

А названа Икона Божией Матери так в честь города - Старая Русса, что в Новгородской области. Здесь икона находилась с того времени, как была принесена греческими переселенцами из города Ольвиополь (в настоящее время - город Херсон, что на территории Украины). Было это во времена зарождения христианства на территории Киевской Руси.

Но в середине XVII века в городе Тихвин, что в Ленинградской области, разразилась моровая эпидемия язвы, из-за которой погибало множество людей.

Тогда одному тихвинцу пришло откровение свыше, что необходимо привезти в город Старорусскую Икону Божией Матери - для исцеления больных людей и защиты местности. Что и было осуществлено.

Только обратно Святыня была возвращена аж через 233 года. Отказывались тихвинцы отдавать обратно чудотворный Лик.

Только в 1768 году, было дано согласие рушанам написать копию для Старорусского Храма. Где ее потом и разместили.

В сентябре 1888 года оригинал торжественно перенесли на руках в Старую Руссу - в Спасо-Преображенский монастырь, который был построен специально в честь Иконы Божией Матери Старорусской.

Здесь Святыня находилась до того момента, как к власти пришли большевики. Тогда все украшения с Иконы были сняты, а Лик передан в Краеведческий музей.

Когда в Россию в 1941 году пришли немецкие войска, Старорусская Икона Божией Матери исчезла. Но позже была возвращена.

И в настоящее время находится в Храме Святого Георгия Победоносца - в Старой Руссе. Ее появление здесь было настоящим чудом, о чем красноречиво показывают фрески обители. На них изображено возвращение Иконы, которую несут высоко над головами прихожане. Один из участников шествия - священномученик Владимир Богоявленский, ставший, впоследствии, епископом Старорусским.

Чудесное исцеление

Предания тех дней гласят, что во время перенесения данной Святыни из Тихвина на ее законное место (в Старую Руссу), происходило множество чудес.

Присутствовал при том один монах - насельник Старорусского Преображенского Монастыря - Сергий. Он описал одно из происшедших чудесных исцелений.

В пути за Иконой Божией Матери шла группа женщин (15 человек). Они кричали не своими голосами. Говорили, что в женщин вселился бес.

И несшие Икону не выдержали, посочувствовали несчастным и опустили носилки. И разрешили женщинам приблизиться к Лику - каждой по 12 раз.

Произошло настоящее чудо: смотря на Святыню, исцелившиеся с горячими слезами стали целовать Икону и просить Царицу Небесную о спасении душ своих. И молитва их была услышана.

Описание

Таким образом, существует несколько Старорусских Икон Божией Матери. Первая, написанная в XIII столетии нашей эры, изображает Царицу Небесную с Иисусом на руках, который лицом повернут к Марии.

Вторая была написана в XVIII столетии, как копия первой, когда не было возможности вернуть Икону в город Старая Русса из Тихвина. А через 180 лет, когда подлинник вернулся на прежнее, законное место, прихожане заметили различия между оригиналом и копией. На последней Иисус располагается на левой руке у Марии, и лицо его обращено в сторону от нее.

Источники утверждают, что причиной тому была неухоженность поверхности Святыни. Она сплошь была в грязи и копоти. А потому художник не смог правильно увидеть Лики.

Оригинальная Старорусская Икона Божией Матери является самой крупной выносной иконой в мире, поскольку ее габариты составляют:

  • Ширина - 2,02 метра.
  • Высота - 2,78 метров.

Дни празднования

В те годы, когда Святыня находилась в Тихвине, а потом вернулась: поначалу в виде копии (17 мая по новому стилю), а через десятилетия оригинал (1 октября), зародилась у прихожан Старой Руссы традиция отмечать праздник Старорусской Иконы Божией Матери в эти дни.

И обязательно придет ответ и может произойти настоящее чудо.

Молитва

Старорусская Икона Божьей Матери способна излечивать от различных недугов, искупить грехи, защитить, помочь запутавшемуся человеку встать на истинный путь.

Молитва к Богородице у этой Святыни начинается с обращения к Царице Небесной и утверждения, что Милость Ее помогает от всяких напастей: смертных и людских. Далее следуют слова о рожденном Ею Спасителе, благодаря которому закончились человеческие мучения и подарена жизнь вечная. Потом звучит просьба о том, чтобы Богородица услышала молящегося и передала эти слова Всевышнему. О том, чтобы снизошла благодать с неба на жизни погибающих. Взывание к Богоматери, как единственной Надежде отчаявшихся людей. Просьба о спасении и сохранении от недоброжелателей.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Акафист

Старорусская Икона Божией Матери находится в Храме Святого Георгия Победоносца, что в городе Старая Русса. И в 2015 году, в октябре (когда была 20-я неделя по Пятидесятнице) была проведена вечерняя служба Митрополитом Старорусским и Новгородским. А после нее священнослужитель осуществил акафистное пение Пресвятой Богородице перед Старорусской Иконой Божией Матери.

Вообще, такой прославляющий Царицу Небесную гимн был сочинен еще в Византии в V-VII веках. В современной Православной Церкви акафист Пречистой Деве Марии занимает почетное место, поскольку из всех гимнов включен в богослужебный устав.

А исполнение его у Святыни Старорусской Иконы Божией Матери точно будет услышан.

Старорусская икона Божией Матери - почитаемая в Православной церкви икона Богородицы. У верующих икона почитается чудотворной, празднования её совершаются: 17 мая - день принесения копии иконы в Старую Руссу и 1 октября) - день возвращения чудотворной иконы в Старую Руссу. В храме Святого Георгия совершается водосвятный молебен.

Самая большая выносная икона в мире (278 см высота, 202 см ширина)

История иконы

Появление иконы

Дата и место явления иконы Старорусской Божией Матери точно неизвестно. Согласно Виленского мецеслова за 1609 год икона эта была перенесена из греческого города Ольвиополя (ныне в районе Херсона) в Русу (ныне Старая Русса). В 1470 году на Византию нападали турки и крымские татары, и, желая спасти икону от поругания иноверцами, жители решили отправить почитаемую святыню в Русу. Её доставили по великому пути «из варяг в греки» и поместили в главный храм Спасо-Преображенского монастыря, самый древний храм в городе. Другая версия гласит, что икона появилась в 1570 году в храме Святого Великомученика Георгия села Выдропуска Новгородская (позднее - Тверская) губерния. Оттуда она была ненадолго перенесена в Старую Руссу. Позднее эта версия активно поддерживалась тихвинцами.

Перенесение в Тихвин

Предание гласит, что в1570 году в Тихвине вспыхнуло моровое поветрие. Жители города обратились к рушанам с просьбой опустить к ним чудотворную икону, а в ответ прислать копию чудотворной Тихвинской Иконы Божией Матери. На руках тихвинцы доставили икону и с крестным ходом обнесли вокруг города. Мор прекратился. Обрадованные жители поместили икону в главный храм своего монастыря. По другой версии, люди носили чудотворный образ из города в город, и, когда моровое поветрие прекратилось, оставили его в ближайшем храме, который оказался в городе Тихвине. Долгое время икона оставалась невозвращенной.

Тяжба

В августе 1805 года рушане начали ходатайствовать о возвращении иконы из Тихвина. Митрополит Новгородский Амвросий и епископ Старорусский Евгений были не против возвращения святыни, но архимандрит Тихвинского монастыря Герасим отказался выдать икону присланным из Старой Руссы депутатам под предлогом возможного возмущения тихвинцев. В 1806 годуновое ходатайство рушан также не было удовлетворено. В марте 1808 года в Городскую Думу было послано благословение митрополита Новгородского Амвросия на возвращение иконы, но и оно не состоялось. Следующее ходатайство было подано 22 октября 1830 года императору Николаю I, но в 1831 году оно было отклонено из-за восстания военных поселенцев, которое произошло в Старой Руссе. Следующая попытка была предпринята в июне 1848 года. В Старой Руссе вспыхнула эпидемия холеры. Городское общество обратилось в Синод с просьбой о возвращении иконы, обязуясь оставить в Тихвине копию, украшенную драгоценностями. В указе Святейшего Синода от 22 сентября 1850 года № 9855 говорилось:

Предлогами к присвоению себе принесённого из Руссы Образа тихвинцы выставляют то, что Икона три столетия находится в Тихвине и что они, по усердию своему, благолепно украсили её. Но эти обстоятельства не заключают в себе прав на присвоение, ибо на дела касательно святыни законы гражданской давности простираться не могут

Но решение Синода оказалось вновь не в пользу рушан:

Не отвергая принадлежности Образа Руссе, оставить оный в Тихвине до времени, когда изображённая на нём Владычица всей твари, смягчив сердца тихвинцев устранит все препятствия к возвращению сего образа в Руссу, а рушанам отдать полную справедливость в искреннем желании и старании усугубить Святыню в городе своём, что служит несомненнным доказательством их благочестия, предоставить просить у тихвинцев свой Образ.

Описание перенесения Чудотворной иконы Старорусской Божией Матери

В 1888 году горожане вновь посылают очередное прошение в Священный Синод через митрополита Новгородского Исидора. При этом они обращаются за поддержкой к главнокомандующему войсками Петербургского военного округа великому князю Владимиру Александровичу, который двадцать три года назад вместе со своим братом Алексеем Александровичем отдыхал на старорусском курорте. 29 октября 1887 года он отравляет письмо в поддержку прошения настоятеля Спасо-Преображенского монастыря архимандрита Мардария. 7 мая 1888 года, спустя почти 180 лет со времени первого прошения, было принято окончательное решение о возвращении святыни, утверждённое императором Александром III.

24 августа 1888 года около ста человек, не считая полуроты солдат 86-го Вильманстрандского полка, отправляются за иконой. В Тихвин они также везут точную копию Старорусской иконы с равноценными украшениями (на написание которой в кратчайшие сроки были собраны 14500 рублей серебром). Икону несут на руках крестным ходом с молебнами. 17 сентября икону приносят в Старую Руссу и размещают в Спасо-Преображенском монастыре. В 1892 году её переносят в специально построенную церковь Чудотворной Старорусской иконы Божией Матери.

Описание

Существуют два типа копий иконы Старорусской Божией Матери.

Древний образ

Древний образ датируется началом XIII века и представляет собой увеличенный образ Одигитрии, сочетающий в себе черты двух типов иконографии - Тихвинской и Грузинской Богородицы. Младенец сидит на левой руке, взор обращён к Пречистой Деве. От Тихвинской её отличает расположение правой ступни Младенца - она изображается развёрнутой к зрителю в профиль, а не подошвой. От Грузинской Божией Матери её отличает расположение складок мафория на груди Богородицы. Оригинал (как и все последующие списки) имел большие размеры - 3 аршина 12 вершков (260 см) в высоту и 2 аршина 15 вершков (190 см) в ширину.

Копия древнего образа Чудотворной иконы Старорусской Божией Матери, написанная в мастерской Н. Сидорова в 1912 году, находится ныне в Покровском Поречском женском монастыре на Козьей Горе (Сланцевский район Ленинградской области).

Ныне почитаемый образ

Еще в 1787 году, не имея возможности вернуть образ в Старую Руссу, соборный староста Иван Петрович Красильников заказал копию чудотворной иконы.4 мая 1788 года она была перенесена в Старую Руссу и помещена в Воскресенский собор. При возвращении в 1888 году древнего образа оказалось, что святые лики расположены на ней иначе. На левой руке Богоматери покоится Младенец Христос, но он отвернулся от Пресвятой Девы, вся его фигура выражает стремление прочь от Матери. В правой руке Христа, опущенной на колено - свиток, левая поддерживает голову. Христос сидит на подобии трона, который образуют руки Богородицы. Икона близка по написанию к иконе Спаса Недреманое Око.

Одно из преданий гласит, что тихвинцы небрежно хранили святыню. От времени и копоти икона Богоматери потемнела, и было невозможно различить черты святых ликов. С большим трудом нанятые Красильниковым живописцы нарисовали копию с иконы. А через некоторое время тихвинцы обновили икону по образцу Тихвинской иконы. Другой источник сообщает, что лик Христа отвернулся в сторону при виде порочной жизни старорусских горожан.

В годы советской власти иконы были разорены, с них снято серебро, а сами образы переданы в Старорусский краеведческий музей. Судьба первой иконы неизвестна, она пропала в годы войны. Вторая икона также была вывезенена немецкими солдатами, но отбита советскими войсками на станции Дно. С 1946 года она находится в церкви Святого Георгия в левом киоте. Именно она ныне почитается верующими как чудотворная.
Просмотреть на карте большего размера

Списки иконы находятся в:

  • Успенский собор Большого Тихвинского монастыря (икона 1888 года)
  • Никольский придел церкви Филиппа Апостола в Новгороде (икона XIX века)
  • новый список в Борисовском храме
  • новый список в Коростынском храме
  • 3 иконы в Старой Руссе (в Троицкой, Георгиевской церквях и Воскресенском соборе)

Икону не следует путать с Богоматерь Умиление Старорусская.

Память Старорусской иконы Божией Матери совершается в Русской Православной Церкви 17 мая и 1 октября по новому стилю.

История возникновения Старорусского образа
Город Старая Русса является весьма древним и располагается неподалеку от Новгорода. Одной из главных святынь считается образ Божией Матери, который почитается верующими людьми как чудотворный. К сожалению, не сохранилось сведений о том, где и когда была написана эта икона, однако предполагают, что она была перенесена на Русь из Греции во второй половине XVI века. По преданию, поводом для этого послужила угроза нападения на Византию турок. Для того, чтобы сохранить святыню от поругания, она была переправлена на Русь и оказалась в пределах могущественного Новгородского княжества. Жители Старой Руссы с благоговением приняли этот образ и поместили его в главном Преображенском монастыре города. Именно там от иконы начали совершаться чудеса и исцеления, и потому, когда в соседнем городе Тихвине возникла эпидемия моровой язвы, то жители попросили принести к ним образ Божией Матери, в надежде на помощь Царицы Небесной. В свою очередь они прислали в Старую Руссу копию чудотворной Тихвинской иконы. И вот, по молитвам Богородицы и вере людей совершилось чудо: после того как с иконой был совершен крестный ход вокруг города, страшная эпидемия прекратилась. Однако тихвинцы не возвратили чудотворный образ в Старую Руссу, и долгое время он находился в одном из храмов Тихвина.
В начале XIX века началась тяжба между двумя городами за право иметь Старорусскую икону Божией Матери. Поскольку Тихвин не желал возвращать образ, то спор принял затяжной характер, так что жителям Старой Руссы пришлось обращаться по этому вопросу не только в Священный Синод, но даже к самому императору Николаю I. Однако прошение долгое время не рассматривалось, а позже было по каким-то причинам отклонено. Спустя некоторое время рушане вновь повторили попытку вернуть свою святыню, но и в этот раз безрезультатно. Лишь в 1888 году по повелению императора Александра III икона была возвращена в свое историческое место в Спасо-Преображенский монастырь. Перенесение образа стало для Старой Руссы большим праздником, оно совершалось с большим крестным ходом, а для украшения образа жители собрали большую сумму денег, на которую был выполнен драгоценный оклад. В честь этого был установлен праздник, и отныне 1 октября вспоминается перенесение иконы.

Иконографические особенности
Первообраз Старорусской иконы является очень древним. По мнению исследователей, он был написан около XIII века. Иконография образа интересна тем, что совмещает в себе два типа Богородичных икон – Умиление и Путеводительницу. Старорусская икона представляет собой большую выносную икону. В то время, как первообраз находился в Тихвине, в Старой Руссе была сделана копия с чудотворного образа, которая не повторяет буквально старинную икону и имеет множество отличий, основным из которых является то, что лик Богомладенца отвернут от Божией Матери. Сохранилось предание, что изначально список с точностью повторял первообраз, но жители Старой Руссы не хранили икону с должным благоговением, за что Христос отвернулся от них.
Оба Старорусских образа были богато украшены окладами, однако после революции безбожные власти конфисковали эти ценности и передали иконы в городской музей. Во время Второй мировой войны древний первообраз был утерян, а список отвезен в один из городов Псковской области, где находился до освобождения Старой Руссы от вражеских захватчиков. В настоящее время чудотворный образ вновь находится в одном из старорусских храмов. Поток паломников к святыне не прекращается, и перед иконой люди молятся Царице Небесной об избавлении от душевных и телесных недугов, а также от всякого зла.

Тропарь, глас 4:
К Богородице прилежно ныне притецем, / грешнии и смиреннии, и припадeм, / в покаянии зовуще из глубины души: / Владычице, помози, на ны милосердовавши, / потщися, погибаем от множества прегрешений, / не отврати Твоя рабы тщи, / Тя бо и едину надежду имамы.

Кондак, глас 8:
Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

Величание:
Величаем Тя, / Пресвятая Дево / Богоизбранная Отроковице / и чтим образ Твой святый, / имже точиши исцеления / всем с верою притекающим.

Молитва:
Царице моя преблагая, надеждо моя Богородице, приятелище сирых и странных предстательница, скорбящих радосте, обидимых покровительнице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь, помози ми яко немощну, окорми мя яко странна. Обиду мою веси, разреши ту, яко волиши: яко не имам иныя помощи разве Тебе, ни иныя предстательницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.

Ежегодно, в мае, в Русской православной церкви Московского патриархата почитают чудотворную "Старорусскою икону Божией Матери".

Старорусской она считается не от своей древности, хотя в РПЦ МП как обычно находятся "горячие головы" утверждающие, что ее написал сам Апостол Лука!

Нам же она будет интересна не только своей "чудотворностью", но и сложной историей, которая в частности и до наших дней не закончилась, поскольку икона и ее "чудеса" являются и до ныне, "предметом раздора" у православных верующих из российских городов Старая Руса и Тихвина.

А еще, это самая большая из чудотворных икон, во всем христианском мире!

Высота иконы составляет 280 см! Можно сказать, что эта икона, по этому показателю достояна быть занесена о всемирно известную "Книгу рекордов ГИНЕСА".

"Старорусская икона Божией Матери называется так потому, что она долгое время находилась в Старой Руссе, куда была принесена греками из Ольвиополя еще в первые времена христианства на Руси.

В Старой Руссе икона находилась до XVII века. Во время моровой язвы 1655 года одному жителю города Тихвина было откровение, что мор прекратится, если туда будет принесена чудотворная Старорусская икона, а Тихвинская икона будет отправлена в Старую Руссу.

После перенесения икон мор прекратился, но тихвинцы не вернули иконы и лишь в XVIII веке разрешили снять копию со Старорусской иконы, которая 4 мая 1768 года была привезена в Старую Руссу.

В честь этого события было установлено празднество.

17 сентября 1888 года в Старую Руссу был возвращен и подлинник и установлена вторая праздничная дата".

Из этой первичной информации мы видим, что: -"Старорусская" икона византийского письма и принесена в Московское царство переселенцами с г. Овидиополя

Первое чудо случилось в 1655 году

До 1768 г. находилась в Тихвине и только в 1888 г. икона возвращена в Старую Руссу.

Но, нет главного! Как "Старорусская икона вообще попала в Старую Руссу?

И что с ней было до того? Это очень важно. Но, начнем мы с другого.

И тут уместно и задать первые риторический вопрос.

А, что мы с Вами уважаемый читатель знаем о городах Старая Руса и Тихвин?

Ведь не каждый выпускник российской средней школы может вообще вспомнить названия этих городов и где они находятся.

А не зная истории этих городов нам не понять и историю "Старорусской иконы".

А потому и начнем наш рассказ из Старой Русы


"Старая Русса – город областного значения в Новгородской области России, административный центр Старорусского муниципального района,

Вопрос о времени возникновения города Старая Русса Новгородской области до сих пор не может считаться решенным.

Впервые в летописи Старая Русса упоминается под 1167 годом, но город, безусловно, существовал с очень давнего времени.

Найденная в Новгороде в 1975 году берестяная грамота N526 подтверждает существование Русы в середине XI века:

"На Бояне въ Роусе гр (и) вна, на Житоб (о) уде въ Роусе 13 коуне и гр (и) вна истине..."


По данным известных на сегодня археологических источников город основан был не позднее X века,

Потом город Старая Русса попала под власть Новгородская республика (XIII-XV века). И в этот же период, начиная с XIII века, Старая Русса стала центром солеварения в России.


В летописях Старая Руса более сорока раз также упоминается под именем "Русь" (с 1167 по 1471, в том числе трижды под названием "Русь" от 1167 года.


С середины XVI века город называется Старая Руса, когда Иван Грозный узаконил Русу как опричный город.

На экономическую мощь в конце XVI века солепромышленного Южного Приильменья в масштабах русского государства указывают записи английского посланника Дж. Флетчера:

"Город Москва платит ежегодно пошлины 12000 рублей, Смоленск 8000, Псков 12000, Новгород Великий 6000, Старая Руса солью и другими произведениями 18000, Торжок 800 рублей, Тверь 700, Ярославль 1200, Кострома 1800, Нижний Новгород 7000, Казань 11000, Вологда 2000 рублей".

Во время Ливонской войны в феврале 1581 года город был сожжен польско-литовскими войсками.

Ну, а соль тогда тоже была своего рода стабильной валютой. И разх так то город рос и богател. Ну и естественно строился и украшался.

Так с 1692 по 1696 год – строился Воскресенский собор.

В 1693 году 21-летний Пётр I с разрешения матери отправился в Архангельск и по пути заехал в Старую Руссу. Он повелел изыскать способы к развитию Старорусского солеварения. Во второй раз он посетил город и 1724 году.

При разделе Российской империи на губернии в 1708 году город был приписан к Ингерманландской губернии (с 1710 – Санкт-Петербургской).

С 1719 года – в составе Новгородской провинции. С 1727 года в Новгородской провинции Новгородской губернии. Центр Старорусского уезда.

В 1763 году произошёл катастрофический пожар, уничтоживший все деревянные постройки. После пожара город застраивался по плану на правом берегу реки Полисть.

С 1776 года уездный город Новгородского наместничества. 15 февраля 1776 года Старой Руссе был пожалован герб, и она была объявлена уездным городом (с 1796 года – Новгородской губернии).

В 1785 году Старая Русса получила общественное самоуправление.

В 1828 году здесь был создан бальнеогрязевый курорт.

В 1831 году в Старой Руссе произошёл кровавый холерный бунт.

Его свидетелем был Александр Пушкин: "Ужасы, – писал он Петру Вяземскому 3 августа 1831 года, - Более ста человек генералов, полковников и офицеров перерезаны. 15 лекарей убито, зарывали живых и проч."

Справка: Холерный бунт в Старой Руссе начался 23 июля (11 июля по старому стилю) 1831. 24 июля в городе происходили многочисленные убийства офицеров, начальников и даже священников. Толпа подвергала пыткам офицеров, заставляла их признаваться в "отравлениях" и подписываться под своими словами. Началась подготовка к казням. Вечером в город вошли войска, поэтому казни не состоялись. 25 июля беспорядки распространились за пределы Старой Руссы.

Однако действия властей, направленные на выявление зачинщиков, были недостаточно энергичными. Кроме того, в Старой Руссе происходили постоянные контакты солдат с населением. Это привело к тому, что 1 августа (20 июля по старому стилю) солдаты одной из частей отказались подчиняться начальству, поддавшись общим паническим настроениям. После этого в городе произошла вторая вспышка насилия, были убиты офицеры, в том числе генералы Леонтьев и Эмме. Беспорядки продолжались до 7 августа (26 июля по старому стилю), когда в город вновь вошли верные правительству войска. На следующий день по бесчинствующей толпе был открыт огонь.

В конечном счете холерный бунт вылился в восстание в Новгородской губернии







В 1878 году – открыто железнодорожное сообщение.

C 1872 года по 1880 год в Старой Руссе жил Фёдор Михайлович Достоевский

В начале XX века город стал называться Старая Русса (с удвоенной "с") ".

Со Старой Руссой связан еще и один из марафонских исторический споров в российской истории, о том, что название "русский"-"русские" пошло от имени этого города основанного варягами Рюрика.

Но это история хотя и крайне интересна, но к теме "иконы Старорусской" не имеет отношения и тут рассматриваться не будет.

Теперь перейдём к г. Тихвину.



"Тихвин – город (с 1773 года) в России. Административный центр Тихвинского муниципального района Ленинградской области и Тихвинского городского поселения

Тихвин расположен на северо-востоке Ленинградской области. Расположен на обоих берегах реки Тихвинка (бассейн Ладожского озера).


Самые ранние сведения о Тихвинском Пречистенском погосте, поселении, на месте которого вырос сначала посад, а позже город, относятся к 1383 году.

Летопись сообщает, что тогда здесь была построена деревянная церковь Успения. Позже, в 1495-1496 годах, писец Ю. К. Сабуров в Новгородской писцовой книге упоминал "...погост Тихвинский, а в нём церковь деревянная...

Расположение на перекрёстке торговых путей, связывавших Волгу с Ладогой и Балтийским морем, обеспечило быстрое развитие Тихвинского погоста – предшественника города Тихвина. К началу XVI столетия это был уже широко известный торговый и ремесленный центр.

В 1507-1515 годах на средства московского великого князя Василия III новгородский строитель Дмитрий Сырков на месте сгоревшей деревянной церкви Успения возвёл монументальный каменный Успенский собор, сохранившийся до наших дней.

В 1560 году по приказу царя Ивана IV на левом берегу реки Тихвинки был заложен Успенский мужской монастырь.


Руководство работами поручили новгородскому строителю Фёдору Сыркову, сыну Дмитрия Сыркова. Срокам строительства придавалось особое значение, поэтому царь разрешил на всех видах работ использовать крестьян из двадцати волостей.

За один весенне-летний сезон 1560 года одновременно с Большим Успенским монастырём были возведены Малый Введенский женский монастырь, а также два посада, торгово-промышленные поселения с разнообразными жилыми, хозяйственными и культовыми постройками.

Успенский монастырь первоначально окружала бревенчетая островерхая ограда. Позже, к середине XVII века, она была заменена стенами, состоящими из двух параллельных деревянных срубов, заполненных внутри землёй и камнями. По верху стен шёл крытый ход с бойницами. Над стенами возвышались девять мощных башен. Так на месте древнего тихвинского поселения был создан важный укреплённый пункт, сыгравший большую роль в обороне северо-западных границ Руси.

В начале XVII века Русское государство переживало глубокий внутренний кризис. Во время шведско-польской интервенции шведы оккупировали и, по мнению некоторых историков, подвергли опустошению новгородские земли.


В 1613 году Тихвинский посад был захвачен, разграблен и сожжён.

Посадские люди, укрывшись за крепостными монастырскими стенами, выдержали длительную осаду и многочисленные атаки врагов, а затем разгромили шведское войско. Борьба тихвинцев закончилась изгнанием шведов и положили начало освобождению новгородской земли, оккупированной шведскими и польскими отрядами.


В XVII-XVIII веках Тихвинский посад достиг экономического расцвета. На высоком уровне было здесь ремесленное производство. Особенным спросом пользовались изделия тихвинских кузнецов. Их закупали не только в городах России, но и за границей. Тихвин стал одним из пунктов, через который осуществлялась внешняя торговля России, а Тихвинская ярмарка – одной из крупнейших в стране. Расцвет торговли и ремесла в XVII веке способствовал росту посада, который распространился на довольно значительные территории.


С 1560 года Тихвинский посад находится в вассальной зависимости от Большого Успенского и Малого Введенского монастырей. Только на территории монастырей-могущественных феодалов велось каменное строительство.

В Успенком монастыре ещё в XVI веке кроме собора были возведены каменные Трапезная с церковью Рождества Богородицы (1581 год).

Святые ворота с надвратной церковью Вознесения и приделом Фёдора Стратилата (1591-1593 годы), а также пятишатровая звонница (1600 год). Особенно интенсивно каменно строительство в Тихвинском Успенском монастыре развернулось во второй половине XVII века, когда все деревянные постройки были заменены каменными.

В результате этих работ на территории монастыря был создан высокохудожественный ансамбль, интересный историко-архитектурный памятник XVI-XVII веков. В значительной своей части он сохранился до наших дней. В XVIII-XIX веках монастырские здания подверглись некоторым перестройкам, изменившим их первоначальный облик.


В 1723 году после длительной борьбы жители Тихвинского посада освободились от монастырского управления.

Тихвинцы получили свой административный орган – магистр, который подчинился Новгородской губернской канцелярии. Окончательно посад отделился от монастырей лишь в 1764 году после указа о передаче государству монастырских земель.

В 1773 году Тихвин получил статус уездного города Тихвинского уезда Новгородской губернии.

С 1918 года город Тихвин и Тихвинский уезд в составе вновь образованной Череповецкой губернии.

С 1 августа 1927 года город Тихвин – центр Тихвинского района Ленинградского округа Ленинградской области (с 23 июля 1930 года непосредственно в Ленинградской области).

Ну, а что было в Тихвине при безбожной советской власти автор упоминать не считает возможным.

(конец ч.1)


ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА “Старорусская Богородица”

ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА
“Старорусская Богородица”

“Богородица Старорусская” – одна из знаменитых богородичных икон, почитаемых всей русской православной церковью и связанных именно с новгородской землёй. Слава древних новгородских святынь “Знамение” и “Тихвинская” не затмила этот чудотворный образ, хотя его воспроизведения в поздних списках и обрели загадочную двойственность иконографических вариантов. Праздничная служба в честь старорусской иконы совершается 4(17) мая, в день её появления и творения чудес в Тихвине (1570 г.). В Новгороде и Старой Руссе отмечается также и дата возвращения иконы в Старую Руссу в 1888 году – 18 сентября (1 октября).

Согласно народному преданию, икона была привезена в Русу (так назывался город в летописях) из греческого города Ольвиополя в конце Х века. Начало творения ею чудес связывается с временами Ивана Грозного. Около 1570 года в северных странах свирепствовало моровое поветрие. По откровению, бывшему одному благочестивому жителю Тихвина, для избавления от этой смертоносной эпидемии необходимо было “обменять” чтимые иконы Тихвина и Старой Руссы. Тогда рушане и отдали свою икону Богородицы в Тихвин, а тихвинцы один из списков своей святыни – Тихвинской Богородицы посла ли в Старую Руссу.

По другому преданию, икона Старорусской Богородицы во время морового поветрия в том же 1570 году была взята из Старой Руссы и, носимая из одного селения в другое для избавления от губительной язвы, достигла таким образом Тихвина, где и оставалась на долгое время. В переписной и приходно расходной книге Тихвинского Успенского монастыря упоминается икона “Руской” Богородицы “в одиннадцать пядей” (около 220 см), висевшая в соборе на столбе у левого клироса. По случаю обновления собора в 1784 году икону перенесли в тёплую церковь Рождества Богородицы. Икона всё время располагалась неподалёку от прославленной Тихвинской и почиталась как вторая святыня монастыря, в особенности старообрядцами.

Около 1787 года отправили Илью Петрова Красильникова с ходатайством перед тихвинцами о возвращении старорусской иконы. Получив в Тихвине отказ, Красильников заказал точную копию старорусской иконы, которая и была принесена в собор Спасо-Преображенского монастыря Старой Руссы 4 мая (17 по н.ст.). Спустя время эта копия прославилась чудотворениями, неоднократно являя целительную силу. Однако жители Старой Руссы не утратили желания и надежды вернуть саму святыню, и с 1805 года начинается знаменитая их тяжба с тихвинцами, длившаяся более 80 лет.

Сохранилось немало свидетельств того, как старорушане обращались то к Новгородскому митрополиту, то в святейший Синод. Тихвинцы же аргументировали свои отказы отсутствием достоверных письменных свидетельств о принадлежности иконы Старой Руссе и указывали на длительность пребывания иконы в Тихвине, а в доказательство своего глубокого почитания иконы приводили описания невероятно богатого оклада Старорусской иконы, выполненного усердием тихвинской купеческой четы Климовых в конце ХVIII века. В 1854 1855 гг. архимандриты Пётр и Владимир выполняют новую роскошную сребропозлащённую ризу, демонстрируя заботу о чтимом образе. Однако жители Старой Руссы настойчиво требовали возвращения иконы, которую считали своей. Наконец в 1888 году благодаря вмешательству вел.кн. Владимира, благоволив шего к Старой Руссе, по распоряжению Синода чтимую старорусскую икону торжественно перенесли на руках из Тихвина в Старую Руссу, поместив её в соборе Спасо Преображенского монастыря. (В Тихвине осталась выполненная и украшенная новая точная копия старорусской иконы. Деньги на это собрали по подписке в сумме 14 500 рублей серебром).

В 1891 году уже был закончен храм иконы Старорусской Божией Матери, на освящении которого был великий пастырь отец Иоанн Кронштадтский.

С приходом советской власти икону, по свидетельству местных жителей, “разорили”, сняв с неё серебро и драгоценности, и передали в краеведческий музей. В августе 1941 года, во время оккупации, икона исчезла и до сих пор не найдена. В итоге этой длинной истории образовалось два типа старорусской иконы. Согласно позднему преданию, когда художник писал копию, изображая Божественного младенца взирающим на Богородицу, Христос сам “отвернул своё “лицо”, явив новое чудо “для укрепления веры” у прихожан. Этот список находится в действующей Георгиевской церкви. Икона имеет богатый серебряный оклад середины ХIХ века с большими вставками ХVIII столетия. Эта своего рода единственная “репродукция” какого то исчезнувшего произведения древнерусской иконописи ХVII века, которое, не исключено, и было той самой перенесённой в 1570 году в Тихвин чудотворной старорусской иконой.

Т. ЦАРЕВСКАЯ
(Из книги “Где святая София,
там и Новгород”. Санкт Петербург, 1998)