ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Об утверждении Положения об Уполномоченном по делам религий и национальностей и его аппарате

Изменения и дополнения:

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19 февраля 2007 г. № 198 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 45, 5/24740) ;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 6 ноября 2012 г. № 1018 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 10.11.2012, 5/36460) ;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 2 декабря 2016 г. № 992 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 08.12.2016, 5/43013)

В соответствии с У казом Президента Республики Беларусь от 5 мая 2006 г. № 289 «О структуре Правительства Республики Беларусь» Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемое Положение об Уполномоченном по делам религий и национальностей и его аппарате.

2. Признать утратившими силу:

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 6 февраля 2002 г. № 164 «Вопросы Комитета по делам религий и национальностей при Совете Министров Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 19, 5/9914);

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 янв аря 2003 г. № 31 «О внесении дополнений и изменений в Положение о Комитете по делам религий и национальностей при Совете Министров Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 8, 5/11806).

ПОЛОЖЕНИЕ
об Уполномоченном по делам религий и национальностей и его аппарате

1. Уполномоченный по делам религий и национальностей назначается на должность и освобождается от должности Президентом Республики Беларусь по предложению Совета Министров Республики Беларусь.

2. Уполномоченный по делам религий и национальностей осуществляет функции органа государственного управления и подчиняется Правительству.

3. Деятельность Уполномоченного по делам религий и национальностей обеспечивает аппарат Уполномоченного по делам религий и национальностей (далее – аппарат). Работники аппарата Уполномоченного по делам религий и национальностей, кроме технического и обслуживающего персонала, являются государственными служащими.

4. Уполномоченный по делам религий и национальностей и его аппарат в своей деятельности руководствуются Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь от 17 декабря 1992 года «О свободе совести и религиозных организациях» (Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь, 1993 г., № 2, ст. 18), настоящим Положением и иными актами законодательства Республики Беларусь.

5. Основными задачами Уполномоченного по делам религий и национальностей и его аппарата являются:

участие в разработке и реализация государственной политики в этноконфессиональной сфере;

обеспечение прав граждан на свободу совести и свободу вероисповедания, защиты их прав и интересов независимо от отношения к религии и религиозной принадлежности, а также права на свободу объединения в религиозные организации;

подготовка предложений по урегулированию вопросов, связанных с деятельностью религиозных организаций и общественных объединений граждан, относящихся к национальным меньшинствам, требующих решения Президента Республики Беларусь или Совета Министров Республики Беларусь;

контроль деятельности религиозных организаций в части исполнения ими законодательства Республики Беларусь о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях, а также их уставов;

рассмотрение вопросов, возникающих в сфере взаимоотношений государства и религиозных организаций, государства и общественных объединений граждан, относящих себя к национальным меньшинствам;

в пределах своей компетенции участие в разработке, организации исполнения и контроль за соблюдением актов законодательства Республики Беларусь, внесение предложений по совершенствованию законодательства на основе обобщения практики его применения;

охрана и содействие в реализации прав граждан Республики Беларусь различных национальностей в сферах культуры, образования, языка, информационного обеспечения, оказание помощи в просветительской деятельности общественных объединений граждан, относящих себя к национальным меньшинствам;

оказание по просьбе религиозных организаций и общественных объединений граждан, относящих себя к национальным меньшинствам, содействия в достижении ими договоренностей с государственными органами, содействие в укреплении взаимопонимания и терпимости между религиозными организациями различных вероисповеданий и представителями национальных общностей;

организация содействия и помощи в удовлетворении национально-культурных потребностей белорусов и выходцев из Беларуси, проживающих за рубежом (далее – соотечественники за рубежом), укреплении их связей с Республикой Беларусь;

исследование и прогнозирование религиозной и этнополитической ситуации, динамики и тенденций национальных процессов, межнациональных и межконфессиональных отношений, предотвращение проявлений религиозной исключительности и неуважительного отношения к религиозным и национальным чувствам;

международное сотрудничество по вопросам, относящимся к его компетенции.

6. Уполномоченный по делам религий и национальностей и его аппарат в соответствии с возложенными задачами:

участвует по поручению Совета Министров в разработке проектов актов законодательства в соответствии со своей компетенцией и вносит их на рассмотрение в Совет Министров Республики Беларусь;

определяет механизмы реализации актов законодательства, относящихся к его компетенции;

дает местным Советам депутатов, исполнительным и распорядительным органам методические рекомендации и консультации по вопросам исполнения и применения законодательства Республики Беларусь о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях;

получает от республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов сведения о соблюдении законодательства Республики Беларусь о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях;

разрабатывает и осуществляет мероприятия по координации деятельности республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, общественных объединений по реализации актов законодательства в сфере национальных отношений в целях содействия реализации прав в национально-культурном развитии граждан Республики Беларусь различных национальностей и соотечественников за рубежом;

участвует в обеспечении соблюдения законодательства и исполнения международных договоров Республики Беларусь в области свободы совести и вероисповедания, защиты прав лиц, относящихся к национальным меньшинствам, вносит предложения по совершенствованию и дальнейшему развитию законодательства в соответствии с международными стандартами и общепризнанными принципами международного права в сфере его компетенции;

организует научные исследования, совместно с заинтересованными анализирует состояние и динамику этноконфессиональных процессов, межнациональных и межконфессиональных отношений, изучает зарубежный опыт, готовит прогнозы развития этноконфессиональной ситуации на ближайшую и долгосрочную перспективу, разрабатывает практические рекомендации в сфере этноконфессиональных отношений;

совместно с заинтересованными органами государственного управления, научными организациями и общественными объединениями разрабатывает комплексные программы развития этноконфессиональной сферы, содействия национально-культурному развитию национальных общностей в республике и соотечественников за рубежом;

содействует деятельности образовательных и научно-исследовательских учреждений по вопросам подготовки, переподготовки, повышения квалификации кадров религиоведов;

принимает участие в работе по распространению идей веротерпимости, национального согласия, уважения к истории, культуре и языку национальных общностей республики, их многовековым традициям совместного проживания;

содействует работе средств массовой информации, изданию и комплектованию фондов учебной, учебно-методической и художественной литературы на языках национальных общностей страны, а также информационному обеспечению соотечественников за рубежом;

участвует в подготовке и проведении национальных и религиозных праздников, дней культуры, литературы и искусства, культурно-массовых, благотворительных и спортивных мероприятий;

создает экспертный совет для проведения государственной религиоведческой экспертизы, утверждает положение о нем, определяет порядок назначения и проведения указанной экспертизы;

назначает и обеспечивает проведение государственной религиоведческой экспертизы вероучений, соответствующих им культовых практик и уставов при создании религиозных организаций, исповедующих ранее не известные в Республике Беларусь вероучения, а также при осуществлении деятельности религиозных организаций;

обеспечивает проведение государственной религиоведческой экспертизы религиозной литературы, поступающей в библиотечные фонды, религиозной литературы и иных печатных, аудио- и видеоматериалов, ввозимых в Республику Беларусь;

осуществляет государственную регистрацию религиозных объединений, монастырей, монашеских общин, религиозных братств и сестричеств, религиозных миссий и духовных учебных заведений;

ведет Государственный реестр религиозных организаций и определяет перечень сведений, подлежащих включению в этот Государственный реестр;

ведет учет культовых зданий и определяет перечень сведений, подлежащих отражению в этом учете;

выносит письменные предупреждения религиозным объединениям, монастырям, монашеским общинам, религиозным братствам и сестричествам, религиозным миссиям и духовным учебным заведениям в случае нарушения ими законодательства Республики Беларусь либо осуществления деятельности, противоречащей уставам этих организаций, а также принимает иные меры по устранению выявленных нарушений;

обращается в суд с заявлением о ликвидации религиозной организации в случае нарушения ею законодательства либо осуществления деятельности, противоречащей ее уставу. При этом вправе принять решение о приостановлении деятельности религиозной организации до вынесения судебного решения;

дает заключения по вопросам согласования мест размещения земельных участков для строительства культовых строений;

принимает участие в рассмотрении государственными органами проблем, связанных с деятельностью религиозных организаций и общественных объединений граждан, относящих себя к национальным меньшинствам, по просьбе религиозных организаций и общественных объединений граждан, относящих себя к национальным меньшинствам, оказывает необходимую помощь в решении их вопросов, находящихся в компетенции других государственных органов;

осуществляет контакты и координационные связи с государственными органами других государств в этноконфессиональной сфере;

выполняет иные функции в соответствии с законодательством.

7. Уполномоченный по делам религий и национальностей в пределах своей компетенции имеет право:

взаимодействовать с республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами, религиозными организациями, общественными объединениями, средствами массовой информации, иными юридическими, а также физическими лицами;

направлять в установленном порядке информацию, предложения в Совет Министров Республики Беларусь;

давать разъяснения и заключения по видам и формам религиозной деятельности по запросам государственных органов;

вносить предложения об отмене принятых республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами, общественными объединениями и религиозными организациями постановлений и иных решений, противоречащих законодательству в сфере свободы совести, вероисповедания и национальных отношений, а также ставить вопрос о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства;

запрашивать и получать в установленном порядке сведения, справки и материалы у органов государственного управления, религиозных организаций и общественных объединений граждан, относящих себя к национальным меньшинствам, об исполнении и применении законодательства по вопросам, относящимся к его компетенции;

сотрудничать в установленном порядке с соответствующими органами и организациями других государств и международными организациями, вести переговоры и подписывать международные договоры в соответствии с национальным законодательством;

привлекать для решения поставленных перед ним задач внебюджетные финансовые средства и материально-технические ресурсы в порядке, установленном законодательством;

выступать государственным заказчиком по республиканским целевым программам, научным исследованиям, создавать временные творческие и научные коллективы;

проводить в установленном порядке конференции, семинары, совещания, выставки, фестивали и иные мероприятия;

осуществлять в установленном законодательством порядке информационно-издательскую деятельность, учреждать свои средства массовой информации.

8. Уполномоченный по делам религий и национальностей и должностные лица его аппарата имеют право при исполнении своих служебных обязанностей посещать в установленном порядке государственные и религиозные организации, общественные объединения и иные юридические лица, а также проводимые ими мероприятия в целях ознакомления с документами, материалами, информацией, относящимися к его компетенции.

9. Уполномоченный по делам религий и национальностей и его аппарат осуществляет свою деятельность во взаимодействии с республиканскими органами государственного управления, а также с местными исполнительными и распорядительными органами Республики Беларусь.

В структуру облисполкомов и Минского горисполкома входят структурные подразделения, осуществляющие государственно-властные полномочия по делам религий и национальностей. Утверждение положений об указанных структурных подразделениях, назначение и освобождение от должности их руководителей осуществляются соответствующими исполкомами по согласованию с Уполномоченным.

10. Уполномоченный по делам религий и национальностей возглавляет аппарат, имеет заместителя, назначаемого на должность и освобождаемого от должности Советом Министров Республики Беларусь.

11. Уполномоченный по делам религий и национальностей:

руководит деятельностью аппарата, в пределах своей компетенции самостоятельно принимает решения и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него задач и функций;

распределяет обязанности между своим заместителем и руководителями структурных подразделений аппарата;

утверждает штатное расписание аппарата в пределах установленных численности и фонда оплаты труда;

утверждает положения о структурных подразделениях и должностные обязанности работников аппарата;

действует без доверенности, в установленном порядке распоряжается денежными средствами, открывает счета в банках, заключает договоры;

в соответствии с законодательством назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата;

в пределах своей компетенции издает приказы и распоряжения, подписывает постановления и приказы коллегии;

реализует в соответствии с законодательством права на владение, пользование и распоряжение государственным имуществом, относящимся к республиканской собственности;

осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.

12. В аппарате образуется коллегия в составе 5 человек. В состав коллегии входит Уполномоченный по делам религий и национальностей (председатель коллегии) и его заместитель по должности. По решению Совета Министров Республики Беларусь в ее состав могут входить другие руководители структурных подразделений аппарата, а также работники иных государственных органов.

Решения коллегии реализуются приказами и постановлениями Уполномоченного по делам религий и национальностей.

В случае возникновения разногласий между Уполномоченным по делам религий и национальностей и членами коллегии при принятии решений Уполномоченный по делам религий и национальностей реализует свое решение, информируя об этом Совет Министров Республики Беларусь. Члены коллегии также имеют право сообщать свое мнение в Совет Министров Республики Беларусь.

13. При Уполномоченном по делам религий и национальностей могут создаваться консультативные советы из числа работников аппарата, представителей других государственных органов, организаций, научных и образовательных учреждений, общественных и религиозных объединений для выработки рекомендаций по соответствующим направлениям деятельности Уполномоченного по делам религий и национальностей.

Персональный состав консультативных советов и положения о них утверждаются Уполномоченным по делам религий и национальностей.

14. Финансирование Уполномоченного по делам религий и национальностей и его аппарата осуществляется в установленном законодательством порядке.

15. Уполномоченный по делам религий и национальностей и его аппарат являются юридическим лицом, которое имеет печать и бланки с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием, а также счета в банке.

Фонд: Р-5220
Ед.хранения: 843
Дело: 843 е хр.
Дата: 1940 - 1990

В 1937 - 1944 гг. в системе облисполкома работала комиссия по делам религиозных культов и православной церкви.
В связи с образованием при Совнаркоме СССР в 1943 - 1944 гг. Советов по делам русской православной церкви и религиозных культов, в Тамбове вопросами православной церкви и религиозных культов стали заниматься Уполномоченный по делам русской православной церкви и Уполномоченный по делам религиозных культов, которые вели учёт церквей, религиозных обществ и молитвенных домов.
В февр. 1958 г. уполномоченные были объединены и образован Уполномоченный Совета по делам русской православной церкви и культов, с марта 1966 г. - Уполномоченный по делам религий при Совмине СССР по Тамбовской области.
Упразднён в соответствии с Постановлением Верховного Совета СССР от 01.10.1990.
Положение об Уполномоченных Совета по делам русской православной церкви (1943). Указы управляющего епархией, протоколы заседаний епархиального Совета.
Годовые отчёты епархиального Совета о работе. Сведения о количестве церквей, доходах, количестве совершённых обрядов. Регистрационные дела церквей, молитвенных домов. Информации о деятельности православных церквей, сектантов. Справки о состоянии церковных зданий.
Переписка с органами власти об открытии церквей, переоборудовании церковных зданий.
Списки церквей. Материалы о награждении духовенства медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.".
Личные дела священников, в т.ч. архиепископа Луки (В. Ф. Войно-Ясенецкого).


Инициатива депутата Милонова об учреждении якобы новой должности в органах власти не должна никого вводить в заблуждение: речь не идет о создании какой-то новой структуры. История взаимодействия государственной власти и религиозных организаций началась не вчера.

Идея назначить специального чиновника, который осуществлял бы контакты с Церковью, родилась у Петра I в начале XVIII века - когда он упразднил патриаршество. В 1722 году в России появилась должность обер-прокурора - «ока государева и стряпчего о делах государственных в Синоде».

Характер взаимоотношений Церкви с обер-прокурорами если и менялся в течение последующих двух столетий, то несущественно: без ведома этого чиновника Синод не мог принимать никаких сколь-нибудь важных решений.

В 1917 году Временное правительство упразднило эту должность, учредив, между тем, Министерство исповеданий. Но в скором времени большевистская власть, приняв декрет об отделении Церкви от государства, распустила и эту структуру.

В 1917 году на Поместном соборе Русской церкви один из его участников архиепископ Таврический Димитрий (Абашидзе) так охарактеризовал обер-прокурорский период в истории Русской церкви:

«Явилось преемство власти не в рясах, а во фраках и мундирах. Преемство людей неверующих, явных отступников от веры, по рождению и воспитанию не принадлежащих к русскому народу. Таковы князь Голицын, Мелиссино и другие. Были и верующие, но они были незаконными патриархами Русской Церкви, потому что, ужасно сказать, они были не патриархами русскими, а папами римскими на патриаршем престоле».

Советская Россия

В феврале 1918 года Совет народных комиссаров опубликовал декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. Все религиозные организации были лишены прав юридического лица и всех прав собственности. Большевицкое правительство начало планомерную борьбу с Церковью и развернуло атеистическую пропаганду.

1 мая 1919 г. под грифом «Строго секретно» выходит указание Ленина «О борьбе с попами и религией», адресованное председателю ВЧК Дзержинскому.

Текст этого распоряжения краток:

«В соответствии с решением В.Ц.И.К. и Сов. Нар. Комиссаров, необходимо как можно быстрее покончить с попами и религией. Попов надлежит арестовывать как контрреволюционеров и саботажников, расстреливать беспощадно и повсеместно. И как можно больше. Церкви подлежат закрытию. Помещения храмов опечатывать и превращать в склады».

По сути, главным органом, в компетенцию которого вошла «работа» с Русской церковью, стала Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК). Развернулись жестокие репрессии.

Это ленинское указание было отменено лишь в 1939 году по распоряжению Сталина.

СССР

Совет по делам Русской Православной Церкви при Совете Народных Комиссаров СССР был создан после памятной встречи Сталина с иерархами в 1943 году. В должности Председателя Совета был утвержден Г.Г. Карпов, профессиональный чекист.

Целью его создания было поддержание имиджа Советского Союза на международной арене.

В 1965 году организация была переименована в Совет по делам религий при Совете Министров СССР.

Советская власть смотрела на отделение Церкви от государства однозначно: в обществе Церковь не должна была иметь никакого статуса и никакого влияния. Основной функцией совета был надзор за деятельностью религиозных организаций и в первую очередь - Русской православной церкви. Запрещались требы без соответствующего учета и оформления, проведение богослужений в запрещенных местах, совершение крещений на дому у священников, привлечение к службе детей, крещение детей без согласия обоих родителей и пр.

Важной функцией также была «политико-воспитательная работа» с духовенством: в лице Русской православной церкви хотели получить своего рода духовно-идеологическую подпорку для политики, проводимой коммунистической партией. Поэтому все кадровые решения (в первую очередь епископские назначения) в обязательном порядке согласовывались в Совете.

Специальные осведомители вели пристальный контроль за богослужениями - на предмет присутствия в храмах молодежи, членов комсомола или КПСС, а также за содержанием проповедей.

Оригинальные методы

Советские чиновники пытались отвлечь молодежь от интереса к Церкви разными способами. Одним из наиболее нестандартных был следующий: в пасхальную ночь в кинотеатрах вне всякого расписания показывали какой-нибудь иностранный фильм. На языке пропаганды это называлось «отвлекающее мероприятие».

Кино использовали и для «вразумления» слушателей духовных школ. Список кинофильмов, которые демонстрировались в 1971-1972 учебном годах в Одесской семинарии, говорит сам за себя:

«Мое последнее танго»,
«Кража»,
«Бриллиантовая рука»,
«Они сражались за Родину»,
«Итальянец в Америке»,
«О любви»,
«Поместный Собор Русской Православной Церкви в 1971 г.»,
«Опасные гастроли»,
«Девушка в черном»,
«Андрей Рублев»,
«Сын прокурора»,
«Дикое сердце»,
«Цена быстрых секунд»,
«Рожденная свободной»,
«Золотой теленок»,
«Дорога мечты»,
«Сезон любви»,
«Серенада большой любви»,
«Поезд в дальний август»,
«Достояние республики»,
«После тьмы свет»,
«Убийство в тихом квартале»,
«Приключения на берегах Онтарио»,
«Ромео и Джульетта»,
«Погоня».

Здесь и непременные патриотические ленты, и западные картины, хотя присутствуют в списке и «Андрей Рублев», и документальная лента о Поместном соборе 1971 года.

Вообще, семинарии и академии находились под постоянным давлением «кураторов». Особенную тревогу органов вызывали абитуриенты с Украины и из Молдавии, количество которых увеличивалось год от года. Сложно представить, но абитуриенту-не москвичу было практически невозможно ознакомиться с правилами приема в духовные школы: они публиковались только в «Журнале Московской Патриархии», а журнал выходил ничтожно малым тиражом и был недоступен.

Ситуация поменялась лишь в конце 1980-х годов.

Что думают сами священники?

О восприятии деятельности уполномоченных по делам религии выражает поговорка, которую до сих пор помнят пожилые священники: «Уполномоченный: упал и - намоченный». Речь шла о подмоченной репутации: сотрудничество с этими чиновниками почиталось за отступление от профессиональной этики.

По мнению настоятеля храма в честь святых апостолов Петра и Павла в Гонконге протоиерея Дионисия Поздняева, светское государство не имеет компетенций для контроля над религиозными организациями в силу своей секулярности. «В случае создания института уполномоченных могут возникнуть предпосылки для вмешательства светского государства в дела религиозных общин. Такой шаг способен повлечь за собой создание неофициальных или подпольных форм религиозной жизни», - считает священник.

В комментарии для сайт он также рассказал о практике взаимодействия православных приходов и государственных властей на примере Китая и Гонконга. По его словам, Китай в этом смысле следует советской модели, стараясь контролировать религиозную жизнь граждан и рассматривая религиозные вопросы под политическим углом. Этим занимается Управление по делам религий.

«Возможно, поэтому значительная часть верующих в Китае предпочитает объединяться в неконтролируемые государством религиозные организации, - отметил протоиерей. - В Гонконге ситуация принципиально иная. В Гонконге вообще нет процедуры регистрации религиозных организаций. Равно как и контроля. Религиозные организации (и наш приход в том числе) должны, конечно, решать свои хозяйственные вопросы, но для этого достаточно учредить какое-то юридическое лицо».

Настоятель московского храма Святой Троицы в Хохлах протоиерей Алексей Уминский считает, что для Церкви и для верующих людей эта идея бесполезна. Но ситуацией смогут воспользоваться секты и нетрадиционные религиозные течения. «Они получат новую возможность для продвижения своих идей, постоянных судебных исков по отношению к тем, кто каким-то образом этим сектам и новым религиозным движениям станет противодействовать», - предупредил священнослужитель в своем комментарии для сайт.

«Для нас, христиан, такая подмена - быть защищаемым в нашей духовной жизни от кого-то кем-то, кроме Бога, - выглядит довольно странно, - отметил протоиерей. - Потому что мы, христиане, не боимся ни мира сего, ни того что в мире. И если мы живем по заповедям Божьим, если Господь с нами - то Господь нас и защищает. Он наш омбудсмен - Господь наш Иисус Христос. Другого нам не надо. А все остальное - это довольно странные политические манипуляции».

Страны Ближнего зарубежья

В соседних государствах практически везде существуют государственные структуры, призванные обеспечивать взаимодействие между властью и религиозными организациями.

На Украине существует должность Уполномоченного по делам религий и национальностей, а также функционирует Государственный комитет Украины по делам национальностей и религий.

В Белоруссии должность Уполномоченного по делам религий и национальностей существует с 2006 года.

Молдова: в 2007 году Государственная служба по проблемам культов при Правительстве Республики Молдова была ликвидирована, а ее функции переданы Министерству юстиции.

Казахстан: Комитет по делам религии создан в 2005 году.

Таджикистан: Комитет по делам религии, упорядочения национальных традиций, торжеств и обрядов при Правительстве Республики Таджикистан (2010).

Кыргызстан: Государственная комиссия по делам религий Кыргызской Республики (2012).

Туркменистан: Генгеш (Совет) по делам религии при президенте страны (1994).

Узбекистан: Комитет по делам религий при Кабинете Министров Республики Узбекистан.

Во второй половине XX века в СССР действовали разные государственные органы, которые занимались вопросами церкви и религий. Так, 14 сентября 1943 года был создан Совет по делам Русской православной церкви, а 19 мая следующего года появился Совет по делам религиозных культов. В 1965 году после окончания Хрущёвской антирелигиозной кампании эти два органа были в соединены в один, который стал называться Советом по делам религий при Совете Министров СССР и просуществовал до 14 ноября 1991 года, когда последний был лишён своих функций и упразднён 1 .

Для более полного анализа работы Совета в последний период его существования представляется интересным изучить весь период с 1985 по 1991 год, который включает в себя все три этапа перестройки. Но и в этом период можно выделить один ключевой момент – 1988 год, который стал не только ярким отражением процессов перестройки, но и являлся юбилейным, поскольку в тот год отмечали 1000-летие введения христианства на Руси. В определённый момент (об этом скажем позже) это событие из церковного переросло в церковно-государственное, и устроением празднеств занимался Совет по делам религий.

Изучение деятельности СДР позволяет дать характеристику церковной ситуации и государственной политики по отношению к церкви того времени и объяснить особенности положения церкви и её взаимоотношений с государством в нынешнее время, которые являются во многом следствием происходящего в предыдущие десятилетия.

Во время изучения этой тематики было сделано три «шага» – необходимо было увидеть в общем историческую ситуацию церкви и государства в 1988 году и в предшествующие годы; далее – понять, каковы основные вопросы и задачи, которые стояли перед Советом по делам религий в указанный период; затем было изучено и охарактеризовано основное содержание документов ГАРФ (Государственного архива Российской Федерации) по изучаемой теме.

Архивных документов немало, целый фонд Р-6991 так и называется «Совет по делам религий». Можно назвать также и авторов, которые так или иначе касались этой тематики, занимались или продолжают заниматься ею. Например, такие учёные и историки как М. В. Шкаровский, Д. В. Поспеловский, В. А. Цыпин. Среди тех, кто сейчас занимается вопросом работы СДР можно назвать д.и.н. И. И. Маслову, к.б.н. А. К. Вишневского. Но зачастую архивы представляют собой материал, отражающий только одну сторону, один взгляд – взгляд со стороны самих работников государственного аппарата. Поэтому важно было изучить вопрос работы Совета с опорой и на другие, хоть и немногочисленные материалы.

Исторический аспект жизни церкви и государства в 1988 году

Говоря об историческом аспекте жизни церкви и государства в 1988 году, нужно понимать, что любой период времени в истории связан с конкретными людьми и событиями, которые в это время происходили. Со стороны правительства значимой фигурой был, конечно, глава государства – М.С. Горбачёв, со стороны Совета по делам религий самой яркой личностью изучаемого периода был К.М. Харчев, председатель Совета с 1984 до 1989, а со стороны Православной церкви – патриарх Пимен (Извеков).

1985-1987 годы, предшествующие году юбилейному, стали поворотным моментом для верующих в государстве. И действительно о 1985-1987 годов и государственные, и церковные деятели свидетельствуют как о поворотном моменте для верующих в государстве 2 . Говоря о русской действительности, архиеп. Михаил (Мудьюгин) отмечает, что во второй половине 80-х положение Церкви улучшилось, и она «получила значительно большую свободу действий» 3 , впрочем делая акцент не на изменении ситуации, а на неподготовленности церкви к этим изменениям.

Но важно понимать, что стало причиной такого поворота. Как это описывает Д. В. Поспеловский, в то время разрастался кризис, в связи с чем, руководитель государства, М. С. Горбачёв нуждался в поддержке народа, интеллигенции, к тому же надо было показать Западу, что во внешней политике нашего государства нет агрессивности и при этом идут процессы демократизации во внутренней политике, а веротерпимость – это один из признаков такого процесса 4 . Или, как пишет Г. Штриккер в своём сборнике:

«Слабые стороны его [Горбачёва] положения заставили его вовлекать бывших граждан второго сорта в процесс перестройки» 5 . О том же в интервью говорит и председатель СДР К. М. Харчев: «Морального авторитета у государства не стало, оно оказалось вынужденным идти и занимать его, где только можно – в первую очередь у церкви – благо, ценности там вечные. И вот здесь-то всё и изменилось» 6 .

Самыми значимыми процессами, которые повлияли на ход 1988 года, были: расцвет перестройки, а также подготовка и проведение торжественных празднеств в честь 1000-летия Крещения Руси, которое, на самом-то деле, расценивалось не как сугубо церковное событие, как это предполагал патриарх и специальная юбилейная комиссия, созданная в 1981 году, но и как общегосударственное.

Патриарх Пимен и специальная юбилейная комиссия предполагали, что празднование 1000-летия Крещения Руси станет важным церковным событием, и с просьбой о разрешении праздновать 1000-летие патриарх обратился к главе государства в 1982 году. Поскольку на тот момент обострилась холодная война, Рейган назвал СССР «империей зла», которая угрожает религии во всём мире, государству было выгодно показать, как оно помогает церкви, тогда было дано согласие и уже в 1983 году церкви передали для празднований помещение Данилова монастыря и оказали содействие в его ремонте, а вскоре Харчев С. М., председатель СДР, предложил для большей выгодности сделать это событие общегосударственным 7 .

Важным историческим моментом многие называли встречу М. С. Горбачёва с Патриархом Пименом 29 апреля 1988 года 8 которая состоялась по инициативе Синода (в отличие от подобной встречи митрополитов со Сталиным, где инициатором был он, а у первых не было практически возможности подготовиться).

Основные празднества по поводу юбилея Крещения Руси прошли с 6 по 17 июня 1988 года в Москве и других местах Советского Союза.

В связи с перестройкой и усилением акцента государства на демократизации и исполнении принципа свободы совести для церкви стала более благоприятной ситуация с издательским делом. На страницах печатных изданий можно было увидеть как светская печать защищает права верующих и разоблачает власти, которые эти права нарушают, и даже публикует апологетические по отношению к церкви статьи, при этом Харчев признает факт гонения на верующих 9 , но в печати можно увидеть и обвинения верующих в том, например, что эмигрантская печать использует подготовка к событию 1000-летия в антисоветских целях и «настойчиво повторяет» мысль о том, что христианство играет важную роль для русской культуры и что русская культура «якобы и родилась-то в самой русской церкви» 10 . Газеты «Правда Востока» и «Коммунист» писали о том, что христианские традиции вступают в противоречие с нравственными ценностями, являясь «религиозным дурманом», а Крещение Руси было всего лишь политическим актом 11 и пр.

На фоне происходящих событий с 1988 года одни процессы начинаются почти с нуля, другие активизируются: возрождаются приходы, воскресные приходские школы 12 , семинарии, возводятся церкви, регистрируется больше религиозных обществ, увеличивается объём печати религиозной литературы. В отчётах за 1988 год представлены следующие цифры: 6893 прихода, из которых более 4 тысяч на Украине 13 .

Основные вопросы и задачи Совета по делам религий в 1988 году

Главной обобщающей задачей являлось Совета по делам религий при СМ СССР было «проведение в жизнь новой политики государства в отношении церкви» 14 , как об этом говорит председатель Совета. У СДР были постоянные задачи, как например, контроль СДР за тем, как РПЦ влияет на верующих через богослужения, как проходят церковные праздники 15 , работа с приходским духовенством и иерархами 16 , защита от нарушения конституционных основ отношений церкви и государства 17 . Но были и особые, новые задачи, возникшие именно в связи с событиями 1988 года, среди которых: подготовка и проведение торжественных празднеств в связи с 1000-летием Крещения Руси (от орг. части до рассмотрения вопросов об Уставе РПЦ), регистрация религиозных обществ (ранее СДР тоже этим занимался, но не в таком объёме), контроль за изданием и ввозом духовной литературы, вопросы духовного образования.

Подготовка и проведение торжеств в честь 1000-летия Крещения Руси . Первой и главной, из таких задач была подготовка и проведение торжественных празднеств в связи с 1000-летием Крещения Руси, во время которых состоялся Поместный Собор. С этими событиями был связан целый ряд задач. На СДР было бесконечное количество дел по организации празднеств и Собора. В архивах можно найти бумаги о выделении продуктов на праздник, мебели, бумаги, стройматериалов, бензина, запросы транспорта для организации праздника и для перевозки пассажиров, кассет, тех.средств, мест в гостинице, списки участников, запросы на аккредитацию и пр. 18 Но Совет также реагировал на «движения» церкви указами. Например, в марте 1988 года, опасаясь осложнения внутриполитической ситуации из-за столь бурной подготовки к 1000-летию введения христианства на Руси, Совет обратил внимание председателей республиканских СДР и уполномоченных «на необходимость усиления бдительности и профилактической работы с верующими, особенно “экстремистски настроенными”» 19 . При подготовке к грядущему собору Совет также рассматривал вопросы о проекте Устава РПЦ, о проведении Патриархией Предсоборного архиерейского совещания.

Регистрация религиозных обществ. В 1988 году важными были вопросы регистрации религиозных обществ, передачи им молитвенных домов, церквей или разрешения на строительство зданий для молитвенных целей. В конце 1987 – начале 1988 те, кто контролировал работу аппарата Совета по осуществлению и совершенствованию контроля за соблюдением законодательства о культах и выполнением постановлений ЦК КПСС (это и есть Совет по делам религий) пишут отчёт, в котором отражены неудовлетворительные результаты. Приведём ниже часть отчёта:

«…решения ЦК партии до конца выполнены не были (…). Совет по делам религий и поныне оценивает свою деятельность по внешним формальным показателям состояния и тенденций религиозности в стране, положив в ее основу количество зарегистрированных, а не фактически действующих общин…. Одним из следствий этого является широкое распространение незарегистрированных и неконтролируемых религиозных общин. Количество их составляет несколько тысяч» 20 .

Изучая документы к протоколам всех заседаний 1988 года, создаётся впечатление, что на заседаниях обсуждали и решали исключительно этот вопрос. За период 1988 года открыто более 200 религиозных обществ 21 .

Контроль за изданием и ввозом духовной литературы. Совет по делам религий активно занимается вопросом духовной литературы и издательской деятельности. В ходе подготовки к празднованию 1000-летия Крещения Руси было издано очень много разных материалов для продажи и подарков. В марте 1988 года Совет по делам религий даёт разрешение увеличить на будущий год тираж религиозных изданий, а также ввоз из других стран христианской литературы и техники для печати, ксерокопий литературы.

А при подготовке к июньским торжествам для того, чтобы у гостей не сложилось превратное мнение об отношении советского государства к религии, Харчев пишет письмо на таможню с описанием ситуации, что будет прибывать много гостей и просит «в качестве исключения не препятствовать провозу некоторого количества религиозной литературы, церковной утвари, пластинок, видеокассет, атрибутики» 22 .

Духовное образование. Совет осуществлял также контроль за процессами, связанными с духовным образованием и, соответственно, с духовными образовательными учреждениями. В 1988 году в связи с открытием приходов обостряется дефицит духовенства.

Открывается Духовной академии Грузинской православной церкви с 4-х годичным сроком обучения и количеством учащихся до 20 23 , предполагается открытие семинарии в Сибири, Поволжье, Западной Украине, Белоруссии 24 , разрешается создание при Одесской духовной семинарии «класса по подготовке для внешнепредставительской деятельности лиц из числа духовенства епархии, преподавателей и учащихся семинарии, церковного актива» 25 .

Характеристика содержания документов по деятельности Совета по делам религий в 1988 году, находящихся в архиве ГАРФ г. Москва

Большую часть информации о деятельности СДР можно почерпнуть из документов, которые находятся в архивах РФ. Фонд Государственного Архива РФ (ГАРФ) Р-6991 «Совет по делам религий». Всего этого 1988 года касается 310 документов, из которых 64 составляют документы к протоколам заседаний Совета. Остальное – это письма, переписки, в том числе в связи с Собором и 1000-летием Крещения Руси с ЦК КПСС, с Советом Министров, с Верховным Советом СССР, приказы по основной деятельности Совета о назначениях, постановке на учёт автомобилей, о распоряжениях в связи с праздниками на предприятии, о курсах повышения квалификации работников, телеграммы-вызовы уполномоченных, переписки с Советом при делах министров РСФСР и при СМ других республик (это в основном жалобы, ответы на жалобы, заявления верующих из областей об открытии церквей, регистрации религиозных обществ, строительстве церквей, сообщения о переадресации решения вопросов, сообщения о том, что заявление направлено на рассмотрение); переписки с разными министерствами, с прокуратурой, с издательствами.

Отдельно имеется 4 тома документов о подготовке и проведении празднования 1000-летия Крещения Руси. Здесь диапазон видов документов широкий – от покупки переносных туалетов и заказа ковровых дорожек до проекта Устава РПЦ. Конечно, есть отчёты из разных областей и республик о том, как прошли празднования. Много писем Харчева в институты с просьбой выделить переводчиков, машинисток. В четвёртом томе находятся отчёты К.М. Харчева о каждом дне празднования (с 4 и до 17 июня) с пометкой «для внутреннего пользования» 26 .

В отдельное дело собраны документы об участии Совета в разделе «Церковь и религия в СССР» павильона CCCР на всемирной выставке ЭКСПО, в том числе «Отчет представителя МП настоятеля Троицкой Церкви на Ленинских горах г. Москвы прот. Сергия Суздальцева о работе в разделе «Церковь и религия в СССР» на Всемирной выставке ЭКСПО-88 в г. Брисбене, Австралия; с 3 сентября по 25 октября выставку посетило больше 3 млн. человек, никто не прошёл мимо (…) Основные вопросы, которые задавали: Свободна ли религия в СССР? Сколько прав храмов открыто? Каковы взаимоотношения РПЦ с правительством? Как готовят церковных служителей? Сколько духовных семинарий, академий, монастырей в СССР? Как отпраздновали 1000? Как проходит перестройка? Каковы взаимоотношения РПЦ с другими религиями?» 27 и далее пишет, как отвечал на эти вопросы.

Есть журналы разных религиозных организаций, документы о ремонте и строительстве духовных академий или молитвенных зданий.

В целом документы содержат бытовую информацию протокольного типа, но особенно важными и интересными представляются дела, содержащие отчёты о мероприятиях, газетные вырезки и фотографии, если таковые попадаются. Интересно также увидеть организационную сторону подготовки к празднованию 1000-летия Крещения Руси, участие Совета в этом деле. Отчёты Совета и о Совете дают оценку его деятельности, и всегда важно увидеть оценки с разных сторон.

При изучении архивных документов о деятельности СДР становится видна включённость и отношение Совета к церковным вопросам. Однако, всегда остаётся вопрос достоверности и полноты представленной информации.

1 В декабре 1991 г. Постановлением государственного Совета ССС № ГС-13 от 14 ноября 1991 г. «Об упразднении министерств и других центральных органов государственного управления в СССР» СДР при КМ СССР был упразднён, и с 1 декабря 1991 г. его деятельность прекращена. См. : Ведомости Верховного Совета СССР. 1991. №50. Ст.1421.

2 См., напр., Поспеловский. С.390, 414; Шкаровский, доклад, п.13; Интервью…, 188; Маслова, 92.

3 Михаил (Мудьюгин), архиеп. Русская православная церковность. Вторая половина XX века. М. : ББИ, 1995. С. 115–116.

4 Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в XX веке. М. : Республика, 1995. С. 387.

5 Русская Православная Церковь в советское время (1917–1991). Материалы и документы по истории отношений между государством и Церковью / Сост. Штриккер Г. Режим доступа: http://vishegorod.ru/download/Schtrikker-RPZ-1917-1991.pdf

6 Харчев К. М.: «Церковь повторяет ошибки КПСС». Интервью последнего «министра религий» СССР. Режим доступа: http://www.rusglobus.net/komar/index.htm?church/harchev.htm&1

7 Миланский эдикт Советского государства. 1000-летие Крещения Руси стало праздником представителей всех религий. Режим доступа: http://www.ng.ru/ng_religii/2013-08-07/1_edict.html

8 См., напр., Шкаровский, гл.19, Интервью…, с. 183, Поспеловский. C.398.

9 Там же. С. 389-390.

10 Ипатов А. Православие и русская культура: вымыслы и действительность // Наука и религия. 1985. №6. С. 44.

11 Шкаровский М. В. Доклад на конференции "Парадоксы Православия" в Амстердаме 11-14 сентября 2011 г. Режим доступа:http://old.spbda.ru/news/a-1546.html . Док.243, 246.

12 Поспеловский Д. В. Русская православная церковь в XX веке. М. : Республика, 1995. С. 413.

13 Там же. С. 409.

14 Интервью председателя Совета по делам религий при Совмине СССР Харчева К. М., данное 17 сентября 2008 г. ответственному редактору газеты «НГ-религии» М. Смирнову // Государство и церковь в XX веке: эволюция взаимоотношений, политический и социокультурный аспекты. Опыт России и Европы / Отв. Ред. А. И. Филимонова. М. : Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. C. 177.

16 Вишневский А. К. Совет по делам религий и Русская Православная Церковь при патриархе Пимене (1971–1990) // Церковь и время. М. : ОВЦС МП, 2012. №4 (61). С. 231-238.

17 Интервью. С. 178.

19 Маслова И. И. Совет по делам религий при совете министров СССР и Русская Православная Церковь (1965 - 1991 г.г.) // Государство и церковь в XX веке: эволюция взаимоотношений, политический и социокультурный аспекты. Опыт России и Европы / Отв. Ред. А. И. Филимонова. М. : Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. C. 97.

20 ГАРФ Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 3579. Л. 59-61.

21 Поспеловский Д. В. Русская православная церковь в XX веке. М. : Республика, 1995. C.409.

22 ГАРФ Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 3667. Л. 59.

23 ГАРФ Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 3602. Л. 1.

24 ГАРФ Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 3673. Л. 75.

25 Там же. С. 228.

26 ГАРФ Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 3668. 247 л.

27 ГАРФ Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 3669. 17 л.

Занимавшийся вопросами религий на территории Союза Советских Социалистических Республик в период с по 1991 годы .

Совет по делам религий был создан в декабре 1965 года, по окончании хрущёвской антирелигиозной кампании в результате слияния двух органов, подведомственных Совету министров СССР - Совета по делам Русской православной церкви (образован 14 сентября 1943 года) и Совета по делам религиозных культов (образован 19 мая 1944 года). Основной целью нового учреждения стало «последовательное осуществление политики Советского государства в отношении религий , контроля за соблюдением законодательства о религиозных культах» .

Совет принимал решения о регистрации и снятии с регистрации религиозных объединений, об открытии и закрытии молитвенных зданий и домов, осуществлял связь между правительством СССР и религиозными организациями. На местах имел подчинённых ему уполномоченных лиц. Все служители культа в СССР для осуществления своей профессиональной деятельности должны были иметь регистрацию Совета. Несмотря на формально декларируемое невмешательство государственных органов в дела религиозных организаций, Совет пытался контролировать их органы управления, в частности Святейший синод Русской православной церкви. Заместитель председателя Совета В. Фурсов, отчитываясь перед ЦК КПСС за период 1974 - начало 1975 годов, утверждал: «Синод находится под контролем Совета. Вопрос подбора и расстановки его… членов был и остается всецело в руках Совета… Ответственные сотрудники Совета проводят систематическую воспитательно-разъяснительную работу с членами Синода, устанавливают с ними доверительные контакты» .

В связи со вступлением в силу закона СССР «О свободе совести и религиозных организациях в СССР» от 1 октября 1990 года институт Уполномоченных Совета по делам религий был упразднен . Постановлением Государственного Совета СССР от 14 ноября 1991 года, Совет по делам религий был упразднён. В некоторых регионах в процессе упразднения Совета были созданы структуры, выполнявшие его функции. Например, распоряжением Совета министров Башкирской ССР от 16 ноября 1990 года аппарат Уполномоченного Совета по делам религий был преобразован в Совет по делам религий при Совете министров Башкирской ССР, причем действовавший на тот момент Уполномоченный А. Н. Муратшин стал его председателем