Богиня Артемида - одна из самых древних многочисленных греческих богинь. Ей поклонялись охотники, а кроме того Артемида олицетворяла собой луну.. Ее отцом был Зевс - главный из Олимпийских богов, повелитель молний, а матерью - Лето - являвшая собой живую природу, дочка титанов Кея и Фебы. Ее брат-близнец - златокудрый Аполлон, ничто иное как, самая яркая небесная звезда, Солнце.

Артемида веселая и жизнерадостная, она любит бродить по пустынным чистым лесам и лугам, всегда прибывает в компании своих нимф и диких животных. Она - вечно юная и девственная покровительница живой природы и молодости, дарующая влюбленным счастье в браке. Ее любимые занятия охота и стрельба из лука, но также она следит и за тем, чтобы зверей никто не обижал понапрасну. Ее задача - помогать охотникам, но она наблюдает и за приплодом диких зверей и за тем, чтобы их количество не сокращалось.
Однако Артемида любит не только охоту, но и музыку, пение, танцы и веселые хороводы. Со своим братом Аполлоном у нее прекрасные нежные отношения, они никогда не ссорятся, и частенько сестра любит послушать, как ее любимый брат играет на кифаре.

Зевс в Древней Греции считался самым любвеобильным богом, соблазнившим немалое количество богинь, нимф и даже смертных женщин. От его любовных связей родилось более сотни внебрачных детей, среди которых были и Олимпийские боги - Дионис, Гермес и Аполлон с Артемидой.

Законная и ревнивая жена бога Зевса, Гера - была полна гнева и желания мести, потому Лето долго не могла найти убежище для того, чтобы произвести на свет своих детей. Южный ветер на своих крыльях перенес ее на одинокий остров Делос, где Лето в мучительных родах и произвела своих близнецов на свет. Первой родилась Артемида и помогала своей матери при рождении Аполлона, по этой причине, женщины стали считать ее покровительницей родов и обращаться с просьбами об облегчении родовых мук.

В три года Артемида познакомилась со своим отцом и другими божественными родственниками. Она так полюбилась своему могущественному отцу, что тот предложил ей просить у него всего, что она только захочет. Артемида пожелала колчан со стрелами, лук, охотничьих собак, нимф для сопровождения и коротенькое одеяние, которая не мешала ей бегать по лесам. Зевс отдал ей в распоряжение горы и дикие леса, а также вечное целомудрие.
Артемида всегда помогала тем, кто обращался к ней с молитвами. Однако, по правде богиня вовсе не обладала спокойным нравом, скорее ее характер был решительным, агрессивным и непреклонным характером. Она беспощадно расправлялась с теми, кто пытался обидеть или оскорбить ее или ее мать Лето. Так как богиня была целомудренной девственницей, она всегда помогала женщинам, нимфам или даже другим богиням, которых пытались подвергнуть насилию. Однажды к ней воззвала лесная нимфа Аретуса, на которую, купающуюся, хотел напасть бог реки Алфей. Артемида стремительно явилась на ее зов, скрыла нимфу в облаке и превратила ее в родник, благодаря чему, нимфа смогла скрыться от преследователя.

Но далеко не всегда все обходилось так благополучно для обидчиков. Когда великан по имени Титий попытался изнасиловать ее мать, богиня, не раздумывая, сразила его своей стрелой. Глупой царице города Фивы Ниобее повезло еще меньше, когда она решила похвастаться перед Лето тем, что имеет большее количество детей. В этот раз на защиту чести матери выступили и Артемида, и Аполлон. Он поразил своими меткими стрелами шестерых, а по другим источникам, семерых сыновей Ниобеи, а Артемида убила всех шестерых или семерых ее дочерей. Сама же Ниобея была превращена в вечно плачущий камень.

В древнегреческих мифах описывается история об охотнике по имени Актеон. Богиня Артемида была оскорблена тем, что он посмел приблизиться к водоему, где она купалась вместе со своими нимфами. Решительная она в тот же миг превратила его в оленя, а охотничьи собаки разорвали его на куски.

Также известна история об Агамемноне, царе Микен, которому Артемида не могла простить убийство на охоте своей любимой лани. И пощадила его только после того, как он отдал ей дочь Ифигению, которую она сделала своей жрицей.
Еще одной из примечательных историй является трагедия о нимфе по имени Каллисто. Она была настолько прекрасна, что, конечно же, привлекла внимание бога Зевса. Следствием их любовного свидания стала беременность, и когда Артемида увидела это, то нимфа была изгнана из свиты, так как в окружении богини могли присутствовать только девственницы. Брошенная всеми, Каллисто в одиночестве скиталась по лесам и горам, где родила своего сына Аркаса. Когда об этом стало известно Гере, та из ревности обратила девушку в медведицу, и однажды собственный ее сын, ставший чуть не поразил стрелой свою же мать. Этого, к счастью, не допустил сам Зевс. Но так как он не мог отменить решение Геры, богу пришлось обратить и Аркаса в медведя, а затем они оба были перенесены на небесный звезд, и стали самыми известными созвездиями Большой и Малой медведицей, которых мы можем наблюдать из своего окна в звездную ночь.

Существует мнение, что в городе Эфесе находился храм богини Артемиды, построенный амазонками в VI веке до н.э. Храм по праву считался одним из величайших семи чудес света. Люди приходили туда, дабы быть благословленными на рождение ребенка или на счастливый брак. Около 356 году до н. э. храм был подожжен Геростратом, который благодаря этому поступку хотел запомниться будущим поколениям. Примерно лет через двадцать он был восстановлен архитектором Дейнократом. Но впоследствии стал жертвой землетрясений, а также действий императора Феодосия I, который выступал против языческих храмов.

Также храмы находились в аттическом Бравроне, в Магнесии, на острове Делос, в лидийских Сардах и не только. Священный участок Артемиды располагался также и на Афинском Акрополе, а в Риме был построен храм на Авентине. Существуют сведения, что в храме, возведенном в Спарте, богине даже приносили человеческие жертвоприношения, видимо, зная о ее беспощадном, можно сказать, кровожадном, характере.
Чаще всего богиня Артемида изображается вместе со своими нимфами и в сопровождении гончих, одета в коротенькую тунику, с луком в руках. Так как она не только богиня охоты, но и в противоположность своему брату являет собой луну, она изображалась с нимбом из звезд над головой, горящими факелами. Также можно обнаружить изображения, где она едет на колеснице, запряженной оленями. С древних времен сохранилось множество монет, на которых нанесены изображения головы богини.

Ни для кого не секрет, что аналогом Артемиды в Древнем Риме являлась Диана-охотница. Одной из лучших ее статуй считается «Диана с ланью», находящаяся сегодня в Лувре. В отличие от современных художников в древние времена Диану-Артемиду никогда не изображали обнаженной, так как считалось, что простой смертный не может увидеть ее наготу безнаказанно. В связи с этим очень широко в искусстве представлен миф об Актеоне, который был беспощадно за это наказан. Существует немало картин на эту тему. Она заинтересовала таких великих мастеров, как Тициан, Альбано, Пеленбург, Лезюэр, Филиппо Лори, Рубенс и других. Пожалуй, одно из самых известных любителям искусства произведений на эту тему художника Доминико Венициано так и называется «Актеон и Артемида».
Также художники очень любили воплощать в своих произведениях историю о нимфе Каллипсо. Буше, Рубенс и Тициан посвятили этому сюжету по несколько картин.

Иногда Артемида изображалась в виде какого-либо животного, чаще всего, медведицы, хотя ее связь с медведями все еще не до конца изучена, потому эти сведения нельзя назвать полными.
В античной вазописи сохранились около четырехсот изображений богини. Самая известная из них «Артемида с лебедем», находящаяся в Эрмитаже Санкт-Петербурга.
В XVIII веке во время раскопкоу в Помпеях была найдена статуя Артемиды с волосами, покрытыми чистым золотом и цветной одежде.

Богиня Артемида олицетворяет дух независимой женщиный. Она позволяет женщине следовать своим личным желаниям, поддаваться собственным порывам души, делать что-то только для себя.
Учитывая то, что Артемида очень целомудренна, она никогда не состояла в браке, более того, не обременяла себя любовными узами, и не подвергалась насилию. Она чиста и девственна, поэтому, женщина с ее архетипом - это решительная самостоятельная особа, способная самостоятельно постоять за себя. Ей нет нужды искать мужского покровительства или одобрениия, она живет прежде всего воплощая собственные интересы, она независима от мужчин. Сверх того, склонна состязаться с ними или же с другими представительницами прекрасного пола и усердно добиваться поставленной цели.

Качества, присущие Артемиде, стараются воплощать в жизнь женщины-феминистки. Также как богиня защищала девушек от нападений и наказывала насильников, феминистическое движение занимается помощью тем, кто подвергся изнасилованию, пытается добиться справедливости к жертвам, и борется с факторами, травмирующими женщин и детей, такими как порнография и инцест.
Архетип Артемиды приклекает женщин к естественной среде, дикой природе, тихому уединению, безлюдному взморью. Это позволяет им чувствовать покой и гармонию с своей душой, они могут глубже вникнуть в личные проблемы и предаваться мечтам.

Обычно архетип Артемиды проявляются у девочек с самого детства. Это активность веселья, но вместе с тем и желание познавать. Такие дети всегда стремятся к изучению чего-то нового. О них отзываются, как о сосредоточенных не по возрасту девочках, с прекрасной памятью. Они с детства бросаются на защиту слабых, и не боятся заявлять о несправедливом отношении к себе или к кому-то другому. В юности они любят соревноваться, и готовы к самоограничению и различным жертвам, чтобы достичь своей цели. Везде и всюду проявляется их склонность к открытиям, будь то новые территории или просто соседняя улица. Иногда их упорство и видимая чрезмерная уверенность в себе заставляют всех прочих относить их к наглым и высокомерным особам.
В избранную работу женщина -Артемида вкладывает все свои усилия, и часто выбирает такую профессию, где может помогать. Если смотреть иначе, у нее нет потребности в общественном признании, славе, карьерном росте и обладании крупными денежными суммами. Она идет к своей собственной цели, иногда даже непонятной другим людям.

Богине Артемиде отражена не только в картинах и скульптурах, но и в других произведениях искусства. Так например, ее прославлеют и в древних песнопениях, например, нескольких гимнах Гомера, аналогичном произведении автора Каллимаха и одной из орфических песен. Она является одним из персонажей в произведениях древнегреческого драматурга Еврипида «Ипполит» и «Ифигения в Авлите».

В честь Артемиды названы два астероида, открытых астрономами в XIX веке.
Культ богини в древние времена был распространен повсеместно. Она считалась любимицей богов, следила за справедливостью и вела спортсменов к победе.

Совершенно очевидно, что без Артемиды рассказ о богах древней Греции получился бы неполным. Она, как и многие другие боги личность неоднозначная, имеет множество особенностей и отличительных черт. При всем притом, есть в ней и постоянные элементы - это неизменная юность и чистоту. Она не так широко известна, как, к примеру ее брат-близнец, даже если брать во внимание тот факт, что Артемида родилась раньше, и будучи старшей сестрой непременно должна была стать известнее Апполона. Однако, богине этого и ненужно, она совсем не тщеславна. Помогая брату во всех его начинаниях, Артемида оставалась в тени его славы. Она была отличной охотницей, и не стремилась к большому, хотя вполне могла бы вместе с братом быть, к примеру, покровительницей музыки. Но разве это важно, вовсе нет. В то же время и межличностные отношения ни сыграли в судьбе Артемиды главной роли.

Семейные - да, но только не любовные. Все это вместе и создает своеобразный облик богини, которая по многим параметрам отличается от всех прочих. Ей были чужды размышления о собственной красоте и самолюбование, вместо этого она целиком отдавала себя другим, подчас не думая о себе. Не случайно на основе этой богини сложился определенный архетип, иначе и быть не могло. Артемида - единственная в своем роде, других таких нет, и быть не может. Вероятно, пантеон богов без нее был бы совершенно другим, да и Апполон вряд ли бы научился так искусно стрелять из лука, если бы ни старшая сестра и ее терпение. Так что Артемида совершенно заслужено занесена в список основных древнегреческих богинь и знать о ней должен каждый, просто потому, что иначе нельзя.

Артемида, лань и Ифигения


Но не только для охоты использовала свои атрибуты жестокая богиня. Не задумываясь, пускала она в ход смертоносное оружие, когда считала себя обиженной.

Агамемнон и Ифигения

Микенский царь Агамемнон. Богиня потребовала принести в жертву его дочь Ифигению.

Ифигения (она же Ифимеда, спасена Артемидой) — дочь Агамемнона и Клитемнестры (по Стесихору и другим — их приемная дочь и родная дочь Тесея и Елены). Родилась в год, когда Агамемнон обещал Артемиде прекраснейший дар из родившихся.

Когда греки отправлялись под Трою и уже были готовы пуститься в путь из беотийской гавани Авлиды, Агамемнон (или Менелай) оскорбил Артемиду, убив на охоте посвященную ей лань. Артемида гневалась на Агамемнона за это, а также за то, что Атрей не принес ей в жертву золотого ягненка. Богиня наслала безветрие и флот греков не мог двинуться в путь. Прорицатель Калхант объявил, что богиня может быть умилостивлена только принесением ей в жертву Ифигении, самой красивой из дочерей Агамемнона. Агамемнон, по настоянию Менелая и войска, должен был согласиться на это. Одиссей и Диомед поехали к Клитемнестре за Ифигенией, и Одиссей солгал, что её отдают в жены Ахиллу.

Приносить её в жертву должен был прорицатель Калхант.

Но во время жертвоприношения Артемида накрыла Ифигению облаком и унесла в Тавриду, а на месте ее очутилась лань. В Тавриде Ифигения сделалась жрицей Артемиды и спасла брата своего Ореста.


Тициан. Адонис и Венера
На картине иображено, как Афродита-Венера пытается отговорить Адониса от похода на охоту


Адонис

Адонис - сын Феникса и Алфесибеи (варианты: ассирийского царя Тианта и его дочери Смирны или кипрского царя Киниры и его дочери Мирры).

Адонис славился своей красотой: в него влюбляется богиня любви Афродита. Его также называют возлюбленным Диониса. Был пастухом и охотником на зайцев. Похвала муз охоте вдохновила его стать охотником.

Богиня Афродита (Венера), рассердившись на не почитавшую её царскую дочь (будущую мать Адониса), внушает той страсть к родному отцу, который поддаётся соблазну, не подозревая: что вступает в связь с собственной дочерью, и после этого проклинает её (Овидий, Метаморфозы, X 300-478). Боги превращают несчастную в мирровое дерево, из треснувшего ствола которого рождается ребёнок удивительной красоты - Адонис. Афродита передаёт младенца в ларце на воспитание Персефоне, не пожелавшей в дальнейшем расстаться с Адонисом. Спор богинь разрешает Зевс, предназначив Адонису часть года проводить в царстве мертвых у Персефоны и часть года на земле с Афродитой (в финикийском варианте Астартой), спутником и возлюбленным которой он становится. По одной из версий, разгневанная оказанным Афродите предпочтением, Артемида насылает на юношу дикого кабана, который смертельно его ранит (Аполлодор, III 14, 4; Овидий, Метаморфозы, X 708-716).


Актеон

Актеон — сын Аристея и Автонои, внук Аполлона и Кирены. Его воспитывал кентавр Хирон, учивший его охоте. Участник индийского похода Диониса.

Согласно мифу, однажды Актеон во время охоты случайно подошёл к месту, где Артемида купалась со своими нимфами в реке. Вместо того чтобы в священном страхе удалиться, он, зачарованный, стал наблюдать за игрой, не предназначенной для людских глаз. Заметив охотника, разгневанная богиня превратила его в оленя, который попытался убежать, но был настигнут и разорван 50 охотничьими собаками самого Актеона. Это было на склоне горы Киферон.

Либо он заявил, что превосходит Артемиду в искусстве охоты, либо захотел вступить с ней в брак. По другому рассказу, он хвастался перед друзьями, что застал богиню во время купания.

Согласно Стесихору, Артемида «накинула на Актеона шкуру оленя», то есть превратила его в оленя, чтобы он не взял себе в жены Семелу. В другом мифе (версия Акусилая) о гибели Актеона сообщается, что Актеон был превращён в оленя Зевсом за сватовство к возлюбленной Зевса Семеле.

Одно из наиболее известных изложений мифа об Актеоне и Артемиде содержится в «Метаморфозах» Овидия. Согласно Овидию, Актеон увидел купающуюся Артемиду в Гаргафийской долине, у источника Парфений, и захотел ей овладеть. Овидий перечисляет по именам 35 собак Актеона, но не всех.

Позже Хирон изваял статую Актеона, и это утешило собак. Утверждали также, что собаки Актеона, разорвавшие хозяина, были помещены на небесный свод в виде созвездия — или Большой, или Малый Пёс.

Актеоново ложе показывали по дороге из Мегар в Платеи. Позже по оракулу из Дельф его кости разыскали и зарыли в Орхомене, когда страну опустошало привидение. Изображен с матерью в Аиде на картине Полигнота в Дельфах. Культ Актеона существовал в Платеях. По истолкованию, он был из Аркадии, потратил все деньги на псовую охоту и разорился.

Алоады

Алоады — братья От и Эфиальт, сыновья Алоэя и Ифимедии, которые славились нечеловеческой силой и буйным нравом. По Гесиоду, сыновья Посейдона, по Эратосфену, рождены Геей. В «Илиаде» упомянуто, что они сковали Ареса (V 386).

Они грозились перевернуть Олимп и взять себе в жёны Афину и Артемиду. От "сватался" к Артемиде, Эфиальт - к Афине. В возрасте девяти лет они взгромоздили Пелион на Оссу. И даже однажды пленили Ареса, заковав его в цепи и держали так 13 месяцев, пока его не вызволил Гермес. Они заточили Ареса в бочку, которая позже стала созвездием Чаши.

После чего братья за их гордыню были убиты Аполлоном и Артемидой. На острове Наксосе Артемида приняла облик оленя и встала между ними. Алоады метнули дротики и поразили друг друга. Либо Аполлон пустил лань.

В подземном царстве они привязаны змеями к столбу в противоположную сторону друг от друга, между ними сова.


Алфей

Бог одноимённой реки в Пелопоннесе, сын титанов Океана и Тефиды. Его представляют в человеческом облике. Алтарь его в Олимпии.

Был охотником, который влюбился в Артемиду и преследовал её по всей Греции. Он явился в Летрины на ночной праздник, который справляли Артемида и нимфы, но Артемида вымазала у всех лицо грязью и илом, и Алфей не узнал её. Поэтому установлены обряды Артемиды Алфееи.

Не сумев добиться любви Артемиды, влюбился в нимфу Аретусу, которая, однако, не платила взаимностью; Артемида же, спасая Аретусу от преследований Алфея, превратила её в ручей. Алфей, однако, нашёл свою возлюбленную на острове Ортигия (либо на Делосе, либо близ Сиракуз на Сицилии) — там слились воды Алфея и Аретусы. Его течение продолжается в море, что подтвердил и Дельфийский оракул.


Ниоба старается укрыть от стрел богини Артемиды свою младшую дочь. (Скульптурная группа. V в. до н. э.). Копия


Амфион, его жена Ниоба и их дети

Амфион — царь Фив, сын Зевса и Антиопы, брат-близнец Зета, муж Ниобы, отец семи сыновей и семи дочерей.

Погиб от стрел Аполлона и Артемиды либо покончил с собой после гибели сыновей. Когда хотел разорить святилище Аполлона, был убит его стрелами. Его дом был сожжен.

Ниоба — дочь Тантала и Дионы (либо Эврианассы), либо дочь Тайгеты, сестра Пелопа.

Жена фиванского царя Амфиона, возгордилась своими детьми — Ниобидами и вздумала сравниться с Лето, у которой были лишь двое детей: Аполлон и Артемида. Близкая подруга Лето. Стала говорить, что она плодовитее богини Лето, и та разгневалась. Либо стала говорить, что её дети были прекраснейшими из людей. Сведения о числе детей Ниобы расходятся. Наиболее популярной стала версия о 7 сыновьях и 7 дочерях (по Гесиоду, 10 сыновей и 10 дочерей либо 9 и 10; по Гомеру — 6 сыновей и 6 дочерей, то же у Ферекида; по Гелланику — 4 сына и 3 дочери (схолиаст к Еврипиду), по Геродору — 2 сына и 3 дочери (Аполлодор); по Ласу — 7 и 7, по Алкману всего 10, по Сапфо 9 сыновей и 9 дочерей, по Мимнерму и Пиндару — 20). По Вакхилиду, 10 сыновей и 10 дочерей. Ещё о них писали Гелланик и Ксанф. Овидий называет имена 7 сыновей Ниобы, но не имена дочерей.

Раздражённая высокомерием Ниобы, Лето обратилась к своим детям, которые своими стрелами уничтожили всех детей обидчицы. Артемида умертвила всех дочерей Ниобы в её собственном доме, а сыновей, охотившихся на склонах Киферона, убил Аполлон. По некоторым авторам, ещё 1 сын и 1 дочь спаслись. По трагедии, сыновья были убиты, охотясь на Сипиле, а дочери — во дворце, кроме Хлориды.

«Эта, пытаясь спастись, вдруг падает; та умирает,
Пав на сестру; та бежит, а эта стоит и трепещет».

Овидий, «Метаморфозы» VI,295-296

Девять дней лежали они непогребённые; наконец на десятый были преданы земле богами, ибо Зевс обратил сердца людей в камень. Ниоба от горя обратилась в камень и в вечной тоске проливала слёзы о погибшем потомстве. После смерти детей Ниоба пришла в Сипил к своему отцу Танталу и там, взмолившись богам, превратилась в камень, который струит слезы днем и ночью Упомянута в «Илиаде», превращена в камень на Сипиле, по Гомеру, в камень были превращены и другие люди, так что некому было похоронить детей Ниобы.

Такова версия этого мифа у Гомера. Многие поэты после него пользовались этим сюжетом, воспевая вошедшие в поговорку «Νιόβης πάθη», то есть, «страдания Ниобы». Особенно драматически сказание о Ниобе выражено у Овидия. По версии мифа, принятой Овидием, Ниоба после обращения в камень была унесена вихрем на родной Сипил, где каменное изваяние её срослось с вершиной Фригийской горы. Ещё в древности объясняли этот миф тем, что действительно вершина горы Сипила имеет формы человеческого тела в согнутом положении (Павзаний, I, 25, 5).

Греческий ученый Павсаний (II в. н. э.) вспоминал: "Эту Ниобу я и сам видел, поднявшись на гору Сипил; вблизи — это крутая скала, и стоящему перед ней она не показывает никакого облика женщины … если же встать дальше, то покажется, что ты совершенно ясно видишь плачущую женщину."

Могильные памятники детей Амфиона показывали в Фивах, отдельно сыновей, отдельно дочерей; а также золу от их погребального костра. По истолкованию, Ниоба поставила на могиле детей свое каменное изображение.


Покинутая спящая Ариадна


Ариадна

Ариадна — дочь критского царя Миноса и Пасифаи. Упомянута уже в «Илиаде» (XVIII 592), ее историю рассказывал Нестор в «Киприях».

Когда Тесей решился убить Минотавра, которому афиняне по требованию отца Ариадны посылали ежегодно позорную дань из семи юношей и семи девушек, и таким образом избавляли отечество от чудовища, он получил от любившей его Ариадны клубок ниток, выведший его из лабиринта, где обитал Минотавр (применять нить научил её Дедал).

Совершив подвиг, Тесей бежал с Ариадной на остров Наксос (Дия), где, по одному сказанию, Ариадна была убита стрелами Артемиды, наученной Дионисом, ибо вступила в брак с Тесеем в священной роще, по другому — покинута Тесеем и найдена Дионисом, который на ней женился.


Гвидо Рени. Состязание с Гиппоменом. Около 1612. Прадо. Мадрид


Аталанта и Гиппомен

Гиппомен был сыном Мегарея и Меропы.

Аталанта беотийская — дочь Схенея, знаменитая красотою и быстротою в беге. Каждому из искателей своей руки она предлагала состязаться в беге, причём он, безоружный, должен был бежать впереди, она же с копьём следовала за ним; если она его не настигала, то признавала своим женихом, в противном случае его ожидала неминуемая смерть. Много юношей пало от её руки, пока Гиппомен, сын Мегара или Арея, перехитрил её с помощью Афродиты. Богиня дала ему золотые яблоки, которые он во время бега ронял поодиночке. Поднимая их, Аталанта отстала, и Гиппомен первым достиг цели.

Но он забыл поблагодарить Афродиту; желая ему отомстить, она возбудила в нём такую сильную страсть, что они возлегли в храме Зевса на Парнасе. Стали львами по воле Артемиды. По другому рассказу, они возлегли в храме Кибелы, и разгневанная Кибела превратила их во львов, которых запрягла в свою колесницу. По рационалистическому истолкованию, Аталанту и Гиппомена съели львы.

После смерти её душа выбрала следующую жизнь мужчины-атлета.

Бротей

Бротей упоминается уже у Гесиода. Сын фригийского царя Тантала и нимфы Эврианассы. Он был скульптором и поклонялся богине Кибеле-Рее, чье изваяние воздвиг на горе Сипил. Бротей также был удачливым охотником. По словам Аполлодора он отказывался воздавать почести Артемиде, за что богиня поразила его безумием. Уверовав, что ему не страшно никакое пламя, Бротей сам бросился в погребальный костер и погиб в огне.

Рассказ о другом охотнике, погубленном Артемидой, приводит Диодор.

Гиппа

Вышла замуж за Эола и научила его созерцанию природы, родила дочь Меланиппу. Была пророчицей, разглашала людям замыслы богов, превращена в кобылицу. Вероятно, действующее лицо трагедии Еврипида «Меланиппа мудрая».

Согласно Еврипиду, дочь Хирона Меланиппу (либо Гиппу, также звавшуюся Фетидой) соблазнил Эол, сын Эллина. Она скрылась в горах. В день родов ее нашел отец, и она стала молить богов и превратилась в кобылицу. Артемида сделала ее созвездием Коня. По Каллимаху, она перестала охотиться и почитать Артемиду, и та превратила ее в кобылицу. Стала созвездием Коня.

Согласно Овидию, её имя Окиронея (Окирроя), она дочь Хирона и Харикло, Пророчица, предрекает божественность Асклепию. Превращена в кобылицу, получив имя Гиппа (лошадь).

Гратион

Гратион — один из ста пятидесяти змееногих гигантов. Рождён богиней земли Геей от капель крови бога неба Урана, брат гекатонхейров, циклопов и титанов.

Принимал участие в гигантомахии. Был сражен стрелой Артемиды.

Каллисто

Каллисто — аркадянка, дочь Ликаона (согласно Евмелу и другим). Именуется паррасийкой (Овидий). Либо одна из нимф (по Гесиоду), либо дочь Никтея (по Асию), либо дочь Кетея (по Ферекиду).

Находилась в числе спутниц Артемиды-охотницы.

По одной версии, Артемида застрелила её за то, что она не сохранила девственность, и Зевс послал Гермеса спасти ребёнка, которого Каллисто носила во чреве.

По другому рассказу, Зевс превратил её в медведицу, но Гера убедила Артемиду застрелить её из лука, как дикого зверя (либо стала медведицей из-за гнева Геры).

Коронида

Коронида — царевна, мать Асклепия (отец — Аполлон). Дочь Флегия из Эпидавра и Клеофемы, обитала около города Амир, на Дотийской равнине. Либо происходила из Ларисы в Фессалии, либо из города Лакрея у потоков Амира. Согласно пеану Исилла, первоначально звалась Эглой. Именуется «Азановой дочерью».

Была возлюбленной Аполлона, сопровождала отца в Пелопоннес и родила мальчика на горе Миртион (позднее Титтион) в области Эпидавра. Эта версия должна была согласовать традиции о почитании Асклепия как в Фессалии, так и в Эпидавре.

У Аполлона был ворон с блестящими, как серебро, перьями (по легенде, все вороны в то время имели такое оперение). Но ворон Аполлона отличался от других воронов: он летал быстро, как стрела, и мог разговаривать. Ворон должен был присматривать за Коронидой.

Позднее она предпочла Аполлону Исхия, брата Кенея. Аполлон убил ее (так в изложении у Овидия). По другой версии, когда она вышла замуж за Исхия, ее убила Артемида тучей стрел в качестве наказания за измену Аполлону.

В отсутствие Аполлона она пригласила Исихия разделить с ней ложе, хотя к тому времени уже зачала от Аполлона. Не успела возмущенная ворона отправиться в Дельфы, чтобы сообщить Аполлону обо всем, как тот уже узнал, что Коронида неверна. Он проклял ворону за то, что она не выклевала глаза Исхию, когда тот приблизился к Корониде. От этого проклятия ворона почернела и потомки ее с тех пор рождаются черными. Затем Аполлон пожаловался своей сестре Артемиде, и та в отместку выпустила в Корониду целый колчан стрел. Жалость охватила Аполлона при виде мертвой Корониды, но оживить ее он уже не мог: душа ее отлетела в царство Аида, а тело лежало на вершине погребального костра, по поленьям которого бежало пламя. Тогда Аполлон обратился к Гермесу, и тот изъял из чрева Корониды еще живое дитя. Это был мальчик, которого Аполлон назвал Асклепием и отдал на воспитание мудрому кентавру Хирону.


Гермес достает ребенка (Асклепия) из утробы Корониды


Ворон Аполлона стал созвездием Ворона. По одному из вариантов мифа, Корониду боги поместили на небо, где она стала созвездием Девы


Меланипп и Комефо

Меланипп из Арои (Ахайя). Влюбился в Комефо, жрицу Артемиды Трикларии и насладился с ней любовью в храме. За это их принесли в жертву Артемиде, река у храма стала называться Амелиха (Немилостивая).

Мелеагр

Мелеагр — этолийский герой, сын калидонского царя Ойнея и его жены Алфеи (либо сын Алфеи от Ареса). Упомянут в «Илиаде».

По мифу, после рождения Мелеагра Алфее было предсказано, что ее сын умрет, как только догорит полено в очаге; Алфея немедленно выхватила полено и спрятала в сундук.

Участник похода аргонавтов.

Центральный персонаж Калидонской охоты. Источником славы Мелеагра послужил недосмотр его отца. Однажды, когда Ойней участвовал в празднике урожая, он принёс благодарственные жертвы всем богам, но забыл про богиню охоты Артемиду. Оскорблённая Артемида в отместку наслала на Калидон чудовищного вепря, который губил урожай, выворачивал с корнем деревья, убивал скот и людей.

Мелеагр решил разделаться с этим чудовищем и пригласил себе в помощь прославленных героев, вместе с которыми он участвовал в походе аргонавтов: Кастора и Полидевка, Тесея, Ясона, Иолая, Пирифоя, Пелея, Теламона и других. При этом, у Мелеагра завязался роман с Аталантой. После тяжелой облавы, в ходе которой вепрь смертельно ранил Анкея, Аталанте удалось поразить его стрелой, а затем обессиленного вепря добил своим копьём Мелеагр. Копье, которым убил вепря, он посвятил в храм Аполлона в Сикионе.

В ходе возникшего спора из-за шкуры зверя, которую должен был получить наиболее отличившийся, Мелеагр присудил трофей Аталанте, но у девушки отнял его Плексипп, дядя Мелеагра по матери. Взбешенный Мелеагр убил Плексиппа и двух его братьев. Согласно другому описанию, производя раздел добычи, он взял себе голову и шкуру, но Артемида посеяла раздор среди героев, и куреты и сыновья Фестия потребовали себе половину, и Мелеагр убил сыновей Фестия.

В свою очередь Алфея, разгневавшись из-за гибели братьев, бросила полено в огонь и умертвила сына; но затем, в раскаянии, повесилась, а сестры Мелеагра, оплакивавшие брата, были превращены Артемидой в цесарок.

Мэра

Мэра (Майра) — по одной родословной, дочь Прета (внука Сисифа). Согласно поэме «Возвращения», умерла девушкой. По другой версии, дочь аргосского царя Прета, охотившаяся вместе с Артемидой, которая застрелила её, потому что Мэра родила от Зевса сына Локра и не сохранила девственность.

Одиссей встречает её в Аиде. Изображена в Аиде на скале на картине Полигнота в Дельфах.


Ойней в мантии и со скипетром. Аттический лекиф, ок. 500 года до н. э. Государственное античное собрание, Мюнхен, Германия


Ойней

Ойней — царь Калидона, сын и преемник царя Порфаона и Евриты. По некоторым, внук Ареса. Имя производно от слова «вино» (микен. wo-no).

Первым получил от Диониса в дар виноградную лозу (по рассказу, за то, что Дионис провел ночь с его женой Алфеей).

В мифы попал благодаря своим потомкам, а также благодаря одной из своей оплошности: однажды, принося богам благодарственные жертвы за урожай, он забыл про богиню Артемиду, а та в отместку наслала на Калидон чудовищного вепря.


Paysage avec Orion aveugle cherchant le soleil (lit: "Landscape with blind Orion seeking the sun")Пейзаж с Орионом или слепой Орион


Орион

Орион — знаменитый охотник, отличавшийся необычайной красотой и таким ростом, что его иногда называли великаном. Сюжеты об Орионе крайне запутаны. Местом его смерти называется Беотия, Делос, Хиос, Крит, Евбея.

Несколько версий связывают его с Артемидой. Был сотоварищем Артемиды по охоте, по некоторым вариантам-либо был возлюбленным богини, либо она его отвергала. Он был поражён стрелой Артемиды за победу над ней на охоте, или за посягательство на её девственность, или из ревности по подстрекательству Аполлона, брата богини, опасавшегося за её честь. По одной локализации, погиб от скорпиона в Беотии, домогаясь Артемиды.

По делосской версии, Эос влюбилась в Ориона и доставила на Делос. Возлюбленный Эос, убит Артемидой. На Делосе был застрелен Артемидой из лука, когда пытался изнасиловать деву Опиду, по другой версии, погиб, когда приглашал Артемиду состязаться с ним в метании диска, либо пытался обольстить Артемиду и был ею убит. По ещё одной версии, был возлюбленным Артемиды, чем был недоволен Аполлон, предложив ей выстрелить до чёрной точки, видневшейся в море. Она выстрелила, и оказалось, что она попала в голову Ориону, Артемида оплакала его и поместила среди созвездий.

Ещё один вариант: он охотился вместе с Артемидой на Крите и пообещал истребить всех зверей, за что Гея наслала на него скорпиона.

По хиосской версии, он полюбил Артемиду, но по воле Артемиды скорпион явился из горы Колоны на Хиосе и ужалил его. Он похвалялся перед Артемидой и Лето, что может истребить всё живое (либо потому, что был влюблён в Энопиона и похвалялся перед ним как охотник), а Гея наслала скорпиона, чтобы тот укусил Артемиду, но Орион сам был укушен, и Артемида вознесла его к звёздам.


Титий

Титий — великан. Либо сын Геи, либо рождён Зевсом и Эларой, дочерью Орхомена или Миния, и вскормлен Геей. Титий — хтонического происхождения: рожден в недрах Геи-земли, куда Зевс скрыл от гнева ревнивой жены Геры свою возлюбленную.

На Евбее его посещал Радаманф на корабле феаков. Отец Европы, возлюбленной Посейдона.

Позднее мстительная Гера внушила Титию страсть к любимой Зевсом Лето, великан попытался ею овладеть в чаще Панопея, но та позвала на помощь детей, и Аполлон и Артемида пронзили Тития из лука (или убит одной Артемидой). Согласно Гомеру, он погиб на Панопейском лугу, в Аиде коршуны рвали его печень.

По другому варианту, за попытку Тития обесчестить Лето Зевс поразил его молнией и низверг в Аид. Там два коршуна терзают печень (или сердце) распростёртого Тития.

Либо Зевс поразил его молнией, а в подземном царстве к нему приставлен змей, поедающий печень, отрастающую вместе с ростом луны.

Его изображение было на троне в Амиклах. Его могильный памятник был около Панопея (Фокида), по истолкованию Гомера Павсанием, место, где он лежал, называлось Эннеаплетра (Девять десятин). Скульптурная группа: Лето, Аполлон и Артемида, пускающие стрелы в Тития, была в Дельфах. Изображен в Аиде на картине Полигнота в Дельфах: не подвергается наказанию, но весь истаял.

По истолкованию Эфора, это человек, творивший насилия и беззакония, убит Аполлоном. На острове Евбея показывали храм Тития и пещеру Эларий.

Фалек

Фалек - тиран Амбракии, от которого Аполлон освободил город. Либо его убила львица, посланная Артемидой. Убил львенка и растерзан львицей.

Фоант

Фоант (Фоон) из Посидонии. На него во время отдыха упала голова кабана, которого он посвятил себе, а не Артемиде, и голова погубила его.

Хиона

Хиона — дочь Дедалиона. Мать Автолика (от Гермеса) и Филаммона (от Аполлона).

Ее также называют Филонида. По Ферекиду, она — дочь Деиона. Либо дочь Эосфора и Клеобои, жила в Форике в Аттике. По всем версиям имена сыновей совпадают.

Жертвой стала Хиона, дочь царя Дедалиона, ставшая возлюбленной одновременно двух богов - Гермеса и Аполлона, от которых она родила двух сыновей.
То, что Хиона - любовница брата, не остановило Диану, когда ей донесли, что осчастливленная двумя богами женщина вслух предположила, что наличие таких любовников свидетельствует о том, что она красивее девственной охотницы.
Оскорбленная подобным предположением, Диана выстрелила Хионе в рот, что послужило причиной смерти возгордившейся красавицы.


Художник Никола Пуссен. В рисунке из Лувра изображает максимально достоверно, показывая нам рухнувшую навзничь Хиону с вонзившейся в рот стрелой, горюющего отца и недоуменно глядящих на труп матери малышей.
Сама же Диана, не сбавляя шага, с довольным видом проходит мимо, глядя на убитую ее рукой женщину.


«…лук напрягла, стрелу наложила
На тетиву и, стрельнув, пронизала язык виноватый…
…Хочет сказать, но уж с кровью и жизнь ее покидает».

Так повествует в своих «Метаморфозах» Овидий.

Артемида – вечно юная богиня греческой мифологии, покровительница охоты, женского целомудрия, материнства. Традиционный образ богини - дева с луком, как правило, в сопровождении нимф и диких животных. В римской традиции известна как богиня Диана.



Классический образ богини


В греческой традиции Артемида считается дочерью Зевса и богини Лето, а также сестрой-близнецом бога Солнца Аполлона. Согласно преданию, Гера, законная жена Зевса, подвергла свою соперницу Лето жестоким преследованиям, в том числе затруднив ей роды.


Спасаясь от гнева Геры, местом для разрешения от бремени Лето выбрала пустынный остров Делос, где помочь роженице было некому. Первой из близнецов родилась Артемида. Роды Аполлона были трудными и долгими, и новорожденная богиня помогала матери родить своего брата. Потому Артемида считается покровительницей материнства.


В трехлетнем возрасте девочка была перенесена на Олимп и представлена своему отцу, Зевсу, который посулил своей маленькой дочке все, что она пожелает. Артемида попросила лук со стрелами, свиту из нимф и короткую тунику, чтоб ничто не затрудняло ее бега, а также власть над лесами и горами.


К этим дарам Зевс прибавил свободу воли и право на вечную девственность. Так Артемида стала покровительницей охоты, женского целомудрия и плодородия. В поздней традиции она также считается богиней Луны.




При всей своей кажущейся невинности, Артемида - далеко не самая безобидная из греческих богинь. Согласно Гомеру, в Троянской войне Артемида воевала на стороне троянцев вместе с Аполлоном. Список мифологических жертв Артемиды довольно внушителен.


Многие мифы свидетельствуют о том, что богиня жестоко расправлялась со своими врагами и не прощала провинностей, насылая на обидчиков напасти в виде диких животных, или поражала их своими стрелами. Известен миф об охотнике Актеоне, который застал купающуюся Артемиду обнаженной.


Разгневанная богиня превратила его в оленя, после чего он был растерзан собственными охотничьими собаками. Царь Агамемнон, убивший лань Артемиды, был также жестоко наказан богиней. Она потребовала от него человеческой жертвы, причем этой жертвой должна была стать дочь Агамемнона, Ифигения.




Архаические прототипы Артемиды


Этимология имени Артемида не установлена. На этот счет есть разные гипотезы. Некоторые историки считают, что имя ее значит «убийца», другие сходятся на том, что Артемида значит «богиня-медведица».


Согласно древнейшим мифам, богиня имела не только человеческий, но и звериный облик – чаще всего она изображалась в облике медведицы. Жрицы богини зачастую для совершения обрядов должны были облачиться в медвежьи шкуры.




Образ Артемиды вероятнее всего, восходит к древним богиням-покровительницам материнства, которые ассоциировались как с рождением, так и со смертью.


К таким образам можно отнести фригийскую Кибелу, «мать богов», известную своим кровавым культом, а также аккадскую Иштар, которая была покровительницей материнства и в то же время богиней войны и распрей, также требующей человеческих жертв. Артемида, как и ее жестокие и кровожадные предшественницы, приносит естественную смерть женщинам (ее брат-близнец Аполлон несет смерть мужчинам).

Бессмертные боги Олимпа уже несколько тысячелетий волнуют умы людей. Мы любуемся прекрасными статуями и картинами, читаем и перечитываем мифы Древней Греции, смотрим фильмы об их жизни и приключениях. Они нам близки тем, что при всем божественном бессмертии ничто человеческое им не чуждо. Одним из ярких персонажей Олимпа является Артемида Эфесская.

Кто такая Артемида?

«Медвежья богиня», владычица гор и лесов, покровительница природы, богиня охоты - все эти эпитеты относятся к Артемиде. Среди сонма обитателей Олимпа Артемида занимает особое место. Ее изображения в виде хрупкой девушки восхищает грацией и красотой. Трудно предположить, что Артемида богиня охоты, которую отличают безжалостность и мстительность.

Но не только жестокостью славилась богиня, не просто убивала живность в лесах, но и берегла животный мир, охраняла леса и луга. К Артемиде обращались с мольбами женщины, которые хотели легко родить или умереть без мук. О том, что у греков она считалась почитаемой, свидетельствуют артефакты с упоминанием Артемиды Эфесской. Знаменитый храм в Эфесе был сожжен Геростратом, там находилась знаменитая статуя Артемиды многогрудой. На его месте был построен не менее знаменитый храм Артемиды, вошедший в семь чудес света.

Символ Артемиды

Прекрасная богиня-охотница имела свиту из нимф, она сама отбирала самых красивых. Они были обязаны оставаться девственницами, как и сама Артемида. Но главными символами, по которым сразу узнавали Артемиду, являются лук и стрелы. Ее оружие из серебра, было сделано Посейдоном, а собака богини Артемиды принадлежала божеству Пану, у которого богиня ее выпросила. На самом известном скульптурном изображении Артемида одета в короткий хитон, у нее колчан со стрелами за плечами, а рядом с ней лань.


Артемида - мифы Древней Греции

Богиня Артемида в греческой мифологии персонаж часто встречающийся, но не очень добрый. Больше всего сюжетов связано с местью Артемиды. Такими примерами могут быть:

  1. Миф о гневе Артемиды на то, что калидонский царь Ойней не принес положенных даров с первой жатвы. Местью ее стал вепрь, уничтоживший все посевы царства.
  2. Миф об Агамемноне, застрелившем священную лань богини, за что должен был отдать ей в жертву дочь Ифигению. К чести Артемиды, она не стала убивать девушку, а подменила на лань. Ифигения же стала жрицей Артемиды в Тавриде, где было принято приносить человеческие жертвы.
  3. Даже Гераклу приходилось искать оправдания перед Афродитой за убитую золоторогую лань
  4. Артемида жестоко наказала нимфу Калипсо из своей свиты за то, что та нарушила обет сохранять девственность, поддалась страсти Зевса, богиня превратила ее в медведицу.
  5. Прекрасный юноша Адонис – еще одна жертва ревности Артемиды. Он был возлюбленным Афродиты и погиб от вепря, которого наслала Артемида.

Артемида и Актеон - миф

Одним из ярких мифов, показывающих жесткий и бескомпромиссный характер Артемиды, является миф Артемида и Актеон. Миф повествует о прекрасном охотнике Актеоне, который во время охоты оказался рядом с местом, где Артемида любила купаться в чистой речной воде. Юноша имел несчастье увидеть обнаженную богиню. Гнев ее был столь велик, что она безжалостно превратила его в оленя, которого затем разорвали собственные собаки. А его друзья, глядя на жестокую расправу, радовались такой добыче друга.

Аполлон и Артемида

Родилась Артемида от повелителя Олимпа Зевса, мать Артемиды божество природы Лето. Зевс, опасаясь, ревнивой жены Геры спрятал Лето на острове Делос, где она и родила близнецов Артемиду и Аполлона. Артемида родилась первой и сразу стала помогать матери, которая долго и тяжело рожала Аполлона. Впоследствии к Артемиде обращались роженицы с мольбой о легких и безболезненных родах.

Брат близнец Аполлон – , покровитель искусств и Атремида всегда были близки друг другу и вместе старались защитить свою мать. Они жестоко отомстили Ниобе, оскорбившей их мать, лишив ее всех детей и превратив в вечно плачущий камень. И в другой раз, когда мать Аполлона и Артемиды пожаловалась на домогательства великана Тития, она сразила его стрелой. Богиня защищала от насилия не только свою мать, но и других женщин, обращавшихся к ней за помощью.


Зевс и Артемида

Артемида дочь Зевса, причем не просто дочь, а любимая, которую он с раннего детства ставил в пример. По преданию, когда богине было три года, Зевс спросил дочь о подарке, какой она от него хотела бы получить. Артемида пожелала быть вечной девственницей, иметь свиту, лук и стрелы, распоряжаться всеми горами и лесами, иметь много имен и город, в котором ее будут почитать.

Зевс выполнил все просьбы дочери. Она стала безраздельной повелительницей и защитницей гор и лесов. В ее свите были самые красивые нимфы. Ее почитали не в одном городе, а в тридцати, но главным был Эфес со знаменитым храмом Артемиды. Эти города приносили жертвы Артемиде, устраивали празднества в ее честь.

Орион и Артемида

Орион, сын Посейдона стал невольной жертвой Артемиды. Греческая богиня Артемида была впечатлена красотой, силой и умением охотиться Ориона. Она предложила ему стать ее спутником на охоте. Со временем она начала испытывать к Ориону и более глубокие чувства. Брату Артемиды Аполлону не нравилась влюбленность сестры. Он считал, что она стала плохо выполнять свои обязанности и не следить за Луной. Он решил избавиться от Ориона и сделал это руками самой Артемиды. Отправил Ориона рыбачить, затем предложил сестре попасть в едва различимую точку в море, насмешками раздразнив ее.

Артемида пустила стрелу и точно попала в голову возлюбленного. Когда она увидела, кого она сразила, она впала в отчаяние и бросилась к Зевсу, умоляя оживить Ориона. Но Зевс отказался, тогда Артемида попросила иметь возможность хотя бы любоваться Орионом. Зевс посочувствовал ей и отправил Ориона на небо в виде созвездия, вместе с ним на небо отправилась его собака Сириус.

Покровительница охоты, растительного и животного плодородия, женского целомудрия, тесно связанная и с поклонением луне. (См. также её описание в статье Боги древней Греции .)

Аполлон и Артемида. Античная краснофигурная чаша, ок. 470 г. до Р. Х.

В культах Аполлона и Артемиды много общего, однако некоторые черты одной и той же мифологической сущности нашли себе более полное выражение в нём, а другие – в ней. Как и Аполлон, Артемида при помощи своих стрел может поражать внезапной смертью животных и людей, особенно женщин, но в то же время она богиня-защитница и спасительница.

Артемида ближе стоит к природе, чем ее брат, который действует более в области духа. Она дает свет и жизнь, она богиня родов и богиня-кормилица, она охраняет стада и дичь. Она любит лесных животных, но и преследует их. Сопровождаемая лесными нимфами , Артемида охотится по лесам и горам.

Жизнь среди свободной природы – ее наслаждение; она никогда не подчинялась силе любви и, как Аполлон, не знает уз брака. Эта идея девственной охотницы особенно развита в представлениях об Артемиде, между тем как подобная же черта в характере Аполлона совершенно отступает на задний план. Напротив, другие качества, свойственные Аполлону, к примеру, отношение к музыке и дару пророчества, выражены в сказаниях о его сестре лишь слабыми намеками.

С именем Артемиды связаны многочисленные мифы, например: 1) миф о чудесном рождение Артемиды и Аполлона на острове Делос; 2) миф об убийстве Артемидой и Аполлоном великана Тития, пытавшегося обесчестить их мать Латону; 3) миф об истребление ими же детей Ниобы ; 4) миф о превращении Актеона в оленя; 5) миф о чудесном спасении приносимой в жертву Ифигении ; 6) миф об убийстве Ориона – и другие.

В мифологии Артемида – целомудренная богиня-дева. Лишь одна легенда говорит о любви Артемиды к прекрасному юноше Эндимиону (впрочем, он чаще связывается с богиней Селеной ). Разнообразие мифов об Артемиде и большое число прозвищ богини (Артемида Ортия, Артемида Браврония, Артемида Тавропола, Артемида Кинтия (Цинтия), Артемида Ифигения) заставляет полагать, что в её образе объединились несколько местных божеств.

Великие боги Греции (Греческая мифология)

На древность почитания Артемиды указывают следы человеческих жертвоприношений, сохранившиеся в ее культе, например, древний обычай надрезания кожи на горле у мужчины в день праздника Артемиды Таврополы. Полагают, что миф об Ифигении в Тавриде и о попытке принести в жертву Ореста был создан только в классическое время для объяснения этого обычая. Созвучие прозвища Тавропола, внешне связанного с тем, что Артемида была владычицей зверей (таврос – бык), с древним названием Крыма (Таврида) породило легенду о том, что культ Артемиды был перенесен в Грецию из Крыма. Однако происхождение культа богини с территории самой Эллады (или, по взгляду ряда учёных, из ближайших к ней областей Малой Азии) подтверждается тем, что имя Артемиды засвидетельствовано в надписях микенского времени – эпохи, когда у греков не было никаких связей с Крымом.

Восходящий к микенской Греции культ Артемиды – владычицы зверей показывает, что первоначально круг животных, связанных с этой богиней, был весьма широк. В позднейшее время культовыми животными Артемиды становятся главным образом лань и медведица. В Аттике жрицы Артемиды Бравронии надевали медвежьи шкуры и исполняли культовую пляску медведей.

Также к глубокой древности восходит культ Артемиды как богини деревьев и растительности. Об этом свидетельствуют некоторые её изображения и прозвище Ортия (Прямостоящая). Как богиня растительности Артемида была также божеством плодородия. Эта сторона её культа была особенно развита в Эфесе , где существовал знаменитый храм Артемиды, сожженный в 356 г. до н. э. Геростратом . Богиня плодородия, почитавшаяся здесь под именем Артемиды, изображалась матерью-кормилицей со множеством сосцов.

В античном искусстве Артемида изображалась юной охотницей, в коротком хитоне, с колчаном за спиной; рядом с ней обычно – посвященное ей животное – лань. Как богиню Луны её представляли с полумесяцем на голове и факелами в руках, в длинной одежде. Наиболее известна луврская статуя Артемиды. Ряд бюстов этой богини находится в Эрмитаже. Один из них, возможно, копия с работы Праксителя . Образ Артемиды вдохновил художников Рубенса , Буше и др.

В современном языке Артемида (Диана) – синоним неприступной девственницы («Диана в обществе, Венера в маскараде...» М. Ю. Лермонтов. Маскарад); иногда иносказательно Диана – Луна. («Озарена лучом Дианы, / Татьяна бедная не спит...» А. С. Пушкин. Евгений Онегин , XI, II; «Читать любила жалкие романы/ Или смотреть на светлый шар Дианы». М. Ю. Лермонтов. Сашка.)