Обширные иллюстрации данной статьи "Каунас, Петропавловский собор - Св. Архангела Михаила" можно увидеть здесь:
Есть в Каунасе три больших белых здания, которые придают этому старинному городу свой неповторимый образ, мистически являют его душу, которая формирует сознание его жителей и гостей, уникально и неповторимо вычерчивая нравственную оригинальность их воззрений на окружающий мир: Ратуша («Белая лебедь», XVI в.), Cобор Св. Архангела Михаила (конец XIX в.) и Костёл Воскресения Христа (XX в.). Возвышаясь в центре этой линии, направленной изначально из старого славяно - немецко - еврейского города Кавны по оси с Запада на Восток, Архангельский собор всей своей архитектурной мощью осаживает к земле устремлённые к небу Ратушу и костёл Воскресения Христа. Каунасский Собор ломает собой эту прямую линию и толкает её на северо-запад под углом 60 градусов к стоящему на холме величественному современному костёлу Вознесения Христа.
Замечу, литовцев в конце XIX в. в Ковне проживало не более 6 процентов от 70 тысячного населения города (статистика подробнее здесь:).
Между ажурной старинной европейской ратушей торговых ганзейских времён и современной инфантильной европейской действительностью, стоит массивный византийский собор, олицетворяя собой мощную стать колыбели европейской культуры. Судьба этого Петропавловского собора – собора Архангела Михаила, непроста и не прямолинейна, ибо политики и история трансформировали его формальную сущность, оставляя непоколебимой энергетику его духовной ипостаси. И поэтому этот собор особенно интересен для нас.

КОВНА - ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ СОБОР
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА КОНЦА XIX ВЕКА
«Престольный праздник -29 июня.
Расположен на плацу во въездной части города, именуемой "Новый план".
Здание собора - каменное, пятикупольное, заложено 29 июня 1891 года и освящено 17 сентября 1895 года, в римско-византийском стиле. Сооружено на средства военно-инженерного ведомства, - причем строителями храма были военные инженеры: полковник Неплюев и подполковник Лимаренко. Имеет собор три престола: а) главный - в честь Свв. первоверховных Апостолов Петра и Павла, б) правый - в честь Свв. мучениц: Софии, Веры, Надежды и Любви и в) левый - в честь Святителя и Чудотворца Николая. Вмещает собор до 3 тысяч душ. В состав прихожан собора входят воинские чины всей крепости, не имеющие своих штатных священников. По штату при соборе положены: настоятель - протоиерей, два священника, диакон и два псаломщика. К собору приписана Захарие-Елисаветинская церковь при местном лазарете».

В период с 1879 по 1915 гг. по Высочайшему распоряжению Императоров Александра II, а затем Александра III и Николая II была заложена, строилась, развивалась и постоянно укреплялась система 12-ти оборонительных фортов вокруг города – Ковенская крепость, предназначенная для защиты западных рубежей Российской империи. Именно это военно-оборонительное предприятие России послужило тем огромным импульсом, который вывел из исторической дремоты важный в стратегическом положении город Кавну (заложен славянами лютичами на слиянии двух судоходных рек Немана и Вилии -). После прохода через город Великой армии Наполеона в июне 1812 года на Москву (и возвращении обратно жалких её остатков в декабре 1812 года), этот старинный город совершенно застыл в своём экономическом развитии, отгородившись от мира по суше средневековой стеной, отстоящей на Восток от Ратуши всего на тысячу метров.
Вычерченный русскими архитекторами план Нового города-крепости Ковны предопределил расположение величественного собора в Византийском стиле на расстоянии двух километров от ратуши, на новой восточной окраине города, перед возвышенностью «Зелёная гора». Здесь, поворачивая на Вильну, дорога уходила в сторону железнодорожного вокзала. В 1861 году к Ковне провели ж/д линию от трассы Санкт-Петербург - Вильна – Варшава и вырыли первый большой ж/д туннель в России длинной 1285 метров. От Старого города - Кавны, к этому собору был расчерчен на плане и начал строиться широкий Николаевский проспект длинной в один километр, оснащённый вскоре конным трамваем («конкой»). Невдалеке был возведён целый комплекс административных корпусов военной крепости Ковна: штабы, казармы, госпиталь и т.д.
Император Александра III дал соответствующий указ.
Организаторами и руководителями строительных работ собора Св. Петра и Павла в Ковне были военные инженеры: полковник Владимир Степанович Неплюев и подполковник Константин Христофорович Лимаренко.

Справка (по найденным данным):
Владимир Степанович Неплюев – 1891 г. - полковник, крепость Ковна, 1896 г. - изобрёл коленчатый сквозник, нашедший применение во многих русских крепостях. 1906 г. - Комендант Севастопольской крепости, подвёргся покушению 1908 г. Комендант Ковенской крепости.
Лимаренко Константин Христофорович, (1852-?) - военный инженер. Из потомственных дворян. Окончил 2-е военное Константиновское училище (1875), Николаевскую инженерную академию (1882 - по 1-му разряду). С 1911 - генерал-лейтенант. Судьба после 1917 не известна.

Бесспорно, архитектурный проект был типовым, и олицетворял собой т.н. русский стиль, одним из создателей которого был академик архитектуры, председатель Петербургского общества архитекторов (1888-1890 гг.), петербуржский архитектор Д.И.Гримм. Именно после того, как несколько подкорректировав архитектурный замысел, адаптировав его к местности, академик-архитектор подписал архитектурный проект Собора Св. Петра и Павла в Ковне, храм приобрёл известный нам вид. Окончательный проект этого собора утвердил сам Император Александра III.
Православный собор планировалось строить как представительное строение крепости, выражающее богатство и официальность. Выбрана форма церкви в виде базилики, которая должна была смягчить конфессиональные противоречия и вернуться к общим христианским архитектурным истокам. Основной общий объём здания приближается к кубу. Церковь имеет пять куполов: основной - большой и 4 - меньших.
Краеугольный камень церкви был освящён и заложен 29 июня 1891 года. Стены здания возводили мастера из Черниговской губернии. Использовались устойчивые материалы и передовые для того времени строительные технологии. Кирпичи изготавливались на Палемонском кирпичном заводе близ Ковны, управляемом руководством крепости. Пол был выложен цветной метлахской плиткой, а перед алтарём – мраморными плитками.
Шлифованный гранит для цоколя (основы здания) и для ступеней был привезён из Финляндии и уложен в основание собора, скреплённый залитым в промежутки между плитами свинцом. Винтовые лестницы, основание крыши и дверки малых куполов были вылиты из чугуна. Колонны стоят на железных основаниях (литых чугунных круглых плитах). В подвале оборудовано центральное отопление с четырьмя калориферами, привезёнными из Варшавы. При постройке собора впервые в Литве смонтирован железобетонный купол 16,3 м диаметром.
Декоративные работы велись в 1894-95 годах. Художественные работы выполнили члены Общества взаимопомощи русских художников из Санкт Петербурга. Интерьер по рисункам В.В.Грязнова (1840-1909) декорировал художник А.Трей из Вильнюса. Особенно много в декорациях здания изображений греков, или т.н. воинов, а также - мотив креста. Архитектура выдержана в стиле старых православных церквей. Иконостас имел 122 иконы. В 4-х малых куполах находилось 12 колоколов, один из которых был вылит в Кёнигсберге в 1618 году. При строительстве собора было использовано 4,3 млн. кирпичей, а само строительство обошлось в 375 тыс. рублей.
Этот православный собор был освящён 17 сентября 1895 года и назван в честь святых Петра и Павла (Петропавловский собор) и до 17 августа 1915 года (день взятия города германскими войсками) принадлежал военному ведомству Российской империи.
Когда войска немецкого кайзера Вильгельма II в августе 1915 года заняли Каунас, в «русском соборе» (так немецкие оккупанты его называли) проходили службы для солдат исповедовавших католицизм и лютеранство. Немцы вывезли колокола, с малых куполов содрали оцинкованную жесть.
После Первой мировой войны, судьба Петропавловского собора Каунаса сложилась более благоприятно, чем, скажем, судьба собора Св. Александра Невского в Варшаве, строившегося по проекту выдающегося русского архитектора Леонтия Николаевича Бенуа, начиная с 1894 года - открыт в 1912 году, но полностью снесённого польскими властями в 1926 году.
После захвата Вильны отрядами польской самообороны (прообраз Польской военной организации - POW), под командованием генерала В.Вейтко, 31 декабря 1918 года временное литовское правительство, возглавляемое М.Сляжявичюсом, вместе с отступавшими немецкими войсками, переехало из Вильнюса в Каунас. Летом 1920 года Вильна, вновь освобождённая Красной армией РСФСР от польских оккупантов, была передана литовскому правительству. Однако уже осенью 1920 года, после повторного захвата Вильнюса и Виленского края польскими легионерами под командование Ю.Пилсудского и его соратника генерала Л.Желиговского, литовские власти вновь вернулись в Каунас. Переименованный литовцами из Ковны - в Каунас, город стал «временной столицей» Литовской Демократической республики.
Естественно, вся военная инфраструктура, оставшаяся в наследство от царской армии, перешла в ведение командования литовской армией. Поэтому ещё 25 июля 1919 года решением совета министров Литовской Демократической республики «русский собор» был признан собственностью литовского государства и передан военному гарнизону литовских войск – 8 августа 1919 г. был освящён католическими иерархами и назван в честь Св. Архангела Михаила.
В 1934 году собор была отремонтирована на средства Министерства охраны края Литвы. Была закрашены надписи на славянском языке и православные иконы на пилонах, убраны православные сакральные сооружения и т.п. Купола были вновь покрыты жестью. Художник Владас Диджёкас вместе с учениками переписал внутреннюю алтарную часть церкви на сюжет «Христос, добрый пастырь». В 1939 году внутри храма был поставлен орган немецкой фирмы «E. F. Walcker».
После бегства А.Сметоны из Литвы и восстановления советской власти в Литве летом 1940 года, храм перестал быть духовным центром воинов литовской армии и действовал как составное церковное учреждение Каунасской католической епархии.
В течение всей немецкой оккупации с 23 июня 1941 года, по 29 июля 1944 года, и после освобождения города от фашистских захватчиков, вплоть до 1962 года этот католический «собор» продолжал свою религиозную деятельность. Здесь действовал свой приход.
Сразу после того, как советскими властями было объявлено о том, что в подвалах собора «найдено оружие», в 1962 году по решению совета министров Литовской ССР церковь была закрыта, а само здание было передано Художественному музею им. М.-К.Чюрлёниса. Как филиал этого музея - «Галерея витража и скульптуры», здесь, в помещение бывшей церкви, с 1965 года экспонировались произведения литовских художников витражистов и скульпторов. В 1978 году кресты на куполах костёла были заменены круглыми флюгерами с цветным стеклом внутри (светло-жёлтого, зелёного и красного цвета – цвета литовского национального флага, который, кстати, был флагом Литовской ССР до начала 50-х годов). Под руководством архитектора Кястутиса Бубнайтиса были переделаны деревянные галереи – заменены на каменные, закрашены темными красками фрески, остававшиеся нетронутыми внутри храма, также тёмными красками были полностью перекрашены внутренние залы храма, а на фасаде белилами были закрашены лики Спасителя в круглых розеттах над главными и боковыми вратами.
Теперь здесь, в галереи, экспонировалось 1227 произведений искусства, и среди них «Статуя свободы» Юозаса Зикариса (1881-1944, Учился в Рисовальной школе И. П. Трутнева), проходили концерты органной музыки.
По решению Совета депутатов г.Каунаса от 28 марта 1991 года церковь возвращена каунасской архиепископской курии. На куполах церкви 17 сентября 1991 года были установлены вновь кресты, вылитые безвозмездно на каунасском заводе «Центролитас». В первом богослужении, после передачи храма католикам 7 июня 1992 года, принимали участие, кроме священнослужителей, представители военных структур литовской армии. Архиепископ митрополит Сигитас Тамкявичюс 10 августа 1996 года передал храм нуждам литовской армии.
Начались работы по существенной переделки бывшей православной церкви. Была полностью закрашена белой краской («консервирована») старая роспись в византийском стиле. В храм были переданы другие произведения искусства. Висевший 99 лет под сводом герб царской России и современной – двуглавый орёл, - был заменён на белого голубя, олицетворяющего Святой дух. Вновь расписанные своды алтарной части храма, украсили ангелы, крылья которых раскрашены в цвета национального литовского флага, и в алтаре появился государственный флаг Литовской Республики. Внутренне убранство храма приобрело современный вид.
В сентябре 2005 года в подвалах храма начал свою деятельность музей для незрячих: «Катакомбы ХХI века», а в феврале 2009 года была завершена реставрация органа.
Здание «каунасского собора» Св. Михаила Архангела вписано в реестр Недвижимого культурного наследия Литовской Республики.

Для тех, кто все же отправился к самому необычному памятнику Петру, будут интересны некоторые факты о Петропавловской крепости с заложения которой и началась история Петербурга.

1. Крепость - Ядро города, его корень, его основа. Именно с Заячьего острова началась история Петербурга. Именно день закладки крепости - 16 (27 по новому стилю) мая 1703 года - считается днем основания города.

Де Герен был одним из самых перспективных иностранцев на русской службе. К примеру, он участвовал в успешном взятии Нарвы в 1704 году. Но потом де Герен сбежал, его даже арестовывали, потом он передумал, попросил Петра Первого о прощении - тот отказал.

2. Ботный дом

Ботик был построен в 1688 году и назывался "Святой Николай". Именно на нем Петр Первый учился ходить под парусом и начал постигать сложную мореходную науку.

Бот, как "дедушку Русского флота", потом сохранили, а в 1766 году перевезли из Москвы в Петербург, где для него был выстроен специальный домик. До этого он стоял на специальном постаменте в Кремле: его в качестве памятника там установил сам Петр Первый по случаю Ништадского мирного договора.

Раньше пушка на Государевом бастионе стреляла в момент начала и окончания работ. Полуденный выстрел и вовсе придумали в Севастополе, а до Петербурга традиция добралась только в 1865 году.

Традиция прервалась на 20 с лишним лет в 1934 году. Потом ее возобновили в связи с 250-летием города. Несколько раз пушка била в неурочное время. К примеру, в честь возвращения "Авроры" из доков. Сейчас выстрелить из гаубицы может не только дежурный офицер, но и, к примеру, почетный гражданин города.

4. Петропавловский собор

Сперва тут был деревянный храм, построенный за полгода в 1703 - 1704 годах. Нынешний каменный собор стали возводить по проекту Доменико Трезини в 1710 году. И по сей день он является одним из самых высоких зданий в Петербурге. Во время постройки для удобства рабочих Петр Первый предлагал даже сделать лифт внутри колокольни. Но в итоге обошлись без него.

Сперва храм должен был венчать обычный крест, но в итоге Трезини предложил установить на шпиле ангела, крест держащего. Первоначальный вариант заметно отличается от современного. Тогда ангел обеими руками держался за крест. Нынешний вариант появился в конце XIX века.

5. "Летопись катастрофических наводнений"

После того, как в 1780-е годы Невскую пристань облагородили, в арке, к ней ведущей стали оставлять отметки, связанные с самыми серьезными наводнениями в истории города.

Сейчас там отмечены самые высокие точки подъема воды в 1752, 1777, 1788, 1824, 1924 и 1974 годах.

6. Монетный двор

Памятные знаки, медали и монеты тут печатают до сих пор. А началось все еще с Гренадерского бастиона, куда в 1724 году перевели чеканку монет из Москвы.

Большое здание в стиле позднего классицизма для монетного двора построили только в 1806 году. После этого именно здесь до 1941 года печатали абсолютно все медали и наградные знаки Российской империи и затем Советского союза. Только с началом Блокады часть производства перевели в Краснокаменск, а часть организовали на территории Москвы. Большинство сотрудников Ленинградского монетного двора ушло на фронт.

Само здание, при этом, органично влилось в ансамбль Петропавловской крепости. Во многом - из-за своей архитектурной простоты.

7. Тюрьма Петропавловской крепости

Главная политическая тюрьма нескольких эпох. Сажать в Трубецкой бастион и Алексеевский равелин стали практически сразу после постройки крепости. Одним из первых заключенных стал царевич Алексей. Здесь же сидела княжна Тараканова, Радищев. В 1825 году тюрьма Петропавловской крепости приняла участников восстания декабристов, а через 40 лет сюда попал Чернышевский, который дописывал тут свой знаменитый манифест "Что делать?"

Знаменитая тюрьма Трубецкого бастиона, которая сейчас стала музеем, с 1870-х годов приняла почти две тысячи политзаключенных за 40 лет. Потом революционеров сменили бывшие министры Временного правительства, следом за ними сюда попали члены царской фамилии, вскоре расстрелянные. А потом, с началом красного террора, казни новых политзаключенных стали массовыми, останки убитых находят при раскопках и по сей день.

8. Музей космонавтики

Выбор такого необычного места для размещения музея космонавтики неслучаен: тут в 1920-е годы разместилась знаменитая газодинамическая лаборатория, где проводили свои эксперименты будущие гении воздухоплавания и ракетостроения: Глушко (в честь него потом и назвали музей), Тихомиров, Лангемак, Петропавловский, Артемьев и другие.

Теперь тут находится одна из самых представительных экспозиций в России, связанных с историей покорения космоса: от первых орудий Кибальчича до тюбиков с едой для космонавтов, а также костюмов, шлемов и прочих вещей, которые мы обычно видим только по телевизору.

9. Иоанновский мост

На его месте находился самый первый мост, построенный в Петербурге. Он был наплавным и размещался на небольших барках: в случае окружения шведами переправу можно было легко сжечь.

Впоследствии, когда Петропавловская крепость перестала быть оборонительным сооружением, старую переправу заменили новой, деревянной, на каменной основе. Долгое время мост носил имя Петровский, в конце XIX века стал Иоанновским.

Так как он до сих пор деревянный, здесь нельзя курить. Кроме того, рядом с одной из опор находится установленная в 2003 году фигурка зайца, на постамент которой принято кидать монетки: на счастье.

Тут похоронены русские императоры, императрицы и многочисленные родственники дома Романовых.

Когда-то он был самым высоким зданием России. Изначально высота сооружения составляла 112 метров, что на 32 метра выше колокольни Ивана Великого. Затем колокольня стала выше еще на 10,5 метров.

До 2012 года собор высотой 122,5 м был самым высоким из зданий Санкт-Петербурга. С 2013 года он является третьим по высоте зданием в городе, после 140-метрового небоскрёба Лидер Тауэр и жилого комплекса «Князь Александр Невский», высота которого составляет 124 метра.

На самом верху установлена фигура ангела с крестом в руках. Высота фигуры — 3,2 метра, размах крыльев — 3,8.

Строительство храма началось 29 июня 1703 года в день святых апостолов Петра и Павла на территории только что заложенной Петропавловской крепости. Освящение первой деревянной Петропавловской церкви состоялось 1 апреля 1704 года. 14 мая здесь провели праздничную службу в честь победы фельдмаршала Б. П. Шереметева над шведскими судами на Чудском озере.

30 мая 1712 года был заложен каменный Петропавловский собор. Он строился таким образом, что деревянный храм оставался внутри новой постройки. Работой руководил итальянский архитектор Доменико Трезини. В установке шпиля участвовал голландский мастер Харман ван Болос. По приказу Петра I строительство началось с колокольни. Из-за нехватки рабочих рук, бегства крестьян и недостатка рабочих материалов она была закончена только в 1720 году.

Однако шпиль колокольни был укрыт листами золочёной меди только спустя некоторое время. Весь собор был достроен только к 1733 году уже после смерти Петра I.

Есть старая легенда, что на шпиль собора сверху идет луч очень мощной космической энергии. Чтобы получить эту энергию, нужно встать лицом на восток на пятачок из меди, вмонтированный в пол в преддверии храма. Находится он точно под шпилем.

В 1919 году Петропавловский собор был закрыт, а в 1924 году превращён в музей, большинство ценных предметов конца XVII — начала XVIII веков (серебряная утварь, книги, облачения, иконы) было отдано в другие музеи.

В Великую Отечественную войну Петропавловский собор сильно пострадал. В 1952 году были отреставрированы фасады, в 1956—1957 годах — интерьеры. В 1954 году здание было передано Музею истории города.

Лишь в 2008 году в соборе было проведено первое после 1917 года пасхальное богослужение.

По своему плану и внешнему виду Петропавловский собор совершенно не похож на православные крестово-купольные или шатровые церкви. Храм представляет собой вытянутое с запада на восток прямоугольное здание «зального» типа, характерное именно для западноевропейской архитектуры. Длина постройки — 61 метр, ширина — 27,5 метра

Внутреннее пространство храма разделено пилонами на три нефа мощными колоннами, расписанными под мрамор, и напоминает парадный зал. При его оформлении использовались мрамор, яшма, родонит. Пол собора вымощен известняковыми плитами.

Слева от входа есть гробница Великой княгини Александры Георгиевны. Она умерла молодой в результате несчастного случая. На 8-м месяце беременности прыгнула в лодку и промахнулась. А далее преждевременные роды, сына удалось спасти, а ее нет...

Надгробие Александры Георгиевны не выделяется из печального ряда надгробных монументов других членов императорской фамилии, и в то же время оно уникально. Ее гробница пуста.

В 1939 году по просьбе греческого правительства прах великой княгини Александры Георгиевны был перенесен в Афины. Как утверждает легенда, переговоры были недолгими, Сталин согласился отдать грекам прах великой княгини в обмен на бульдозер.

Царские врата в Петропавловском соборе.

Позолоченный резной иконостас высотой почти 20 метров исполнен в 1722—1726 годах в Москве. Первоначальный чертёж иконостаса принадлежит Доменико Трезини. Изготовление иконостаса выполнялось под руководством архитектора Ивана Зарудного, резчиками Трофимом Ивановым и Иваном Телегой.

Долгое время Петропавловский собор являлся памятником славы русского оружия. Здесь на протяжении двух столетий хранились трофейные знамена, ключи от захваченных русскими войсками городов и крепостей. В начале XX века эти реликвии были переданы в Эрмитаж. Теперь в соборе представлены копии шведских и турецких знамен.

Дата публикации или обновления 01.05.2017

  • Оглавление: Петропавловская крепость
  • Петропавловский собор Петропавловской крепости.

    Петропавловский собор - один из интереснейших памятников барочной архитектуры - представляет собой вытянутое с запада на восток прямоугольное в плане здание, над восточной частью которого высится перекрытый куполом барабан, а над западной - колокольня со шпилем. Если вы внимательно осмотрите собор снаружи, то конечно же сразу отметите, что две пары волют западного фасада имеют невыразительные очертания и резко контрастируют с двумя изящными волютами восточного фасада; что на аттике восточного фасада торчит несколько металлических штырей; что барабан некрасиво врезается в двускатную крышу.


    Петропавловский собор, западный фасад. Декорированная пилястрами многоярусная колокольня .

    Все это - следы не совсем умелого восстановления собора после произошедшего в нем в ночь с 29 на 30 апреля 1756 года страшного пожара, вызванного ударом молнии в шпиль соборной колокольни. Такие удары обрушивались и на другие замечательные сооружения в нашей стране: так, от удара молнии в мае 1721 года в Риге сгорела церковь святого Петра, считавшаяся красивейшей в городе; в июне 1735 года в Петербурге из-за этого же сгорел Исаакиевский собор. Дважды молния ударяла в Петропавловский собор и до 1756 года, но тогда последствия не носили катастрофического характера. Строительство каменного Петропавловского собора началось в 1712 году.

    Неизвестный автор небольшой книги о Санкт-Петербурге, опубликованной в 1718 году во Франкфурте и Лейпциге, писал: "Я не хочу обойти молчанием большую церковь и высокую башню, которые начали строить в крепости. Судя по модели, которую я видел, это будет нечто прекрасное, подобного чему в России пока еще найти нельзя. Башня уже готова до стропил, она необычайной высоты и хорошей каменной кладки... хороших пропорций... Ее строил итальянский архитектор Трезини. Так как деревянная надстройка башни должна стать такой же высокой, как каменная ее часть, то эта башня, вероятно, будет превосходить по высоте все башни в Германии. О церкви можно сказать, что в ней будет все, на что можно претендовать в таком месте, где материалы трудно достать".

    Собор, освященный 29 июня 1733 года, являлся до пожара 1756 года зданием, в котором четко выделялись три продуманно связанные друг с другом основные части. Первой из них было собственно церковное здание. Оно представляло в плане вытянутый прямоугольник с немного более узким, также прямоугольным в плане, алтарем и перекрывалось тогда крышей сложного профиля. Восточный фасад здания завершал аттик с лучковым фронтоном и двумя большими волютами, украшенный деревянными скульптурами и вазами, которые поддерживались металлическими штырями. Западный фасад завершался аттиком с треугольным фронтоном и двумя другими большими волютами; этот фасад украшал также портик, который современники называли великолепным. Как во всех типичных барочных храмах, боковые фасады - северный и южный - были оформлены гораздо проще.


    Второй основной частью собора в 1733-1756 годах являлся барабан, возвышавшийся над крышей вблизи аттика восточного фасада и перекрытый куполом, который увенчивали фонарик и шлемовидная главка; третьей - квадратная в плане колокольня со сложным завершением, состоящим из двух восьмигранных куполов и двух восьмигранных фонарей, высокого восьмигранного шпиля, яблока над шпилем и креста с летящим ангелом, венчающего яблоко (основой всего этого завершения были деревянные конструкции). Хотя западный фасад колокольни возводился как продолжение западного фасада собора, зрительно колокольня до пожара 1756 года воспринималась "вырастающей" из-за аттика с треугольным фронтоном. С точки зрения своей первоначальной наружной композиции в целом, Петропавловский собор не имел за рубежом аналогов и потому являлся памятником совершенно оригинальным, созданным вдохновенной творческой мыслью швейцарского архитектора, для которого Россия стала второй родиной, и мастерством талантливых русских каменщиков и плотников.

    Вместе с тем отдельным частям первоначального Петропавловского собора нетрудно найти очень интересные параллели в известных зарубежных церквах XVI - XVIII веков, представляющих собой выдающиеся памятники архитектуры барокко. Так, первоначальное оформление западного фасада собственно церковного здания в нашем соборе было очень похоже на оформление главных фасадов знаменитых римских барочных церквей XVI -XVII веков - Иль Джэзу и святого Игнатия (колоколен в этих двух церквах нет). Бернская церковь Святого Духа, построенная в 1722-1729 годах, своим главным фасадом и возвышающейся над ним колокольней - квадратной в плане и увенчанной восьмигранными куполом, фонарем и шпилем,- также сразу же заставляет вспомнить Петропавловский собор в его первоначальном виде. Интересные частичные параллели первоначальному Петропавловскому собору обнаруживают известные лондонские церкви святой Брайды, святой Марии на Стрэнде и святого Мартина в Полях. Первая из них была построена знаменитым английским архитектором сэром К. Рэном в 1670- 1703 годах, вторая и третья - шотландцем Дж. Гиббсом в 1714-1717 и в 1722-1726 годах. Как и над бернской церковью, над каждой из этих трех лондонских церквей возвышается квадратная в плане колокольня, причем в церквах святой Брайды и святого Мартина в Полях колокольню увенчивают восьмигранные фонари и восьмигранный шпиль.

    Заметим, что, поскольку церковь святого Мартина в Полях, считающаяся самым выдающимся произведением Гиббса, послужила моделью для многих церквей, построенных в XVIII веке в Соединенных Штатах Америки, общие черты можно обнаружить между первоначальным Петропавловским собором и целым рядом архитектурных памятников этой страны, например небольшой церковью святого Павла в Нью-Йорке, построенной в 1760-х - 1790-х годах по проекту Т. МакБина. Следует добавить, что план собственно церковного здания и в первоначальном Петропавловском соборе, и во всех названных выше зарубежных церквах базиликальный, то есть имеет форму вытянутого прямоугольника, и что шпиль как декоративный элемент был широко распространен в средневековой архитектуре стран Северной Европы.

    Но нельзя забывать и о петербургском предшественнике - частичном аналоге Петропавловского собора - о церкви Воскресения Христова, построенной на Васильевском острове в то время, когда он целиком принадлежал А. Д. Меншикову, первому губернатору новой русской провинции, центром которой стал Санкт-Петербург. Церковь Воскресения, освященная 23 ноября 1713 года и разобранная в 1730 году, отличалась, по словам видевших ее, "архитектурою преизрядною" и имела "красивую башню", по очертаниям весьма напоминавшую соборную колокольню.

    Во время пожара Петропавловского собора в 1756 году сгорели деревянные крыша, купол над барабаном, скульптура на восточном фасаде и все сложное завершение колокольни, а кроме того был разрушен портик у западного фасада. В 1756-1779 годах собор был восстановлен, но прежний облик ему полностью не возвратили. Над собственно церковным зданием теперь появилась низкая двускатная крыша, и барабан стал некрасиво врезаться в нее. Фонарик над куполом этого барабана стала увенчивать модная в середине XVIII века древнерусская по форме ("луковичная") главка. Не были воссозданы скульптуры и вазы на восточном фасаде, а штыри, поддерживавшие их до пожара, не убрали. Императрица Екатерина II лично распорядилась в 1766 году, чтобы колокольня собора вновь строилась "точно так, какова прежняя была". Действительно, общим силуэтом, пропорциями и архитектурным убранством восстановленная колокольня сама по себе очень напоминала первоначальную. Однако западный аттик с треугольным фронтоном восстановлен не был - его заменили две пары плоских, лишенных изящества волют.

    В результате западный фасад колокольни зрительно стал восприниматься как продолжение западного фасада собора, и эффект "вырастания" колокольни из-за аттика с треугольным фронтоном исчез. Собор теперь уже нельзя было воспринимать членящимся на три основные части так же четко и выразительно, как это было до пожара. Работы по восстановлению соборной колокольни, проводившиеся в 1769-1779 годах, привлекли всеобщее внимание. Интересное упоминание о них можно найти в "Живописце" - сатирическом журнале, который издавал в 1772-1773 годах знаменитый русский общественный деятель и писатель Н. И. Новиков. Герой одной из новиковских сатир, уездный дворянин, просил своего сына: "Отпиши, Фалалеюшка, что у вас в Питере делается: сказывают, што великие затеи. Колокольню строят и хотят сделать выше Ивана Великого (знаменитой колокольни Ивана Великого в Московском Кремле .- К. Л.)".

    Говоря о колокольне собора, всегда упоминают любопытную историю о том, как в 1830 году кровельщик П. Телушкин починил на ней крест и ангела . Отличаясь огромной физической силой, Телушкин, выбравшись наружу из небольшого окошка в одной из граней шпиля и держась лишь пальцами за фальцы позолоченных листов на его ребрах и упираясь в эти фальцы носками ног, сумел обогнуть шпиль, таща за собой веревку. Таким образом он смог охватить шпиль веревочной петлей. Постепенно стягивая петлю и пользуясь также крючками, вделанными в некоторые листы, он добрался к подножию креста, откуда затем спустил к окошку веревочную лестницу и мог с ее помощью в дальнейшем уже без большого труда добираться до своего "рабочего места" под облаками.

    В середине XIX века в Петропавловском соборе снова проводились крупные ремонтные работы. Но на этот раз они не привели к каким-либо принципиальным изменениям в его внешнем облике. Сильно обветшавшие к этому времени шпиль, фонари и купола колокольни, основой которых были деревянные конструкции, сменились в 1857- 1858 годах почти такими же по форме новыми, в которых вместо дерева были использованы кирпич, доломит и сталь. Одновременно перестроили с использованием этих же долговечных материалов деревянные фонарик и главку на соборном куполе, сохранив их прежнюю форму, и частично переделали крышу собора. От первоначального наружного архитектурного убранства собора сохранилось немногое. Это пилястры, поддерживающие мощный антаблемент, окаймляющий все здание кругом, простые наличники больших прямоугольных окон с лепными изображениями херувимов наверху, лепное обрамление овального окна на восточном фасаде, изображающее облака и херувимов. Немного позже, когда вы будете осматривать собор внутри, вы увидите, что изображение херувима является характерной деталью убранства соборного интерьера.

    Что же касается скромных портиков у западных и южных дверей собора, то они появились уже после пожара 1756 года. Большое изображение Христа с апостолами Петром и Павлом, находящееся в аттике восточного фасада, украшенном двумя пышными волютами, было создано в 1873 году. Как в XVIII веке, так и сейчас особый интерес у всех, кто осматривает собор снаружи, вызывает его колокольня с необычайно изящным завершением (общая высота колокольни достигает 122,5 метра). Неизменное внимание привлекают также установленные на колокольне часы с курантами. Их изготовил в Голландии в 1757-1760 годах талантливый мастер Б.-Ф. Оорт Красе. Часы и куранты неоднократно ремонтировали, в частности в 1857-1858 годах, когда на колокольне меняли шпиль, купола и фонари.

    При этом ремонте на циферблате соборных часов впервые появилась минутная стрелка - до этого ее в главных часах города заменяли короткие перезвоны колоколов, раздававшиеся, как и в наши дни, каждые пятнадцать минут. Как раньше, так и теперь за последним в пределах часа "четвертным" перезвоном раздается часовой бой. Кроме того, сейчас куранты четыре раза в сутки - в шесть часов утра, в полдень, в шесть часов вечера и в полночь - вызванивают мелодию Государственного гимна Советского Союза. У восточного фасада собора сохранилось устроенное еще в XVIII веке маленькое кладбище. Здесь до начала XX века хоронили комендантов крепости.

    От собора отходит крытый переход, соединяющий его с Великокняжеской усыпальницей - церковью святого Александра Невского (патрона Петербурга), освященной 23 ноября 1908 года и построенной специально для захоронения в ней членов императорского дома Романовых (в Петропавловском соборе в конце XIX века мест для таких захоронений уже не стало хватать). Общая высота усыпальницы - около 60 метров. Ее средняя, квадратная в плане, часть перекрыта большим сомкнутым сводом с барабаном, куполом, фонариком и луковичной главкой.

    Великокняжескую усыпальницу, архитектуру которой с точки зрения стиля можно назвать эклектической, построили в 1897- 1906 годах по проекту, разработанному Д. И. Гриммом, А. Т. Томишко и Л. Н. Бенуа. Авторы проекта умело рассчитали местоположение постройки и ее высоту, а также явно преднамеренно уподобили завершение ее свода завершению купола Петропавловского собора, поэтому силуэты собора и усыпальницы сбалансированы относительно друг друга, а центральный архитектурный комплекс крепости в целом - относительно крепостных стен.

    Осмотрев центральный архитектурный комплекс крепости снаружи, войдите теперь в Петропавловский собор через его западные двери, то есть со стороны Соборной площади.

    План
    Введение
    1 История
    2 Императорская усыпальница
    3 Изображение собора в культуре

    Список литературы

    Введение

    Петропа́вловский собо́р (официальное название - Собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла ) - православный собор в Санкт-Петербурге в Петропавловской крепости, усыпальница русских императоров, памятник архитектуры петровского барокко.

    Ангел на шпиле Петропавловского собора

    1. История

    Возведён в 1712-1733 годах (архитектор Доменико Трезини) на месте одноимённой деревянной церкви (1703-1704). До 1859 года - кафедральный.

    Трёхъярусная колокольня Петропавловского собора высотой 122,5 метра, увенчанная золочёным шпилем с фигурой летящего ангела, является высотной доминантой и символом города. Шпиль колокольни водружён голландским мастером Г. ван Болесом. Зального типа здание внутри разделено пилонами на три нефа и по стенам украшено раскрепованными пилястрами. В интерьере помещены копии трофейных знамён (подлинники находятся в Эрмитаже).

    Позолоченный резной иконостас исполнен в 1722-1726 году в Москве (архитектор И. П. Зарудный, резьба - Трофим Иванов, Иван Телега; иконы - М. А. Меркурьев, Ф. Артемьев), лепной декор выполнили И. Росси и А. Квадри, росписи - Г. Гзель, В. Ярошевский, М. А. Захаров и другие.

    В 1756-1757 годах Петропавловский собор был восстановлен после пожара; на колокольне в 1776 году смонтированы куранты мастера Б. Оорта Краса из Голландии. В 1773 году освящён придел святой Екатерины. Повреждённую фигуру ангела в 1830 году отремонтировал Пётр Телушкин, поднявшийся наверх без лесов.

    В 1857-1858 годах деревянные конструкции шпиля были заменены металлическими (инженеры Д. И. Журавский, А. С. Рехневский и П. П. Мельников). Основной задачей была замена деревянных стропил на металлические на колокольне собора. Журавский предложил построить конструкцию в виде восьмигранной усечённой правильной пирамиды, связанной кольцами; он же разработал метод расчёта конструкции.

    В 1864-1866 годах прежние царские врата заменены новыми, выполненными из бронзы (архитектор А. И. Кракау); в 1875-1877 годах Д. Больдини написал новые плафоны; В 1905 году был проведен ремонт колокольного карильона и повешены новые колокола, изготовленные на гатчинском заводе Лаврова. Всего колоколов 103. Из них сохранились с 1757 года - 31 штука.

    В 1919 году Петропавловский собор закрыт, а в 1924 году превращён в музей; большинство ценных предметов конца XVII - начала XVIII веков (серебряная утварь, книги, облачения, иконы) отдано в другие музеи.

    В Великую Отечественную войну 1941-1945 годов Петропавловский собор пострадал, в 1952 году отреставрированы фасады, в 1956-1957 годах - интерьеры. В 1954 году здание передано Музею истории города.

    С 1990-х годов в Петропавловском соборе регулярно проходят панихиды по российским императорам, с 2000 года - богослужения, с Рождества 2008 службы проводятся регулярно. В 2008 году в соборе было проведено первое после 1917 года пасхальное богослужение. В настоящее время настоятелем храма служит игумен Александр, являющийся также представителем Санкт-Петербургской епархии по архитектурно-художественным вопросам.

    На колокольне собора установлен карильон. Периодически в Петропавловской крепости проходят концерты карильонной музыки.

    2. Императорская усыпальница

    Во времена Петра I место погребения лиц, принадлежавших к царской фамилии, не было окончательно определено. Царских родственников хоронили в Благовещенской усыпальнице. В недостроенном Петропавловском соборе в 1715 году похоронили двухлетнюю дочь Петра I и Екатерины Наталью, а под колокольней - супругу царевича Алексея Петровича принцессу Шарлотту Христину Софию Брауншвейг-Вольфенбюттельскую (1694-1715). Там же в 1718 году предали земле останки самого царевича. В 1716 году у входа в собор похоронена Марфа Матвеевна, вдова царя Фёдора Алексеевича.

    После смерти Петра I гроб с его телом был помещён во временной часовне внутри строившегося собора. Погребение состоялось лишь 29 мая 1731 года. В дальнейшем в усыпальнице были похоронены все императоры и императрицы до Александра III включительно, за исключением умершего в Москве в 1730 году Петра II и убитого в Шлиссельбурге в 1764 Ивана VI. Всего в усыпальнице находилось 41 захоронение, в том числе ряда великих князей и княжон - детей и внуков императоров. В 1865 году все надгробия заменены однотипными беломраморными саркофагами с бронзовыми позолоченными крестами (архитекторы А. А. Пуаро, А. Л. Гун). Императорские саркофаги украшены двуглавыми орлами. Два саркофага изготовлены на Петергофской гранильной фабрике в 1887-1906 году: Александра II (из зелёной яшмы) и его супруги Марии Александровны (из розового орлеца).

    17 июля 1998 года в Екатерининском приделе, в юго-западной части собора, преданы земле останки, по заключению Государственной комиссии принадлежащие императору Николаю II, императрице Александре Фёдоровне, великим княжнам Татьяне, Ольге и Анастасии, убитых в Екатеринбурге в 1918 году. Эти останки не были признаны Русской православной церковью. Вместе с ними погребены лейб-медик Е. С. Боткин, лакей А. Е. Трупп, повар И. М. Харитонов, горничная А. С. Демидова.

    3. Изображение собора в культуре

    В селе Сомино Бокситогорского района Ленинградской области находится уменьшенная копия собора. Её также венчает ангел.

    Петропавловский собор изображён на заднем плане 50-рублёвой российской банкноты.

    Изображение ангела на шпиле Петропавловского собора стало логотипом телеканала «Петербург» с 2001 по 2004 год.

    Список литературы:

    1. Голландский Петербург: Харман ван Балес.

    2. Статья «Дмитрий Иванович Журавский» на сайте Биографии, интервью, истории

    3. Возобновление богослужений в Петропавловском соборе (статья на сайте Московской Патриархии)

    4. Новости сайта pravoslavie.ru

    5. «Карильон Петропавловского собора зазвучит в сопровождении хора» «Деловой Петербург» ISSN 1606-1829 (Online) со ссылкой на «БИА» 10 августа 2007 года

    6. Останки Петра III в собор торжественно перенесены из Александро-Невской лавры только после воцарения его сына Павла I.