Пантеон в Риме (Италия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Италию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Пантеон - древний языческий храм, позже освящённый как христианская церковь Святой Марии и Мучеников, посвященный сразу всем римским божествам. Этот архитектурный объект дохристианской эпохи сохранился до сих пор и поражает своим величием не только специалистов-археологов, но и простых туристов.

Надпись на фасаде «M. Agrippa L. F. Cos. Tertium Fecit» гласит: «Марк Агриппа, сын Луция, трижды консул, сделал».

Архитектура

Взять, к примеру, планировку. В Пантеоне нет окон. Вообще. Есть только одно отверстие на самой вершине купола диаметром в 9 метров. И дело не в том, что древним римлянам было лень пробивать окна в толстых стенах. Просто одно отверстие означало единство всех божеств. Говорят, что во время снегопада, когда снежинки попадают в «окулюс» (так его называют), они образуют сказочные завихрения. Впрочем, это лучше увидеть собственными глазами.

По периметру храма в нишах располагались статуи божеств, на которые в течение года поочередно падал свет из отверстия в куполе. Но эти изваяния, увы, не сохранились (все-таки строению более 2000 лет), и их место ныне занимают скульптуры и картины 18 века.

Как попасть

Пантеон расположен на площади Пьяцца-делла-Ротонда, пока что посетить храм можно бесплатно, он открыт для всех желающих с 8.30 до 19.30 по будням и с 9.00 до 18.00 в воскресенье. Ближайшая станция метро - Barberini.

Сегодня при желании в Пантеоне можно даже пройти обряд венчания. Романтичные виды на могилу Рафаэля и надгробия первых итальянских королей прилагаются.

Пантеон в Риме — одна из самых известных достопримечательностей в Италии. Но значимость этого древнего здания намного больше, чем его архитектурное совершенство! Вы знаете, что оно символизирует? Кто в нём захоронен? Какую хранит тайну более 2000 лет? И почему он так знаменит? Читайте об этом в статье.

Пантеон - что это и где находится?

«Ангельский, а не человеческий дизайн”… эти слова использовал один из величайших гениев искусства всех времен, Микеланджело, чтобы описать красоту и величие Пантеона. Спустя тысячелетия он остается таким же величественным, каким он был в начале своей жизни.

Адрес здания: площадь Piazza della Rotonda в Риме (Италия). Сегодня все указатели говорят «Базилика Санта-Мария-Мартир» или «Базилика Святой Марии и мучеников».

У древних греков и римлян словом «пантеон» называли всех богов в Едином — Всебожие.
Другое значение слова — монументальное здание, в котором захоронены великие личности.

Римский Пантеон и его нераскрытая тайна

Здание Пантеона до сих пор окутано тайной. В чём первоначальное назначение храма? Нам говорят, что это было место поклонения языческим богам. Но структура храма сильно отличается от других, традиционных храмов в римском форуме.


Интерьер Пантеона в 18 веке. Художник Giovanni Paolo Panini — 1AHJFNF8OkfG9Q at Google Cultural Institute maximum zoom level, Public Domain, Link

Государственный деятель, историк Дион Кассий (155 — 235 гг) писал в своей «Истории Рима»: «Возможно, оно (здание) получило это имя потому, что его украшают многочисленные статуи богов, включая Марса и Венеру; но мое собственное мнение: из-за его купола. Он напоминает небеса».

Очень вероятно, что здание предназначалось для «великих дел» императоров, т.е. было административным.

Что сделал византийский император с Пантеоном?

Сегодня Пантеон - это католическая церковь. Византийский император Фокас передал его папе Бонифацию (Вонифатию) IV. С тех пор он использовался как христианский храм. Начиная с 609 г. каждый день в нём проводят мессы. И вы тоже можете присутствовать на службе совершенно бесплатно!

Чего мы уже никогда не увидим в храме?

Римский Пантеон является наиболее сохранившимся и влиятельным зданием . Фронтон (треугольная секция над надписью) сегодня пуст, но там когда-то было скульптурное изображение битвы Титанов. Большие бронзовые двери охраняют вход в целлу и были когда-то покрыты золотом.

Интерьер был более удивительным, чем сегодня. Порог святилища отметил самый большой в мире цельный блок Лукулланского черно-красного мрамора. Входя в Пантеон впервые, посетитель не предполагал, что попадёт в просторное круглое помещение. Его форму скрывают здания вокруг, а вход — прямоугольный.

Контраст между темным залом целлы и ярким культовым пространством поражает и сегодня. Но в древности он был еще более впечатляющим: внутренняя сторона купола была покрыта позолоченной бронзой.

После завоеваний Траяна в Дакии, этого драгоценного металла было в избытке. Золото, должно быть, символизировало высшие уровни земной атмосферы. Считалось, что они состоят из чистого огня.

Внутри ротонды (круглого зала) находится семь апсид. Теодор Моммзен (1817-1903 гг) предположил, что в них должны были стоять статуи семи планет. Также была статуя Юлия Цезаря, признанного после смерти небесным Богом.

Порядок их не зафиксирован. Но со времен сицилийского ученого Архимеда (287-212) было принято использовать последовательность: Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер, Сатурн. В таком случае статуя Солнца должна была стоять в центральной апсиде, прямо напротив входа.

С одной стороны, у Солнца были три мужские планеты: сын Марс, отец Юпитер и дед Сатурн. С другой стороны — Венера, женоподобный Меркурий и Луна. Сатурн и Луна были дальше всех от Солнца. В соответствии с древней теорией, они были самыми холодными планетами. Благоприятные планеты (Луна, Юпитер, Венера) и неблагоприятные (Сатурн, Меркурий, Марс) составляли два равносторонних треугольника. Таким образом, семь апсид символизировали Вселенную.

Фактически вы можете храм созерцать таким же, каким видели его древние римляне, только разграбленным. Конечно, здесь появился христианский алтарь, фрески святых, но размеры здания, его форма наряду со значительной частью его украшений, остались прежними.

Купол Пантеона и философия Платона

Купол Пантеона остается самым большим неармированным куполом во всем мире. Он больше купола Св. Петра в Ватикане , построенного в 16 веке.

Самым поразительным аспектом сводчатого пространства является «глаз» или «окулус» — единственный источник света в здании. Это - непревзойдённая жемчужина архитектуры Древнего Рима!


Столб света из окулуса открывает путь в Вечность. By Владимир Шеляпин — Own work , CC BY-SA 3.0 , Link

Философские идеи Платона быстро набирали популярность во II веке. Они объясняют функцию купола с отверстием в космологическом дизайне Пантеона. Боги могут перемещаться из нашего мира за его пределы. В то же время они являются проявлением единого Всебожественного начала - Пантеона. Теперь понятно, о чём говорил Кассий Дион?

Поток воздушного света через 6-метровое отверстие открывает путь в небеса. В зимний период, когда солнце низко на небосводе, столб света перемещался по позолоченному куполу. Своеобразный планетарий.

В единственный день года луч свет падает прямо перед входом. Кто-то утверждает, что это происходит в день рождения Рима 21 апреля, кто-то — в день весеннего солнцестояния (23 марта), другие — в день летнего равноденствия (23 июня). Где правда?

Купол римского Пантеона (125 г.) в диаметре больше, чем купол собора Св. Петра Микеланджело (1506 г) в Ватикане и купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре Брунеллески (1436 году).

Сколько было Пантеонов?

Этот Пантеон … не оригинал! Не пугайтесь — это все еще единственный античный храм, не разрушенный и не испорченный в период средневековья. Но третья его версия.

  • Первый был построен примерно в 27 г. до н.э. (более 2000 лет назад), но сгорел.
  • Второй, построенный в I веке н.э., был также сожжен.
  • То, что мы видим сегодня построили (или восстановили) в 125 г. во времена правления императора Адриана.

Что за странная надпись над входом?

Это, кстати, объясняет надпись над крыльцом: «M · AGRIPPA · L · F · COS · TERTIVM · FECIT», что означает: «Маркус Агриппа, сын Люциуса, консул в третий раз, построил это». Но Агриппа жил в 1 веке до нашей эры …. так как это возможно?

Известно, что на всех архитектурных сооружениях, которые император Адриан создавал во время своего правления, он никогда не писал своего имени, за исключением храма своего отца Траяна.

Может потому, что римский Пантеон был восстановлен, он имеет надпись своего основателя Марка Агриппы?

Кто построил Пантеон в Риме?

Предположительно зодчим, соорудившим Пантеон, считается Апполодор родом из Дамасска. Он был архитектором моста через Дунай (длиной свыше 1 км), моста Алконетар в Испании и других сооружений и любимцем Траяна.

Но и сам Адриан, как архитектор, тоже мог принимать участие в работе. Известны его архитектурные творения: вилла Адриана, храм Венеры, арка Адриана в Афинах и др.

Апполодор насмехался над увлечением Адриана искусствами. Обиженный император сослал архитектора и, после обвинения в вымышленных преступлениях, приговорил к смерти.

Архитектурные «фишки» Пантеона в Риме


Поперечное сечение Пантеона показывает, как сфера диаметром 43,3 м вписывается под его купол. Вy derivative work: Cmglee — This file was derived from: Baukunst Etrusker Römer.jpg : , CC BY-SA 3.0 , Link

Сочетание в едином архитектурном ансамбле прямоугольной и округлой форм представляет большие архитектурные затруднения. Но архитектор превосходно справился с задачей, объединив целлу и ротонду.

Также он знал о природе своих строительных материалов. Поэтому более легкие материалы находятся в верхней части купола. На самом низком уровне использовал травертин, самый тяжелый. Затем применил смесь травертина и туфа, после туф и кирпич. И, наконец, пемза — самый легкий и самый пористый из материалов на потолке купола.

Кто захоронен в римском Пантеоне?

Когда храм передали христианской церкви, сюда были перенесены останки христианских мучеников, захороненных в катакомбах.

Пантеон так же стал могилой для важных фигур в итальянской истории. Прах королей Виктора Эммануила II и Умберто I, а также знаменитого художника эпохи Возрождения Рафаэля и его невесты покоятся здесь.

Трагичная история преданной любви

Рафаэль обручился с Марией, племянницей могущественного кардинала, в 1514 году. Но отложил брак на шесть лет. В этот период у него случился страстный роман с дочерью местного пекаря. Мария не пережила измену. Вскоре после неё умер и Рафаэль. Ему было 37 лет.

Место захоронения Рафаэля By Ricardo André Frantz (User:Tetraktys) — taken by Ricardo André Frantz, CC BY-SA 3.0 , Link

В чём совершенство архитектуры Пантеона в Риме?

Здесь каждый может ощутить себя божеством, приобщиться к вечности. Не нужно знать никаких религиозных догм - преображение совершает архитектура.

Это - храм всему миру, всей бессмертной существующей природе. Он объединил в себе всё: землю и небо, людей и богов, преходящее и вечное.

Римский Пантеон открывает человеку его духовные тайны. Может в этом и кроется причина его столь долгой жизни?

Недалеко от площади Навона, возвышается величественный , о котором сам Микеланджело говорил, как о творении ангелов, а не людей. Посещение Пантеона – уникальный опыт! Это удивительное сочетание красоты, техники и гармонии. Обязательный этап программы посетителей вечного города.

Для начала, что означает Пантеон? Название происходит от греческого пан (все) и теон (божественный), так как храм посвящен всем римским богам.

Задуманный в 27-25 гг до н.э. консулом Агриппой по воле императора Августа, впоследствии не раз перестраивался. После двух пожаров, в 80 и 110 н.э. храм возобновили в той форме, в которой он дошел до наших дней, во времена императора Адриана (128 г н.э.) в расцвет Римской империи. Несмотря на отличия от оригинального сооружения, Адриан пожелал увековечить память архитектора Агриппы надписью на латыни:

«Построен Марко Агриппа, сыном Лучо, трижды консулом».

Благодаря раскопкам мы знаем, что изначально храм был почти квадратным, больше широким, чем длинным, выполненным в греческом стиле и посвященным семи римским богам. Современное здание ниже первого почти на шесть метров. Тут нечему удивляться, так как античный Рим находится прямо под ногами – на глубине 5-10 м под землей. В частности, довольно заметны работы над фасадом храма, частично расположенным под землей.

Если верить Кассио Дионе Коччейано, храм назвали Пантеон из-за подобия его купола небесному своду – жилищу богов.

Также известно, что Агриппа проектировал династический храм, посвященный богам – защитникам рода Юлии, Марсу и Венере, со статуей Октавиана Августа в центре. Внутри Агриппа установил статую божественного Юлия, а снаружи, на портике, статую Октавиана и рядом – свою, в честь их дружбы.

Храм был украшен Дионисом из Афин, но разрушен в результате пожара в 80 г н.э., а также пострадал в нескольких войнах, пока в 123-125 гг не был выстроен заново по приказу Адриана.

Hимский пантеон отличался от других храмов. В то время как внутри других храмов разрешалось быть только священникам, был открыт для публики, которая стала участвовать в церемониях. Это новшество затем переняли в римском храме Исиды, впустив верующих внутрь, а после и современные христианские церкви.

В 7 в. храм переделали в церковь Святой Марии, что гарантировало его безопасность и сохранность, хоть исчезли и некоторые элементы декора.

Пантеон – легенды

Hимский пантеон окружен историями и легендами. Прежде всего они касаются места, на котором он стоит. Говорят, именно отсюда Ромула, легендарного основателя Рима, после смерти орел забрал на небо к богам.

Или Цибела, древнегреческая богиня, Мать богов, которая якобы явилась к Агриппе во сне с просьбой построить храм.

Или христианские легенды, которые более простые и менее романтичные, чем языческие. Гласят, что стал христианской церковью Святой Марии и мучениц в 608 – дар византийского императора Фока папе Бонифацию IV. На церемонии в честь освящения нового храма в него на 28 повозках перевезли останки множества мучениц. Они должны были прогнать семь демонов – семь языческих божеств, обитавших в храме. Так, в центре купола раньше не было отверстия: его пробил дьявол, убегая, выбив золотую шишку, закрывавшую отверстие.

Пантеон: искусство и архитектура

Римский пантеон – шедевр архитектуры и инженерии. Как лучше всех сохранившийся исторический памятник Рима, он сильно повлиял на всю западную архитектуру.

Храм состоит из круглого зала с полукруглым куполом и греческим портиком с 16 коринфскими колоннами, поддерживающими фронтон. Сегодня фронтон пуст, но во времена Империи там был бронзовый рельеф со сценой битвы между гигантами и амазонками. Потолок портика также был бронзовый, но папа Урбан VIII в 1932 приказал снять бронзу для другой работы – балдахин алтаря скульптора Бернини внутри базилики Святого Петра.

Когда вы проходите огромные колонны и бронзовый вход, вашим глазам открывается великолепная архитектура. От избытка пространства начинает кружиться голова. В такой атмосфере легко почувствовать божественное присутствие!

Самая интересная и прогрессивная вещь – это то, что диаметр купола соответствует высоте храма и образует идеальную полусферу. Появляется ощущение, что находишься подвешенным в центре гигантского шара. Купол выполнен из смеси бетона и более легких материалов – травертина, пемзы – по мере приближения к вершине. Эта идея стала абсолютно гениальной и позволила куполу Пантеона выдержать почти две тысячи лет и дойти на нас практически нетронутым.

Поднимите глаза вверх и обратите внимание, что единственным источником света является круглое отверстие в центре купола диаметром 9 м. Именно этот свет создает особенную атмосферу Пантеона. Если вы зайдете в храм в полдень, вы увидите, что лучи солнца, попадающие через отверстие, создают непередаваемый, уникальный эффект. Этим он и отличается от других храмов древности, построенных с целью удивлять снаружи, а не изнутри.

Внутри храма вы увидите семь шикарных ниш, заключенных между коринфскими колоннами, изначально символизировавшими семь богов, связанных с культом планет – Солнца, Луны, Венеры, Сатурна, Юпитера, Меркурия и Марса. Когда в начале 7 в. переделали в христианскую базилику, некоторые ниши заполнили христианскими святынями.

Базилика получила название Санта Мария Ротонда или Санта Мария и мученицы, и в ее стенах хранятся останки выдающихся людей, таких как Ганнибал Караччи и Рафаэль Санти. Кроме того, в январе 1878, после смерти первого короля Италии Витторио Эмануэле II, в Пантеоне стали хранить и могилы королей. Сейчас там собраны останки Витторио Эмануэле II, Умберто I и королевы Маргариты Савойской.

Наружное убранство

Первое, что бросается в глаза – квадратный вход, типичный для храмов, и неожиданное пространство, открывающееся за ним, типичное для терм. На входе стоят величественные статуи Августа и Агриппы, высятся 16 гранитных колонн 13 м высотой серого и розового цвета. Сам округлый храм выполнен в римском стиле, а вот квадратный портик – очевидно, в греческом. Квадратный портик размерами 34,2*15,62 м с 8 колоннами из серого гранита впереди и 4 розовыми по бокам на 1,32 м поднят над площадью. К нему ведут 5 ступеней. Общая высота сооружения – 14,15 м, а диаметр колонн – 1,48 м в основании. На фасаде есть бронзовая табличка с надписью об авторе храма Гриппе. Купол диаметром 43,44 м выложен в 5 рядов 28 кессонами с круглым окном в центре диаметром 8,92 м.

Чтобы облегчить всю эту громаду, чем выше к потолку, были использованы более легкие кессоны (из туфа и вулканической лавы). Внутри купол выложен мрамором, остальная часть – бронзовыми пластинами, привезенными византийским императором Константином II. Использование с высотой более легких материалов позволило уравновесить нагрузку купола.

Внешнее убранство

В портике Пантеона два ряда колонн делят пространство на три нефа: центральный, самый широкий, и два боковых с нишами, в которых стоят статуи Августа и Агриппы.

Само здание – цилиндр с полусферой наверху. Высота цилиндра равна радиусу (21,72 м), а высота всего сооружения – диаметру сферы (43,44 м). В куполе 7 экседр, полукруглых и прямоугольных, с колоннами и нишами. Напротив входа расположен абсид. Между экседрами множество маленьких ниш. Стены выложены полосками цветного мрамора. На втором ряду находятся «окна», также украшенные цветным мрамором.

Пол здания слегка выпуклый с самой высокой частью (в 2 м на северо-запад от центра), возвышающейся на 30 см. во время дождя это возвышение помогает воде попасть в каналы по периметру. Однако, по легенде вода вообще не попадает внутрь благодаря системе стоков на крыше. Понятно, что это не так. Внешнее убранство завершает украшение ценным порфиром.

Говорят, дождь не попадает внутрь Пантеона.

Маловероятно, что это правда. Отверстие в середине купола – единственный источник света и его диаметр 9 м! Однако есть мнение, что несмотря на это «окно», вода все же не попадает внутрь. Тем не менее, она попадает! В полу видны сливы, куда стекает вода. Возможно, легенда родилась в античные времена, когда из-за тепла и дыма свечей дождевая вода не достигала пола – она просто испарялась.

Паркет в Пантеоне

В Пантеоне расположены могилы двух первых королей Италии – Витторио Эмануэле II и Умберто I. В прошлом огромное внимание уделялось тому, чтобы в храме сохранялась тишина и нанимались рабочие, чтобы разбрасывать по площади опилки, приглушающие звуки. Так делали вплоть до 1906, когда коммуна Буэнос-Айрес подарила Риму достаточно дерева, чтобы устлать им всю площадь. Более того, жители получили указания по его обработке и приемах ухода (таких как периодическое натирание жиром). Такое покрытие имело достойный вид и сохраняло тишину около могил королей. Паркет пробыл на площади с 1931 по 1950, а затем его убрали – по многочисленным просьбам местных жителей: люди часто поскальзывались и падали на жиру.

Ослиные уши

Великий Бернини наделил двумя колокольнями. Римский народ прозвал их ослиными ушами, так как выглядели они неуместно. Соперник архитектора, Борромини, использовал это определение, чтобы оскорбить его. Говорят, что Борромини вырезал этот символ на дворце напротив дома великого Жана Лоренцо (ответ Бернини не заставил себя ждать и был гораздо более нецензурный!!) Не ищите уши и ответ… со временем их стерли! Как и сами колокольни в конце 19 в.

Самый большой купол Рима

Микеланджело – один из моих любимых художников. Ему было доверено спроектировать гигантский купол базилики Святого Петра и он, как настоящий ценитель античного искусства, предложил Папе повторить купол Пантеона. Эта модель была жестко отвергнута по причине своих языческих корней, и художник отказался от нее.

… должен был отказаться??

Это то, что знают все. Микеланджело умер, закончив лишь основание купола базилики. Работы прервали, а когда возобновили, оказалось, что диаметр меньше на 50 см купола Пантеона. Ничего не оставалось делать. Таким образом, самым большим куполом Рима остается Пантеон, а купол базилики Святого Петра стоит на втором месте. Как посмертная дань Микеланджело любимой им классической архитектуре.

Как был опустошен Пантеон?

Римский пантеон как здание не перестает поражать со времен своего строительства. Удивителен огромный купол, до сих пор рождающий дискуссии о том, как подобное вообще возможно было сконструировать. Но в Риме живет легенда и на этот счет. Говорят, что для этого использовали специально насыпанный холм. А в конце нужно было как-то избавиться от земли. И кто же взялся за такую тяжелую работу? Народ Рима на добровольной основе! Да, потому что говорили, что в земле зарыты монеты. Понятно, что работа была сделана очень быстро.

Пантеон является уникальным архитектурным памятником. Это одно из немногих строений, времен античности, которое сохранилось полностью. Еще одной особенностью был наибольший диаметр купола, среди все сооружений мировой архитектуры. Эти позиции Пантеон сохранял вплоть до XIX века.

История создания

Пантеон является величайшим памятником центрическо-купольного стиля в архитектуре. Его название переводится с греческого языка, как “Храм, посвященный всем богам”. Он был построено во II в. н.э. по приказу императора Адриана. На этом месте ранее располагался храм, воздвигнутый консулом Марком Агрипой. Тем не менее, по императорскому указу, на его месте появилось новое сооружение. Причины этого заключаются в пожаре, который почти разрушил это строение. Тем не менее, первоначальный замысел его создателя был увековечен тем, что на фронтоне храма была сделана надпись, указывающая на его возведение Марком Агриппой.

Очевидно, при Адриане имели место веские причины для перестройки этого колоссального сооружения. Его личный биограф упоминает, что при Адриане проводились масштабные реставрационно-восстановительные работы. При этом, имена первоначальных создателей сохранялись. Спустя 80 лет Пантеон подвергся реставрации и некоторым незначительным дополнениям, при императоре Септимии Севере. Была обновлена мраморная отделка, облицовка, а так же некоторые мелкие детали.

Особенности конструкции

Пантеон существенно отличается от классических прямоугольных храмов, которые мы можем наблюдать в Риме и Греции. В его архитектурных формах чувствуется явное преобладание центризма, которым отличались древние хижины и святилища Рима. Раскрывает сооружение себя во всей своей красоте именно изнутри.

Ротонда и колоссальный купол являются живыми доказательствами архитектурного гения зодчих Рима. Купол создан из цельного бетона и лишь у основания укреплен кирпичными вставками. Ротонда поделена на восемь ниш, что было сделано для придания конструкции легкости. Одной из главных чудес Пантеона является окулус. Специальный, обрамленный бронзой иллюминатор, 9 м. в диаметре создан для пропуска солнечного света. В полдень луч света проникает под прямым углом и выглядит как гигантский столб. Это восхитительно красивое зрелище и поныне приводит в восторг посетителей. Будучи в Риме, обязательно посетите храм в полдень.

Ротонда Пантеона в основе состоит из кирпича, с мраморной облицовкой. В символической форме, ее геометрия отражает представления об астрологическом строении вселенной, которые господствовали в эпоху Древнего Рима. Окулус в центре символизирует солнечный диск. Он является единственным источником, благодаря которому внутрь сооружения поступает свет. Храмовый комплекс воздвигнут на 16 колоннах из гранита, которые принадлежат к коринфскому ордену. Они состоят из гранита, а их капители построены из белого мрамора.

Удивительно, но архитекторы Древнего Рима достигли значительных высот в подборе материала. Состав бетона, из которого сделан купол неравномерный и меняется в зависимости от его высоты. Нижние уровни заполнены твердой травертиновой крошкой, в то время как верхние состоят из пемзы и туфы. Возвышается купол над ротондой на 22 м. Высота сооружения составляет почти 50 м. Пол, а так же облицовка стен выполнена из разноцветного мрамора, ввиду чего внутренний интерьер поражает своей роскошью.

Внутренний интерьер

Вход в здание осуществляет через колоссальные ворота из бронзы, которые достигают более 7 метров в высоту. При входе, посетитель сразу же попадает в вестибюль, который соединяется с ротондой в северной части. Наружные части стен выполнены либо целиком из мрамора, либо покрыты облицовочным мрамором. Ранее купол храма покрывала позолоченная бронза.

Отличительной чертой внутреннего убранства Пантеона, является характерная для архитектуры Древнего Рима целостность, строгость и ясность композиции, которая сочетается с роскошью и большим вниманием к мелким деталям. Благодаря превращению в 609 году н.э. в христианский храм святой Марии, он сохранился в отличном состоянии.

Пантеон как культурный элемент

Отличительной особенностью данного сооружения является его превосходная сохранность. Это одно из немногочисленных строений, доставшееся нам со времен Древнего Рима, которое в наши дни не только не подверглось разрушению, но и сохранило в прекрасном состоянии даже самые мельчайшие элементы. Несомненно, это один из славнейших памятников этой знаменитой эпохи.

За все время своего существования, это колоссальное сооружение являлось объектом пристального внимания жителей Рима и туристов. Естественно, он манил и людей искусства. Во времена эпохи Возрождения, которое в целом характеризуется воскрешением интереса к античному наследию, он стал объектом для восхищения художников, архитекторов и скульпторов. Микеланджело называл его не иначе как ангельским творением. Рафаэль мечтал, чтобы быть похороненным в этом храме. Его современники воплотили мечту гениального творца в жизнь. С тех пор, Пантеон стал местом захоронения, честь погребения в котором принадлежала великим людям, оставившим свой след в истории.

Здесь так же были погребены Рафаэль, король Умберто I, а так же первый король объединенного королевства Эммануил II. Одним словом, не было того, кто остался бы равнодушен к этому, вне всякого сомнения, гениальному сооружению.

Посещение Пантеона

Как бы удивительно это не звучало, но бесплатно эту величайшую достопримечательность можно обозревать не только снаружи, но и внутри. Вход абсолютно бесплатный, а открыто для посещения оно каждый день. Время его работы с 9 до 19 часов. В утренние часы здесь наблюдается наименьшее число посетителей. Поэтому, тем кто хочет наиболее подробно ознакомиться с Пантеоном, без лишней суеты рекомендуется его посещения с 9 утра до 11.

Первого числа января и мая место закрыто для посещения. Это единственные праздничные дни, когда эта достопримечательность недоступна.

Буквально на каждом углу можно соприкоснуться с историей. Уникальный римский памятник – Пантеон (Pantheon), благословенный «Храм всех богов» — стал образцом непревзойдённой инженерной мысли архитекторов Древнего Рима.

Вехи в истории Пантеона

Вначале величественное здание на площади Piazza della Rotonda служило языческим святилищем. В античные времена здесь поклонялись главным древнеримским богам и приносили в жертву животных. Агриппа, зять императора Августа, возвел здание Пантеона в 27 году до н.э. Тогда строение было квадратным. Огромный пожар 80 года практически уничтожил храм. При Домициане он был восстановлен, но в 110 году снова сгорел. Современный Пантеон построен в начале II века при императоре Адриане на месте предыдущего.

Император Фока в 608 году передал Пантеон папе Бонифацию IV. В 609 году языческий храм освятили как христианскую церковь — в честь Святой Марии и Мучеников. Сюда из римских катакомб были перенесены останки первых христиан. Освящение состоялось 1 ноября.

Пантеон почти не тронуло время. Он и сегодня выглядит грандиозным и величавым. Миллионы туристов и паломников стекаются к нему со всей планеты. Древнеримский «Храм всех богов»– Усыпальница великих граждан Италии.

Архитектура здания

В 118-25 гг. нашей эры (уже при императоре Адриане) Пантеон отстроили и реконструировали, пристроив ротонду. Эту часть здания перекрыли полусферическим куполом 43-метрового диаметра. Купол был выполнен из кирпича и бетона. В центре свода архитектор предусмотрел отверстие для освещения — «окулус». В этот круглый проём (диаметром 9 метров) в дневное время проходил столб света, придававший внутреннему пространству особый одухотворённый облик.

Высота ротонды вместе с куполом тоже составляла 43 метра. Это соотношение делало облик здания удивительно пропорциональным. Мощные стены (их толщина составляет 6 м) надёжно поддерживали тяжёлую купольную конструкцию. Входной портал обрамлял портик с 16-ю массивными колоннами. Парадный фасад здания выходил к площади делла Ротонда (Piazza della Rotonda), где и сегодня стоит небольшой египетский обелиск.

На тимпане храма выбита торжественная надпись на латыни, прославляющая имя Марка Агриппы, построившего первый Пантеон.

Внутреннее пространство

Внутреннее пространство храма поражает впервые пришедших своими огромными размерами. Интерьер Пантеона составляет резкий контраст с подчёркнуто аскетичным внешним обликом здания.

Под куполом Пантеона одновременно помещаются две тысячи человек. Огромное пространство не нарушается опорами и другими несущими элементами. Грандиозный купол выглядит подобием небесного свода. Светящееся отверстие в центре окружают концентрические ряды квадратных ниш-кессонов, создающих иллюзию бесконечности. Кессонные ниши облегчают конструкцию купола.

Невидимыми глазу пустотами пронизана и вся круглая стена ротонды. Внутренняя стена разделяется на два яруса. В нижнем ярусе симметрично расположены шесть высоких ниш, оформленных пилястрами и отделённых от основного помещения колоннами. Между ними в малых нишах расположены статуи. Верхний ярус стены отделён антаблементом. В нём выстроены ряды неглубоких ниш, разделённых пилястрами.

Внутренняя мраморная отделка стен не сохранилась. Были утрачены и бронзовые скульптурные украшения на тимпане портика (там изображалась сцена битвы богов с титанами). В XVII веке по велению Папы Урбана VIII было снято бронзовое кровельное покрытие портика. Его использовали для создания балдахина в соборе Святого Петра.

Римский Пантеон послужил показательным образцом центрическо-купольной архитектуры для сооружений следующих веков.

Место захоронения великих людей

Древний храм стал и усыпальницей. Здесь похоронены итальянские правители разных времён: королева Маргарита Савойская, король Виктор Эммануил II, король Умберто I. В скромной нише из мрамора, под лавровым венком покоится гениальный художник Италии – Рафаэль Санти из Урбино. Ещё при жизни он выказал желание быть похороненным в Пантеоне. Великий Рафаэль прожил всего 37 лет.

Название «пантеон» стало сейчас нарицательным. Это слово обозначает торжественную усыпальницу – мавзолей, где хоронят достойных сынов народа.