Господи, помилуй. Говорить о таких вещах, когда весь мир уже начинает разлагаться и погибать от Содома и Гоморры. И что-то предпринять надо, хоть что-то, когда уничтожают где-то храмы, когда христиан уничтожают, какие бы они ни были. Кстати сказать, 60 католических приходов в Америке перешли в православие. Это ничего не говорит?

Вопрос стоит о том, что во всем этом мире что-то творится. Какая-то работа по уничтожению христианства, и хоть кто-то противодействие оказывает. Было какое-то совещание. Догматических каких-то вопросов там вообще не стояло никаких. Как они там встретились? Вопрос стоит такой – смотрите, по всему миру везде афишируют, когда христианам головы отрезают, тысячам людей. Какой бы ты христианин ни был, протестант ты, но ты во Христа веруешь. Кстати скажу, что будьте осторожны – сектанты работают, они хотя и выдают себя за христиан, но соединяться с ними никто не собирается. То же самое и католичество можем назвать сектантами. Говорить что-то такое можно, чтоб противостоять насилию, а объединяться – об этом речи и не стояло, и не стоит.

Не смущайтесь этим, ничего не бойтесь. Господь сказал: «Созижду Церковь Мою, и врата адовы ее не одолеют». У нас у самих бывают безобразия, которые мы сами видим своими глазами и не предпринимаем особых мер. Скажите, пожалуйста, ну, какое безобразие – женский персонал летом гольём ходит. И говорить о каких-то там католиках, когда вы же хуже всякого католичества. Это сатанизм! Это, я говорю, женский персонал.

Мужской персонал – блуд совершается, семьи расторгаются от всего этого. Да, планирование семьи – одного, двух ребеночков, хватит-хватит, а то мы помрем или что-то сделается. Что за это будет? Благословение? Или католики виноваты?

Посмотрите, издать такой закон в Америке – однополые браки – я не знаю, это во сне, что ли, происходит? Чтобы услышать такое официально, закон такой? Я не знаю, где это, в аду, что ли? Где такое может совершаться, чтобы открыто так говорить? Это же признак. Господь в Евангелии говорит: «Содом и Гоморра». Также, говорит, вспоминайте жену Лотову, которая только оглянулась на Содом и Гоморру, и сразу стала соляным столбом.

Слушайте, гольё ходит – разве это не Содом и Гоморра? Что за это будет? Соляной столб в душе – он как дубина, совершенно бездушный. Говорить может языком, а на нем проклятье лежит. Прокляты.

Ну что, скажите, остается? Остается только тем, как Слово Божие говорит: «Не бойся, малое стадо, яко благоволит Отец ваш дать вам Царство». «Много званых, но мало избранных». Держись, чтобы быть в малом стаде, и молись Господу, каждый. Выдвигать какие-то требования к кому-то – ничего из этого не выйдет. Только молитва может содействовать и свое собственное, личное, доброе, благое поведение. Только и только так.

А об этом что говорить? Встречались – наступает такое время, куда денешься? И деваться некуда, придется встречаться, это неизбежно. Вы представляете, какой-то мусульманский бульдозер подъезжает и храм католический или православный сносит с лица земли. Это и у католиков, и у православных, и у других. Что-то делать надо! Поневоле будешь говорить что-то такое, проводить какое-то совещание.

Живешь, у тебя соседка рядом, никогда у вас нет встреч, а случилась общая беда, катастрофа – побежите, встретитесь. Получается такая картина. Вот нужно, как хотите.

Каждый должен посмотреть повнимательнее на свою жизнь и каким-то образом приложить силы. Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Небесное. Без труда невозможно достигнуть Царствия Небесного, и без болезней, и без скорбей. И болезни нужны. Христос страдал, и дал Слово Истины.

Словом Истины мы спасаемся. А тут бывает так часто, что многие сидят, спрашиваешь какое-то слово из Евангелия, которое, казалось бы, если человек читает, то сразу должен ответить – молчат. Это говорит о том, что Евангелие где-то почитал раз, другой, где-то оно в стороне. Иначе нельзя полагать. Живет, живет – ничего. А тут встретились Папа и Патриарх – и сразу столько вопросов. А Евангелие? “Это не нужно, мне надо дать ответ”. Когда Священное Писание читал, ты смотрел на это дело? По сути – нет.

В настоящее время, в которое мы живем, страшное, это плевое дело – что встретились. Если люди живут безобразно, все равно – придет Патриарх или Папа Римский. Встретились там…

Я скажу откровенно: вообще-то, во всей полноте я не углублялся в этот вопрос, но по тому, что сейчас в мире… Мы живем, кажется, тихонько и не замечаем той страшной ужасной опасности, в которой мы находимся. И никто ничего не боится. Живут, как будто так все и будет. И вдруг внезапно произойдет. И потом сразу внезапно объявим – ты виноват или ты виновата в том-то и том-то. Как? А вот так-то. Надо было в свое время думать, а теперь уже поздно.

Пока есть время здесь на Земле, все силы надо употребить на то, чтобы жизнь была другая совершенно, новая, христианская, настоящая, православная. Только так! Если это не совершается, иллюзий не надо строить. Не может быть иначе.

Статьи, документы Братия, убиенные на Пасху 1993 г. 3D-экскурсия Монастырь Скит Храмы Паломникам План монастыря и скита Проживание Проповеди Молитвослов Библиотека Книги, статьи Ноты Публикации Аудиогалерея Аудиокниги Песнопения Проповеди Молитвы Видеогалерея Фотогалерея


Новая книга

В издательстве нашего монастыря опубликована новая книга — «Житие священномученика Вениамина (Казанского), митрополита Петроградского и Гдовского, и иже с ним пострадавших преподобномученика Сергия (Шеина), мучеников Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова» .

В новой книге известного русского агиографа архимандрита Дамаскина (Орловского) читателю предлагается житие митропо-лита Петроградского Вениамина (Казанского) — одного из первых святителей-священномучеников, не погрешивших своей душой, ни совестью во время начавшихся гонений и отдавших свою жизнь за Христа и Его Церковь.

В о вре-мя мо-лит-вы не-по-лез-но стре-мить-ся к вы-со-ким чувство-ва-ни-ям. На-до толь-ко в смысл вни-кать про-из-но-си-мых слов, вни-ма-тель-но мо-лить-ся, и тог-да, со вре-ме-нем, Гос-подь даст и оза-ре-ние ду-хов-ное, и уми-ле-ние сер-деч-ное.

все поучения →

оптинские
книги

Расписание Богослужений

сентябрь ← →

пн вт ср чт пт сб вс
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30

Последний фотоальбом

Преображение Господне

Видео

Духовные беседы с паломниками

все видеоролики →

Наместник монастыря Оптина Пустынь архимандрит Венедикт (Пеньков)
24 июня 1939 г. − † 22 января 2018 г.


В 1956 г. окончил среднюю школу г. Москвы. В 1958 г. окончил строительную школу г. Москвы.

С 1964 г. проходил обучение в Московской Духовной Семинарии и Академии.

В 1973 г. окончил Московскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия.

В 1968 г. зачислен в число братии Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

В Лавре нес послушания заведующего библиотекой, помощника казначея. Был известным духовником.

Впоследствии нес послушание скитоначальника Черниговского скита.

25 августа 1969 г. пострижен в мантию в честь преп. Венедикта Нурсийского (тезоименитство 27 марта).

Награды:

1985 г. — награжден палицей;

1986 г. — награжден крестом с украшениями;

1991 г. — возведен в сан архимандрита;

1995 г. — награжден правом служения с жезлом;

1980 г. — награжден медалью преп. Сергия Радонежского 1-й степени;

1987 г. — награжден орденом преп. Сергия Радонежского 3-й степени;

1995 г. — награжден орденом преп. Серафима Саровского 2-й степени.

22 января, на 79-м году жизни, после тяжелой болезни отошел ко Господу наместник Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь архимандрит Венедикт (Пеньков). Он был созидателем и хранителем монастырской жизни, а также чутким духовным отцом. Вот что рассказывают о новопреставленном архимандрите Венедикте знавшие его архипастыри и пастыри.

«Отец Венедикт, как апостол Павел, всех своих чад носил в сердце»

‒ Когда я пришел к вере, я сначала пошел по московским священникам, исповедовался у них, потом поехал в Свято-Троицкую лавру. Помню, захожу в Иоанно-Предтеченский храм, а там отец Венедикт проводит общую исповедь. Я послушал его и тут же встал к нему в очередь, очередь была огромной, и я к нему в первый раз так и не попал. Но уже целенаправленно стремился попасть именно к этому духовнику на исповедь. Приезжаю в следующий раз, выслушал общую исповедь, и тогда уже Господь сподобил меня, видимо, за мою неотступность, поисповедоваться лично батюшке.

Я потянулся к нему, как к своему духовному отцу

А после, побывав у него на духовной беседе, я уже понял, что его образ мне лег на сердце, я потянулся к нему, как к своему духовному отцу. Стал часто к нему приезжать, обращался с вопросами.

Батюшка проводил удивительные беседы, причем не только с самими духовными чадами, – мы к нему приезжали и со своими родителями. Причем с неверующими родителями! Моя мама благодаря общению с ним уверовала. Конечно, Господь к Себе приводит, но многих на моих глазах и из моего близкого окружения Он призвал через отца Венедикта.

Батюшка мне постоянно говорил:

– Сходи к отцу Кириллу, сходи к отцу Науму.

Когда я оказался у отца Наума, тот спросил, у кого я исповедуюсь. Я сказал.

– Отец Венедикт, как апостол Павел, всех своих чад носит в сердце, – сказал тогда старец.

Все трое – отцы Кирилл (Павлов), Наум (Байбородин) и новопреставленный отец Венедикт – ушли один за другим. Царствие Небесное!

Отблеск рая

, настоятель московского подворья Оптиной пустыни:

‒ Наместник Введенской Оптиной пустыни архимандрит Венедикт ушел на Небо в час ночи 22 января 2018 года. Оптину пустынь он возглавил 27 лет назад, 20 января, и покинул врученное ему тогда поприще почти день в день. Интересно, что его отец, раб Божий Андрей, почил 33 года назад 17 января. Может быть, находясь на Небе, он позвал сына к себе. Это наблюдения за Промыслом Божиим, действующим из рода в род от семьи усопшего, с которой мы в последние дни очень тесно общались.

Главное дело наместника – это созидание братства, которое живет Евангельской жизнью, по крайне мере искренне и самоотверженно старается так жить. Ничего никому не доказывая, а просто любя Бога, собранные отцом Венедиктом братия уже не могут жить иначе. Люди чувствуют подвиг. Им даже тогда не надо ничего особо внушать, говорить. Они видят пример Евангельского жития и вдохновляются также следовать в своей жизни Евангелию. Не обязательно себя то и дело называть христианами, монахами: лучше не называться навязчиво, но быть, чем называться и не быть. Книга ценится не за количество слов и не за толщину корешка, а за содержание. Вот так и люди просто видят, сколько в Оптиной пустыни уже собрано смиренных, кротких, духоносных отцов, для которых во главе всего любовь к Богу и ближнему, – и стремятся в эту святую обитель. Кто-то и сам, глядишь, уже ищет иночества.

В Оптиной пустыни отцы являют эту золотую середину царственного христианского пути: и Богу угождать, и людей не забывать. А то иногда бывает так, что людей любят, а до Бога и дела нет, в храм не ходят. Или наоборот: одна только служба на повестке дня, а про ближнего забывают. Нет, отец Венедикт давал понять, насколько все это взаимосвязано, он просто жил по принципу: когда Бог на первом месте, все остальное – на своем. Также научил жить и всю оптинскую братию.

В современном расслабленном мире должен быть какой-то стержень, а людям нужны твердые примеры исповедания веры. Старец Паисий Святогорец говорил: «Монахи – это не фонарные столбы, которые светят под ноги людям, чтобы те не споткнулись в суете, продолжая и дальше метаться по своим делишкам, а это одинокие маяки, которые стоят в бушующем море и указывают путь могущим быть потопленными кораблям».

Еще Ф.М. Достоевский говорил: «Ничего так русский человек не ищет, как святыни и святого. Он говорит: “У меня неправда, ложь, грех, но должен же быть кто-то святой и должна быть где-то правда, и должна быть где-то святыня”. Вот этой святыни он жаждет, найдет ее и поклонится ей, и восславит Бога». Поэтому важно являть этот образ святого жития, чтобы люди в миру понимали: «Да, у нас раздрай и неправда, но вот в монастырях живут по-евангельски, они познали Истину». Вот эту правду жизни по заповедям Евангелия, как и в прежние века, и в наше время Оптина пустынь являет. Там есть, конечно, величайшие святыни: чудотворные иконы, мощи старцев, – но главное ‒ продолжение духовной жизни современными монахами.

Этот воевода оставил 200 человек монахов, воинов Христовых

Вся православная Москва давеча стекалась на московское подворье Оптиной пустыни ко гробу отца наместника. Этот воевода оставил 200 человек монахов, воинов Христовых. Архимандрит Венедикт оставил для православной России множество духовников, монахов-молитвенников. Нет ничего дороже молитвы. Не в крепком подсобном хозяйстве монастыря дело. Кто-то из великих людей сказал об Оптиной пустыни: «Скольких она сделала, и скольких еще сделает небожителями».

Старец Варсонофий Оптинский об обители слагал такие строки:

Ясней здесь небеса и чище их лазурь...
Мирской ярем нося и скорбный совершая
Средь мрака и стремнин тернистый жизни путь,
Сподобился я видеть отблеск рая...

На сегодняшний день Оптина пустынь и являет собой этот отблеск рая – благодаря подвигу, трудам, личному примеру отца Венедикта.

К чему он чаще всего призывал? Читайте Священное Писание, запоминайте Священное Писание, исполняйте Священное Писание ‒ и спасетесь! Помолимся о нем. Вечная ему память.

Восстановленная святыня

Протоиерей Александр Тихонов , настоятель храма пророка Божия Илии на Воронцовом поле:

‒ Я учился в семинарии вместе с племянником архимандрита Венедикта – отцом Алексеем Пеньковым, ныне он служит в храме Живоначальной Троицы в Конькове. Для него, конечно, дядя был образцом христианина и пастыря. Он часто сам сверялся с ним, и нам в разговорах мог привести в пример. Хотя сам был очень скромен. Когда он нам сказал: «Моего дядю назначили наместником в Оптину пустынь», – мы, его однокурсники, не поверили. Но потом действительно оказалось, что его дядя возглавил этот важнейший для России монастырь.

Первым наместником возрождающейся Оптиной пустыни был нынешний Владимирский и Суздальский митрополит Евлогий. Скорее всего, когда владыка Евлогий, назначенный на Владимирскую кафедру, уходил из Оптиной пустыни, он сказал свое веское слово в пользу назначения вместо себя отца Венедикта, который, еще будучи насельником Свято-Троицкой Сергиевой лавры, зарекомендовал себя.

Помню, я был в Оптиной пустыни 30 лет назад – мы, как школу окончили, приехали туда потрудиться во славу Божию. В каких же там тогда лишениях все жили! Владыка Евлогий очень многое сделал, но до восстановления тогда, когда его переводили, было еще далеко...

Ничего там не было: ни стен в полуразрушенных церквях, ни колокольни. Храм преподобной Марии Египетской вообще бутафорией был – четыре стены из фанеры сооружены были. Со стороны смотришь: вроде храм, – а подойдешь: из фанеры сколочен, просто покрашен снаружи! Там, где башня с Ангелом, обустроили быстренько тогда единственный храм в честь Владимирской иконы Божией Матери, – там и служили. Но народу всегда в нем, как селедки в бочке, набивалось. Казанский собор при советской власти в гараж обратили. Сводов не было. Четырехскатная шиферная крыша, а в алтаре ворота пробиты, сквозь которые в храм заезжали грузовики, – страшное зрелище... Восточной монастырской стены не было, да и южной боковой. Куда ни глянь, – там раньше одни развалины были.

А какие жильцы там жили! Некоторые из них были просто пьяницы, матершинники, драчуны и хулиганы. Там жил один такой учитель физкультуры. Мы, мальчишки, пытались там что-то уже разгребать. Помню, меня из иконописной мастерской отправили воду принести. Я ополоснул ведро и вылил воду на травку, – так он бросился на меня с кулаками. Сильно им там претило восстановление святыни. Вот с таким контингентом отцу Венедикту приходилось иметь дело.

В Иоанно-Предтеченском скиту тоже мирские люди жили. Поначалу, при отце Евлогии, только разве что хибарку преподобного Амвросия освободили, а все остальное – это уже отец Венедикт радел, добивался. Жуть, что было. А теперь – слава Божия! Восстановлена святыня. Собрано монашеское братство.

Вечная память верному служителю Христову!

СПРАВКА:

Архимандрит Венедикт (в миру Владимир Андреевич Пеньков) родился 24 июня 1939 года. Окончил Московскую духовную семинарию, а в 1973-м году ― Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В 1970-е годы был насельником Троице-Сергиевой лавры.

В 1990-м году пострижен в монашество в Троице-Сергиевой лавре с наречением имени Венедикт в честь преподобного Венедикта Нурсийского.

В 1990-м году назначен наместником Оптиной пустыни с возведением в сан архимандрита. Отец Венедикт руководил жизнью обители на протяжении 27 лет, начиная с 1990 года.

9 января 2018 года перенес тяжелую операцию. Спустя неделю после операции отец Венедикт все еще находился в реанимации – начались послеоперационные осложнения. 19 января здоровье батюшки резко ухудшилось, и 22 января он оставил этот мир...

Сегодня православный мир понёс невосполнимую утрату - в ночь с 21 на 22 января безвременно почил архимандрит Венедикт (Пеньков), наместник Свято-Введенского ставропигиального монастыря Оптиной пустыни.

Наместник Оптиной пустыни архимандрит Венедикт (Пеньков)

Отошел ко Господу наместник Оптиной пустыни архимандрит Венедикт (Пеньков), и вместе с ним, как сейчас кажется нам, часто бывавшим в обители в те неповторимые времена, ушла в прошлое целая эпоха — прекрасная, героическая, исполненная высокого пафоса созидания.

На сайте обители сообщается, что архимандрит Венедикт (Пеньков) скончался после тяжелой болезни. Девятого января на фоне развившегося сахарного диабета ему ампутировали ногу, а 20 января он впал в кому.

«Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего архимандрита Венедикта, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная», - говорится на сайте Оптиной пустыни.

Архимандрит Венедикт последние годы страдал от тяжелой болезни. При этом он находил, однако, силы укреплять и поддерживать своих братьев и мирян, проявляя искреннюю христианскую доброту и заботу. Батюшка до последних дней радел о судьбе нашего общего Отечества, не оставался равнодушным к происходящему на Донбассе и Украине.

9 января архимандрит Венедикт перенес сложную операцию на ноге, спустя неделю после операции всё ещё находился в реанимации, начались послеоперационные осложнения. 19 января здоровье батюшки резко ухудшилось, и нынешней ночью, на 78-м году жизни, он оставил этот бренный мир.

Краткая биография усопшего

Архимандрит Венедикт (в миру Владимир Андреевич Пеньков) родился 24 июня 1939 года в городе Москва.

В 1956 г. окончил среднюю школу г. Москвы. В 1958 г. окончил строительную школу г. Москвы.

С 1964 г. проходил обучение в Московской Духовной Семинарии и Академии.

В 1968 г. зачислен в число братии Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.В Лавре нес послушания заведующим библиотекой, помощника казначея. Был известным духовником. Впоследствии нес послушание скитоначальника Черниговского скита.

25 августа 1969 г. пострижен в мантию в честь преп. Венедикта Нурсийского (тезоименитство 27 марта).

8 октября 1969 г. рукоположен в сан иеродиакона, а 9 октября 1972 г. рупоположен в сан иеромонаха.

В 1973 г. окончил Московскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия.

С 20 января 1991 г. исполнял послушание наместника возрождающейся Введенской Оптиной пустыни, пробыв на этом послушании без малого тридцать лет.

Необходимо отметить, что Оптина пустынь в совершенно разоренном состоянии была передана Церкви в 1987 году. Приняв настоятельство, архимандрит Венедикт приложил огромные силы к восстановлению прославленной обители, пережившей мерзость запустения. Именно при нем в монастыре были отстроены храмы, колокольня, хозяйственные постройки, обретены и прославлены мощи большинства Оптинских старцев, а обитель вновь стала центром монашеской и паломнической жизни. Огромное любящее сердце настоятеля сумело объять все…

Пастырь добрый

Награды:

1985 г. - награжден палицей;

1986 г. - награжден крестом с украшениями;

1991 г. - возведен в сан архимандрита;

1995 г. - награжден правом служения с жезлом;

1980 г. - награжден медалью преп. Сергия Радонежского 1-й степени;

1987 г. - награжден орденом преп. Сергия Радонежского 3-й степени;

1995 г. - награжден орденом преп. Серафима Саровского 2-й степени.

Таким отец Венедикт запомнится нам навсегда

Оптина путынь

Оптина пустынь - один из величайших центров православия, прославленный мужской монастырь Русской православной церкви в Калужской области. Обитель обрела всемирную известность благодаря своим знаменитым старцам. С ней связаны эпизоды в жизни многих писателей и мыслителей России. Сюда приезжал незадолго до своей кончины Лев Толстой, так и не сумевший примириться с Богом. Летом 1878 года после смерти сына обитель посетил Ф. М. Достоевский. Некоторые сцены из романа «Братья Карамазовы» возникли под впечатлением этой поездки. Так, прототип старца Зосимы - старец Амвросий (преподобный Амвросий Оптинский, канонизирован в 1988 году), обитавший в то время в скиту Оптиной пустыни.

В Оптину приезжали за умиротворением, бывали в обители и многие известные личности: Жуковский, Тютчев, Аксаков, Гоголь; здесь гостили Чайковский, Чижевский и Соловьев.

Символ Оптины — трубящий Ангел,

В последний путь

Братия обители, духовные чада отца Венедикта, а также многочисленные паломники, сподобившиеся знать отца наместника, глубоко скорбят о его безвременной кончине.

Фото из архива Оптиной пустыни

Прощание с архимандритом Венедиктом сегодня с 14:00 до 5.00 завтрашнего дня на подворье Оптиной Пустыни в Москве по адресу: Новоясеневский проспект, 42. Метро Новоясеневская.

С 23 января гроб с телом архимандрита Венедикта будет находиться в Казанском храме монастыря Оптина Пустынь. Желающие проститься с батюшкой смогут это сделать до 24 января. В этот же день будут совершены его отпевание и погребение.

Автору данной публикации посчастливилось знать батюшку в течение многих лет. Мы регулярно ездили в обитель практически со дня ее открытия, часто трудились на послушаниях, и на наших глазах она расцветала: обретались мощи старцев, восстанавливались храмы. Отец Венедикт всегда был в гуще событий, но, несмотря на огромную загруженность, находил время для общения, был приветлив и внимателен к нуждам паломников.Воздохнем молитвенно, братия и сестры, о новопрставленном архимандрите Венедикте и укрепимся о Господе, потому что смерти — нет.

Братия Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, отслужив литию, молитвенно почтила память архимандрита Венедикта (Пенькова), наместника Свято-Введенской Оптиной пустыни, который отошел ко Господу сегодня, 22 января, на 79-м году жизни.
Будем вместе молиться об упокоении отца Венедикта, ведь соборная молитва помогает как в земной жизни, так и на пути к Богу, к жизни вечной, к вечной радости! И сегодня все православные, искренне верящие в Господа, знают, что нет повода к унынию и что наша Святая Церковь воспринимает земную жизнь как приуготовление к вечной.
***

Постриженик Троице-Сергиевой лавры архимандрит Венедикт был назначен наместником Оптиной пустыни в 1990-м году и прослужил братии монастыря на этом поприще более 27 лет. На время его управления обителью пришлись годы восстановления прославленного монастыря, который государство, тогда еще Советский Союз, вернуло Русской Православной Церкви в 1987 году.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил, что архимандрит Венедикт сделал многое «для восстановления былого благолепия» Оптиной пустыни, «уделяя особое внимание сохранению преемственности иноческих традиций, просвещению и нравственному воспитанию наших современников».


Все свои силы, духовный опыт, знания и таланты отец-наместник отдавал Церкви и народу Божию. Люди относились к нему с искренней любовью и почтением. Итог жизненного пути его можно подвести словами святого апостола Павла: “Подвигом добрым подвизался, течение совершил, веру сохранил, а теперь ему готовится венец правды, который даст …Господь, праведный Судья” (2 Тим. 4, 7-8).

Имя архимандрита Венедикта, наместника, строителя, духовника, будет вписано не только в летопись монастыря, но и в историю монашества в России.

Свято-Введенская Оптина пустынь потеряла любимого пастыря, насельники и монашествующие, клир и паства скорбят о почившем отце-наместнике.

Вера и молитва - дар, который все мы можем принести к Алтарю Господа Славы об упокоении новопреставленного архимандрита Венедикта. Христос-Спаситель да примет душу его в селениях праведных, “идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная”.

Царство Небесное новопреставленному архимандриту Венедикту! Вечная память!

Братия Спасо Преображенского Валаамского ставропигионального монастыря.

Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь

Дата создания: начало XV века.

История

Основание Козельской Введенской Оптиной пустыни относится к началу XV в. По преданию, обитель основал раскаявшийся разбойник по имени Опта, в иночестве - Макарий.


Всероссийская слава обители начинается с 1820-х гг., когда по благословению святителя Филарета (Амфитеатрова) в обители был устроен скит во имя Собора св. Иоанна Предтечи, в котором стали жить старцы. В лике святых почитается 14 прпп. старцев Оптинских: прп. Лев (1768-1841), прп. Макарий (1788-1860), прп. Моисей (1782-1862), прп. Антоний (1795-1865), прп. Иларион (1805-73), прп. Амвросий (1812-91), прп. Анатолий (Зерцалов) (1824-94), прп. Исаакий I (1810-94), прп. Иосиф (1837-1911), прп. Варсонофий (1845-1913), прп. Анатолий (Младший) (1855-1922), прп. Нектарий (1853-1928), прп. Никон, исповедник (1888-1931), прп. Исаакий II, сщмч. (1865-1938).

В феврале 1918 г. монастырь был закрыт, монахи изгнаны, многие из них арестованы, сосланы, погибли в лагерях. 17 ноября 1987 г. Оптина пустынь была возвращена Русской Православной Церкви.

Храмы

В настоящее время в Оптиной пустыни действуют 7 храмов: Введенский, Владимирский и Казанский на территории монастыря; храм во имя Илариона Великого у ворот обители; храм во имя Иоанна Предтечи в скиту. Заново возведен на месте разрушенного храм в честь Владимирской иконы Божией Матери. В 2000 г. на территории подсобного хозяйства был построен храм в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов».

В 1990-2018 гг. наместником обители был архимандрит Венедикт (Пеньков) (+2018 год).

НАМЕСТНИК МОНАСТЫРЯ ОПТИНА ПУСТЫНЬ АРХИМАНДРИТ ВЕНЕДИКТ (ПЕНЬКОВ)

Родился 24 июня 1939 г. в городе Москве в семье рабочих.

В 1956 г. окончил среднюю школу г. Москвы. В 1958 г. окончил строительную школу г. Москвы.

В 1964–1973 гг. - окончил Московскую Духовную Семинарию, затем Академию.

В 1968 г. был зачислен в число братии Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Нес послушания: заведующим библиотекой, второго помощника казначея, на клиросе, духовника мирян, скитоначальника Черниговского скита.

25 августа 1969 г. пострижен в мантию в честь преп. Венедикта Нурсийского (тезоименитство 27 марта)

1985 г. - палица

1986 г. - Крест с украшением

1991 г. - сан архимандрита

1995 г. - право служения с жезлом

1980 г. - медаль преп. Сергия Радонежского 1-й степени

1987 г. - орден преп. Сергия Радонежского 3-й степени

1995 г. - орден преп. Серафима Саровского 2-й степени