С момента своего основания Санкт-Петербург стал городом «веротерпимым», еще при Петре I здесь возводились храмы для иностранных общин.

Собрания общины шведско-финской начали проводиться с 1703 года в частном доме пастором Яковом Мейделином. В 1734 году община получила в дар участок земли в районе современного Невского проспекта, где был построен молитвенный дом.
В 1745 году общины разделились и шведы построили на соседнем участке собственную церковь, а молитвенный дом полностью перешел в распоряжение прихожан финнов. Со временем деревянный молитвенный дом обветшал и на его месте была построена каменная Реформаторская финская церковь Св. Марии.
Строительство велось с 1803 по 1805 годы по проекту архитектора Г.-Х. Паульсена (ученика Ю.М. Фельтена). Церковь осветили 24 декабря 1805 года. Главный западный фасад храма обращен на улицу Большую Конюшенную. Его украшает колонный портик,завершенный треугольным фронтоном. Венчает церковь небольшой сферический купол.
Портик фасада фланкируют ниши в которых первоначально были установлены скульптуры апостолов Петра и Павла. Затем их заменили вазы, стоявшие ранее на парапете. Здание Мариинской церкви органично вписалось в застройку улицы, а так же оно замкнуло перспективу Волынского переулка.

Во второй половине XIXвека некоторые изменения в облик фасадов и интерьеров были внесены архитектором К.К.Андерсеном, а позднее архитектором Л.Н.Бенуа.
Приходу так же принадлежала часовня на финском участке Митрофаниевского кладбища и молитвенный дом в Лахте. Мариинская церковь всегда оставалась культурно религиозным центром многочисленной финской общины в Петербурге.
Финны в Петербурге делились на две группы: финляндцев из автономного Великого княжества Финляндского и ингерманландцев –«чухон» , которые принадлежали к коренному населению Приневских земель. В Петербурге к 1881 году проживало финнов более, чем в Турку - около 20000 человек. Женщины работали прачками, прислугой, кухарками, няньками. Мужчины - рабочими на фабриках, сапожниками, портными, трубочистами и легковыми извозчиками. Чухонцы приезжали из губернии, откуда привозили для продажи овощи, сено, дрова и пр.
Элиту финляндцев составляли финские шведы, которые по социальному статусу стояли выше. Это были ремесленники, в том числе ювелиры, которых нанимал Фаберже. Они приезжали как подмастерья, обучались и, скопив денег часто возвращались на родину. Именно эти финны, включая пасторов, составляли ядро колонии, которая объединилась вокруг Мариинской церкви на Большой Конюшенной. Община была выразителем интересов всей колонии. В 1844 году при ней открылась начальная финская школа.
Столичные финны были консервативны и религиозны, но революционная болезнь не миновала и их. Через финскую таможню в Белоострове эсеры и социалисты привозили в Петербург оружие, деньги, революционную литературу. После гражданской войны большевики благоволили к ингерманландцам, финляндцы были репатриированы. С середины 1930–х положение ухудшилось. Закрывались школы и церкви. В 1938 году была закрыта и Мариинская церковь на Большой Конюшенной. С 1970 в здании храма открылся «Дом природы». В 1979 году в Ленинграде проживало всего 3000 финнов, из них три четверти понимало по фински.

Возрождение финской общины началось в конце XX века при щедрой поддержке Финляндии. В 1988 году возникло общество «Инкерин лиитто» (Ингерманландский союз).

В 1990 году Мариинская церковь была возвращена финской общине, проводилась серьезная реставрация здания.

Церковь вновь осветили 19 мая 2002 года в присутствии президента Финляндии Тарья Халонена. Сегодня храм является центром самостоятельной Евангелическо- лютеранской церкви Ингрии. Здесь проводятся службы, а так же фольклорные праздники и концерты.

Составитель статьи:Паршина Елена Александровна.Использованная литература:Антонов В.В.Петербург неизвестный,забытый,знакомый.ЗАО Центрполиграф.,М.,2007; Лисовский В.Г.Архитектура Петербурга,Три века истории.Славия.,СПб.,2004 ; Павлов А.П.Храмы Санкт-Петербурга.Лениздат.,СПб.,2007

© Е. А. Паршина, 2010

Над средневековыми крышами старого Толедо возвышается Кафедральный собор Святой Марии - воплощение силы и могущества католической веры. Посетите музеи собора, особенно интересны картинная галерея и комната мантий священников.

Собор Святой Марии Толедской (Catedral Primada Santa María de Toledo) или его еще называют Толедский собор (Catedral de Toledo) – это один из главных католических храмов Испании, резиденция епископа Толедского. С какого времени ведет свою историю первый христианский храм Толедо? Точно не установлено. Об этом нет летописных упоминаний. Считается, что он был построен на месте явления Богородицы святому покровителю города – Идельфонсу.

История строительства собора

Первую церковь на этом месте построили римляне. В V-VI вв. ее перестроили вестготы и назвали в честь Святой Марии. Позже арабы снесли христианскую церковь и на ее фундаменте возвели Соборную мечеть.

В 1085 году строение вновь перешло в руки христиан, но вскоре его снова снесли. Только в 1226 году, по указу Фернандо III, было начато строительство Кафедрального собора.

Собор Святой Марии возводился более двух веков: с 1226 по 1493 гг. Разработал проект храма архитектор Мартинер, а руководил первыми этапами работ Петрус Петри. В XIV веке Родриго Альфонсо занимался обустройством внутреннего двора; в 1418 году Алвар Мартинес строил западный фасад. В 1460 году зодчий Педро де Алала приступил к завершающему этапу строительства.

Здание изначально планировали возводить в готическом французском стиле, но работы слишком затянулись. Уже в процессе строительства храм приобрел черты испанской готики с присутствием черт мудехара. Мавританское влияние ощущается в многолопастных и подковообразных арках. Своей близостью к зальному типу собор напоминает мечеть.

Толедский собор — это один из шести крупнейших христианских храмов Европы и одно из высочайших зданий . Грандиозный собор взметнулся на 44 метра. Высота Северной башни — 90 метров. На ней установлен колокол «Кампанья-Горда» (1753 г.) весом 17 т.

В 1986 году Кафедральный собор был признан объектом исторического наследия и занесен в реестр ЮНЕСКО.

Главный фасад, фото viajeblogevasion

Главный фасад Толедского собора обращен к площади Аютамьенто. На нем три готических портала: Ада, Прощения и Страшного Суда. Все порталы украшены скульптурным декором библейской тематики. Фасад был реконструирован в 1787 году зодчим Эухенио Дуранго.

Северный фасад

Портал Часов (Puerta del reloj), фото viajeblogevasion

Портал Часов — это северный вход в собор. На фронтоне над воротами изображены сцены жития Иисуса и Богоматери (работы Хуана Алемана). Над ними, в верхней части тимпана, можно увидеть сцену успения Богородицы. Фасад был создан в XIII веке, а часы на нем установлены с XVI века.

Южный фасад

Самый современный портал носит название Портала львов. Он был создан в XVI веке и находится на Южном фасаде. Фасад украшен богатой каменной резьбой. Львов можно увидеть на верхушках колонн у самого входа.

Клуатр, фото viajeblogevasion

Галереи клуатра (открытого двора) перекрыты готическими сводами. На стенах сохранились фрески, изображающие сцены из жизни святых Эладия, Евгения, Касильды (работа Байе), и две фрески кисти Маэльи о мученичестве Леокадии и Святого Дациана.

Внутреннее убранство

Толедский собор славится своим богатым внутренним убранством. Площадь основного зала составляет больше 7000 м². В церкви пять нефов (включая поперечный трансепт). Своды храма поддерживают массивные колонны. Вдоль внутренних нефов тянутся огромные витражи. В здании семьсот витражных окон, через которые внутрь проникают разноцветные солнечные лучи. Для увеличения освещенности в XVIII веке мастером Нарсисо Томэ было создано огромное прозрачное барочное окно — Транспаренте.

Главный зал храма заканчивается просторной апсидой. Вдоль всех стен протянулись часовни с красивейшим и многообразным декором.

Главная капелла

Стены Главной капеллы богато украшены резьбой. В левой части расположена усыпальница кардинала Педро Мендосы в стиле испанского Ренессанса. Здесь же в часовне похоронены кастильские короли — Санчо III, Санчо IV, Альфонсо VII Император. Ажурная решетка закрывает вход в капеллу.

Позднеготическое ретабло (алтарь) Главной капеллы, созданное в 1498-1504 гг., — жемчужина собора. Выполнено оно из позолоченного дерева. Состоит из 7 вертикальных частей. Центральная часть находится над дарохранительницей. Ретабло украшено скульптурами святых и сценами на евангельские сюжеты.

Под алтарем находится небольшая крипта с часовней.

Хоры, фото santiago sanz romero

В центральной части главного нефа расположены хоры. Здесь заседал епископский Совет, состоящий примерно из 140 церковных служителей. Хоры поделены на 2 яруса и украшены скульптурами, орнаментами и рельефами. На хорах установлены два органа. Резные скамьи с изображениями библейских сцен и исторических сражений изготовлены в ренессансном стиле. Над убранством хор трудились мастера: Родриго де Алеман, Фелипе Бигарни и Алонсо Берругете. Хоры защищены решеткой в стиле платереско (1548 г.)

Капелла Святого Причастия

Еще ее называют капеллой Девы Марии Старинной, т.к. алтарь венчает статуя Девы Марии из дерева (ХII в.), стоящая на позолоченном троне.

Часовня Святого Ильдефонса

Самая примечательная из капелл собора — часовня Святого Ильдефонса. В ней погребен архиепископ и кардинал Хиль Альварес де Альборнос. Саркофаг его стоит на шести фигурах львов, он окружен двадцатью двумя статуями святых. На мраморном ретабло (XVIII в.) изображено явление Девы Марии Святому Ильдефонсу (работа знаменитого Вентуры Родригеса).

Другие часовни

Капелла Новых Королей (1531-1534 гг.) была построена как усыпальница королей.
Капелла Сантьяго (1435-1440 гг.) — усыпальница рода де Луна со звездчатым сводом и позолоченным золотым алтарем.
Капелла Транспаренте (1729-1732 гг.) уникальна способом освещения.
В Мосарабской капелле совершаются богослужения по вестготскому и испанскому (мосарабскому) обряду.
Главная ценность капеллы Сан-Блас — фрески.

Ризница, фото Jose Luiz

В ризнице храма устроена картинная галерея, где можно увидеть полотно Эль Греко «Эсполио» и ряд работ Тициана, Веласкеса, Ван Дейка и Гойи. Выставлены здесь и другие произведения искусства, старинные культовые предметы и церковные облачения, украшенные драгоценными камнями.

Сокровищница находится под главной башней собора. В этом месте планировалось устроить фамильную усыпальницу. Но позднее организовали сокровищницу, где разместили ювелирные изделия, подаренные храму. В экспозицию включена 2,5-метровая дароносица. На самом деле их 2. Золотая дароносица с драгоценными камнями и жемчугом Изабеллы Католической, древняя весом 17 кг, помещена в центр серебряной (позже позолоченной) большой дарохранительницы (160 кг).

Храм сегодня является действующим. В нем проводятся богослужения. В это время вход в Кафедральный собор бесплатный. В другое время храм работает как музей.

Часы работы музея

ПН-СБ: 10:30-18:00;
ВС: 14:00-18:30.

Входной комплексный билет — €12,50.

Как я экономлю на отелях?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

Ну что, продолжим наши прогулки по летнему Санкт-Петербургу? Сегодня мы побываем на красивой Исаакиевской площади со знаменитым собором и посетим финскую церковь Святой Марии на Большой Конюшенной улице. И, как всегда, покажу интересные городские детали, встречавшиеся мне на пути.

Итак, гуляем по Питеру…

В тот день 31 июля 2016 года самым главным впечатлением для меня был , который я смотрела, стоя вооон на тех ступеньках дома № 20 по Английской набережной:

Ну, и куда же в Питере без советского прошлого! Поэтому на здании я нашла и вот такую мемориальную табличку:

Парад закончился, и я отправилась гулять по городу, но тут начался ливень, который пугал чёрными тучами ещё с самого раннего утра. Поэтому я спряталась в подземном переходе и обнаружила там вот такой памятный уголок:

Оказывается, на месте Конногвардейского бульвара когда-то проходил канал, по которому возили строевой лес из складов Новой Голландии на Адмиралтейскую верфь. Теперь я знаю, что в городе на Неве и подземные переходы с историей)))

Дождь был сильный, но недолгий, и вот я снова на улицах города. На этот раз ноги принесли меня на Исаакиевскую площадь с расположенным на ней одноимённым собором:

Здание собора огромно – общая высота 101,5 м, площадь – более 1 га.
Все четыре фасада собора украшены колонными портиками. Всего колонн 48:

Эти грандиозные колонны высечены из выборгского гранита «рапакиви». Их подвозили по Неве, а затем на платформах с чугунными шарами катили по лоткам из толстых досок к стройке.
А установка колонн собора так и вообще считается одним из выдающихся достижений русских строителей - 128 рабочих при помощи специальных лесов и кабестанов (специальных лебёдок) устанавливали одну колонну за 45 минут:

Барабан центрального купола также окружают 72 монолитные гранитные колонны весом от 64 до 114 тонн:

Внутреннее убранство Исаакия роскошно, так как для украшения была подобрана изумительная гамма разноцветных камней – русский, итальянский и французский цветной мрамор, уральский малахит и лазурит. Я уже посещала собор годом ранее, поэтому в этот раз решила просто полюбоваться его не менее красивым фасадом:

Расскажу ещё немного об историческом прошлом собора.
В мае 1858 года собор торжественно освятили, и он стал главным кафедральным храмом столицы.

За работу государь пожаловал архитектору Огюсту Монферрану золотую медаль с бриллиантами и 40 000 рублей серебром. Через месяц Монферран скончался. В своём завещании архитектор просил похоронить его под полом собора, но так как он не был православным, то гроб с его телом лишь обнесли вокруг собора, а отпевали Монферрана в на Невском проспекте. Я рассказывала об этой церкви в отдельном посте.
После отпевания вдова архитектора увезла его тело во Францию, где его и похоронили.
В 1931 году в соборе устроили Антирелигиозный музей.
Во время блокады в подвалах собора хранились ценности, перевезённые туда из пригородных царских дворцов – Пушкина, Павловска, Петродворца, Гатчины и Ломоносова.

Об Исаакиевском соборе поговорили, теперь настало время осмотреться по сторонам.
Современная Исаакиевская площадь образовалась из слияния двух старинных площадей – Исаакиевской и Мариинской. Название Мариинской площади дал стоящий на другом берегу Мойки Мариинский дворец. Виднеется на фото на заднем плане:

До 1839 года в здании, стоявшем на этом месте, располагалась Школа гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, в ней учился Лермонтов. В 1839-1844 годах архитектор-эклектик Андрей Штакеншнейдер перестроил его для великой княжны Марии Николаевны, дочери Николая I, после чего дворец стал называться Мариинским.
С 1884 года во дворце заседал Государственный совет. В 1907-м архитектор Леонтий Бенуа превратил двухъярусный зимний сад в зал заседаний. В 1917 году в Мариинском дворце работало Временное правительство. В годы первых пятилеток дворец был отдан Промышленной академии им. Сталина (Промакадемии). Сейчас во дворце заседает городское Законодательное собрание.
В 1859 году площадь между дворцом и собором украсил памятник Николаю I работы Петра Клодта и Огюста Монферрана:

Есть ещё одно примечательное здание на углу площади. В 1807 году Джакомо Кваренги возвёл на левом берегу расположенного там тогда канала здание Конногвардейского полкового манежа.
Перед портиком манежа стоят статуи юношей, укрощающих коней, - это копии знаменитых античных статуй, украшающих Квиринальский дворец в Риме:

Статуи изображают Диоскуров, сыновей Зевса – близнецов Кастора и Поллукса, они считались покровителями воинов, всадников и моряков.
Сегодня Манеж используется в качестве выставочного зала:

После прогулки по Исаакиевской площади я отправилась на Большую Конюшенную улицу, чтобы наконец-то попасть внутрь небольшой финской церкви, расположенной там:

В один из предыдущих дней мне это не удалось, потому что на входной двери висел лист бумаги с надписью: «Не входить! Не стучать! Идёт запись!!!». Поэтому, потоптавшись возле входа и сделав несколько снимков здания церкви, я решила вернуться сюда в другой день:

Я расскажу об истории возникновения финской церкви на этом месте, сопровождая рассказ снимками деталей интерьера и экспонатами с выставки рукодельных работ, которая в то время проходила в церкви.
В 1734 году императрица Анна Иоанновна подарила шведско-финской общине Санкт-Петербурга участок на Большой Конюшенной улице, на котором была построена первая деревянная кирха, освящённая 19 мая того же года в честь Святой Анны.
В 1745 году шведско-финская община разделилась, однако богослужения совершались в общей церкви.

В 1767 году кирха перешла во владение финской общины.
В 1803 году финская община начала строительство новой каменной церкви на 2400 мест.
12 декабря 1805 года, в день рождения императора Александра I, храм освятили в честь Святой Марии, тезоимённой его матери, вдовствующей императрице Марии Фёдоровне.
Ну, а потом пришла Советская власть, и в 1938 году кирха Святой Марии была закрыта, а её здание передано Эрмитажу.

В 1940 году здание было перестроено под общежитие строительного управления, а с 1970 года в здании церкви находился «Дом природы».
В 1990 году усилиями пастора Арво Сурво был возрождён и вновь зарегистрирован лютеранский приход Святой Марии, которому сначала выделили лишь несколько помещений в здании церкви.
Борьба прихожан за полное возвращение здания увенчалась успехом лишь в 1994 году. После этого начался сбор средств на реставрацию.

В 1999 году под руководством Центра зарубежной помощи Церкви Финляндии, при поддержке финских приходов и под контролем Музейного ведомства Санкт-Петербурга начали проводить реставрацию церкви. Здание церкви Святой Марии было восстановлено исключительно благодаря пожертвованиям лютеран Финляндии, которые собрали для этой цели почти 20 млн. финских марок.

Церковь была повторно освящена в мае 2002 года в присутствии архиепископа Евангелическо-Лютеранской церкви Финляндии Юкки Паарма, президента Финляндии Тарьи Халонен и губернатора Санкт-Петербурга Владимира Яковлева.

В сентябре 2002 года по решению церковного правления кирха Святой Марии стала епископальной церковью, что соответствует кафедральному собору.

И на снимке внизу расписание богослужений. Вдруг кому захочется поприсутствовать:

В церкви я пробыла совсем немного, так как там проходила подготовка к какому-то мероприятию, и было не совсем удобно фотографировать. Да и сам по себе храм очень небольшой и с минимальными украшениями интерьера. Это ведь лютеранская церковь, а они чаще всего очень аскетичны в плане декорирования.

В общем, после пищи духовной мне захотелось хлеба, а точнее, известных местных пышек. Но в знаменитую Пышечную на Большой Конюшенной была огромная очередь. Кстати, в этом здании в 18-м веке располагалась Французская реформаторская церковь:

Ну, а я в следующий раз покажу ещё пару интересных церквей Санкт-Петербурга – шведскую Святой Екатерины и немецкую Святых Петра и Павла.
Так что, до встречи в Питере!

Постоянный адрес моих фото-отчетов обо всех поездках здесь:

Лютеранская церковь Святой Марии - действующий храм Евангелическо-лютеранской Церкви Ингрии в Санкт-Петербурге. Находится в центре города, на улице Большая Конюшенная. Памятник архитектуры начала XIX в.

Евангелическо-лютеранский приход на территории современного Санкт-Петербурга известен с 1630-х гг., когда на берегах Невы существовал шведский город Ниен (крепость "Ниеншанц"). Когда по итогам Северной войны (1700 - 1721) Российская Империя получила выход в Балтийское море, а столицей России стал Санкт-Петербург, основанный в 1703 г., часть шведских жителей бывшего Ниена были переселены в Санкт-Петербург, и приход собирался в частном доме.

В 1734 г. приходу императрицей Анной Иоанновной было подарено место на улице Большой Конюшенной, где была сооружена деревянная кирха. Храм был освящен во имя Святой Анны, бабушки Иисуса Христа (богопраматери). В 1745 г. произошел раскол шведско-финской общины, а в 1767 г. церковь перешла финской общине.

Современный каменный храм был построен в период с 1803 - 1805 гг. Автор проекта - русский архитектор немецкого происхождения Готлиб Христиан Паульсен. Архитектурный стиль храма - классицизм. Новый храм был освящен во имя Святой девы Марии, в честь императрицы Марии Фёдоровны, матери Александра I, в день рождения которого освящали храм.

В ведении церкви находилось несколько сиротских приютов, часовня на лютеранском участке Митрофаниевского кладбища, а так же лютеранская кирха Святой Марии в Лахте.

Храм был закрыт в 1938 г. советской властью. Здание было передано в ведение Государственного Эрмитажа. А в 1940 г. здание было перестроено и здесь разместили общежитие. С 1970 г. здесь размещался "Дом природы".

В 1990 г. в городе был вновь зарегистрирован евангелическо-лютеранский приход. В 1994 г. здание церкви было передано в его ведение, и началась реставрация. В 2002 г. храм был освящен в присутствии президента Финляндии и губернатора Санкт-Петербурга.

Церковь Святой Марии – исторический приход Пиетари Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии. Один из старейших храмов города, построенный в начале XIX века. Финская Церковь Святой Марии — памятник архитектуры регионального значения. Здесь регулярно проходят концерты классической музыки.

История храма

За 500 лет до того, как Петр I основал Петербург, в шведском городе Ниен была построена лютеранская церковь. Северная война разрушила город, и многие шведы стали переселяться в новое поселение. С 1703 году собрания для лютеранской общины начал проводить пастор Якоб Майделин. Люди собирались в обычном жилом доме.

Через 30 лет количество желающих послушать проповеди превысило 1 500 человек. Императрица Анна Иоанновна подарила общине участок на Большой Конюшенной улице . Там был построен первый деревянный храм, который освятили 19 мая 1734 года в честь Святой Анны. Здание было небольшим, а убранство скромным. Долгое время он был единственным финским храмом.

Финская община росла, и в 1803 году началось строительство новой каменной церкви на 2 400 мест

12 декабря 1805 года церковь освятили в честь Богородицы. Началась новая, местами трагичная, история.

На попечительстве прихода Святой Марии находились :

  • дома сирот
  • приют для бедных
  • касса взаимопомощи
  • общеобразовательные школы
  • часовня на Митрофаньевском кладбище
  • молитвенный дом Святой Марии в Лахте

В 1918 году на церковь начались гонения. Власти отобрали все социальные сооружения и за здание храма назначили арендную плату. В 1938 году пастор Церкви Святой Марии был расстрелян, здание закрыли и передали Эрмитажу . Но прихожане продолжали собираться тайно и сохранили традиции.

В 1940 году церковь перестроили под общежитие для рабочих

С 1970 года в здании находился «Дом природы» . Здесь проводились выставки животных, насекомых и мероприятия по природоохранной деятельности.

В 1990 году, благодаря усилиям пастора Арво Сурво, появилась возможность снова проводить богослужения. Сначала они проходили на ступенях храма, а потом в маленькой комнате на верхнем этаже здания.

К середине 90-х годов Приход Святой Марии вернули прихожанам . Центр зарубежной помощи Финляндии и Музейное ведомство Санкт-Петербурга начали проводить масштабную реставрацию церкви. Лютеране из Финляндии собрали почти 7 млн. рублей пожертвований.

В сентябре 2002 года Церковь Святой Марии стала епископальной церковью, что соответствует кафедральному собору

В 2010 году в церкви установили барочный духовой орган , который сопровождает все службы.

Сейчас в Церкви Святой Марии проводятся богослужения , мессы и проповеди на двух языках: русском и финском.

В храме проходят:

  • библейский час для прихожан
  • воскресная школа для детей
  • собрания для молодежи
  • концерты духовной музыки для всех желающих

Настоятель церкви — главный секретарь Церкви Ингрии пастор Михаил Иванов

Архитектура

Приход Святой Мариипостроили по проекту архитектора Г. Х. Хаульсена в классическом стиле. С начала XIX века внешний вид здания почти не изменился . Церковь Святой Марии — это прямоугольное здание, увенчанное куполом на барабане. Главный западный фасад храма, украшенный портиком из четырёх колонн тосканского ордера, выходит на Большую Конюшенную улицу. Отдельные части композиции — это вазы и треугольный фонтан.

В 1871 году архитектор К. К. Андерсон провел небольшую перестройку. Количество прихожан росло, и необходимо было увеличить вместимость церкви. Это сделали за счет сооружения вторых хоров на чугунных столбах внутри здания. Для свободного передвижения окна главного фасада переделали в двери.

Реставрация 1999 года по проекту С. И. Иванова и Э. Лонка вернула храму первоначальный вид. Но были внесены изменения. Массивный алтарь заменили на более легкий, оставив только алтарную решетку.

Церковный интерьер

Приход Святой Марии уютный и светлый. Внутри все лаконично – белые стены, потолок, деревянная крашеная мебель, яркие люстры, звуковое оборудование. Из религиозной атрибутики, как во многих лютеранских церквях, только алтарь.

Алтарная картина в Церкви Святой Марии создана по проекту художника Альберта Степанова

Церковный орган имеет 27 регистров и около 1 500 труб. Каждую неделю в храме проводятся органные вечера , концерты классической и религиозной музыки. Выступают российские, зарубежные исполнители, играют симфонические оркестры, поют хоры, приезжают детские коллективы. Все это за символические пожертвования. Вход открыт для всех. Иногда посетителей больше 700 .

Перед каждым концертом в церкви проходит проповедь

Режим работы и расписание богослужений 2019

  • Понедельник, вторник с 10:00 до 20:00
  • Среда с 10:00 до 22:30
  • Четверг, пятница, суббота, воскресенье с 10:00 до 20:00

Расписание богослужений можно посмотреть на официальном сайте прихода

Пастор Аннекирхе утверждал, что в церкви на Конюшенной стоит уникальный инструмент.
Нужно сходить и проверить звук на ламповость.