ДЖАФАР ИБН АБУ ТАЛИБ Я увидел Джаафара в Раю с крыльями, обагрёнными кровью...” (Священный хадис) В роду Абд Манафа было пять мужчин, чрезвычайно похожих на посланника Аллаха, мир ему и благословения Аллаха. Это сходство было настолько поразительным, что люди со слабым зрением часто путали Пророка с этими мужчинами. Не сомневаюсь, что тебе, о мой читатель, хотелось бы узнать, кто же были эти пятеро, так похожие на пророка Аллаха. Давайте же познакомимся с ними поближе. Вот эти люди: Абу Суфйан Ибн аль-Харис Ибн Абдель Мутталиб, который был сыном дяди посланника Аллаха и его молочным братом. Вторым был Кусам Ибн аль-Аббас Ибн Абдель Мутталиб, также сын дяди Пророка. Третьим был дед имама аш-Шафии ас-Саиб Ибн Убайд Ибн Абд Йазид Ибн Хашим. Четвёртым был аль-Хасан Ибн Али, сын дочери посланника Аллаха и его внук. Пятым же был Джаафар Ибн Абу Талиб, брат вождя правоверных Али Ибн Абу Талиба. Так давай же, о мой читатель, я поведаю тебе о некоторых ярких событиях в жизни Джаафара. Несмотря на свою знатность в племени курайшитов и высокое положение среди них, Абу Талиб был бедным и многодетным человеком. Положение ёще больше ухудшилось из-за сильнейшей засухи, постигшей курайшитов в тот год. Посевы погибли, произошёл падёж скота, и люди были вынуждены глодать высохшие кости. Среди хашимитов самыми богатыми людьми в то время были Мухаммад Ибн Абдулла и его дядя аль-Аббас. Как-то Мухаммад сказал аль-Аббасу: "О дядя! У твоего брата Абу Талиба большая семья, а из-за засухи и отсутствия дождей начался голод среди людей. Давай поедем к нему и немного облегчим его существование: я возьму одного из его сыновей, а ты другого, и выкормим их. Тем самым мы уменьшим количество ртов в его семье”. Аль-Аббас сказал: "Ты призвал к добру и настоял на благотворительности”. Затем они отправились к Абу Талибу и, придя к нему, сказали: "Мы хотим немного облегчить твоё тяжкое бремя содержания такой большой семьи и уменьшить беду, постигшую людей”. Абу-Талиб сказал им: "Если вы оставите мне Акила, то делайте, как считаете нужным...” Мухаммад взял в свою семью Али, а аль-Аббас Джаафара. Когда Али жил у Мухаммада, Аллах ниспослал ему истинную и праведную религию, и он стал первым юношей, уверовавшим в Ислам. Джаафар продолжал жить в доме своего дяди аль-Аббаса, пока не возмужал, принял исламскую веру и стал самостоятельным человеком. С самого начала Джаафар Ибн Абу Талиб и его жена Асма, дочь Умайса, стали искренними приверженцами светлого пути истины. Они приняли исламскую веру у Правдивого ещё до того, как посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, вступил в дом аль-Аркама. Хашимитский юноша и его молодая жена сполна испытали на себе, как и все первые мусульмане, гонения и преследования со стороны курайшитов. Однако они стойко перенесли все обиды, поскольку твёрдо знали, что путь в Рай тернист, мучителен и чрезвычайно сложен. Но особенно отравляло их существование, а также жизнь их братьев в Аллахе то, что курайшиты не позволяли им совершать религиозные обряды Ислама и наслаждаться истинным поклонением, следя буквально за каждым их шагом. В подобной ситуации Джаафар Ибн Абу Талиб попросил у посланника Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, позволения переселиться вместе с женой и группой сподвижников в Эфиопию. Пророк разрешил им сделать это, хотя ему было грустно расставаться с ними. Разумеется, Джаафару было очень нелегко убеждать чистых и невинных людей покинуть свою родину, обжитые дома, где прошли их детство и юность, единственная вина которых состояла в том, что они сказали: "Наш Господь - Аллах”. Вместе с тем, у Пророка, мир ему и благословения Аллаха, не было силы и могущества, чтобы уберечь людей от козней курайшитов. Во главе с Джаафаром Ибн Абу Талибом первые мусульманские переселенцы прибыли на землю Эфиопии, где и обосновались под опекой и защитой справедливого и праведного эфиопского негуса. Впервые с тех пор, как эти люди приняли Ислам, они обрели чувство безопасности и испытали наслаждение истинного поклонения, когда никто и ничто не омрачало чистоту их подлинного счастья. Как только курайшитам стало известно, что группа мусульман переселилась в Эфиопию, царь которой гарантировал защиту их религии и свободу вероисповедания, они начали вынашивать планы убийства мусульман или их насилъного возвращения с целью посадить в тюрьму. Но давайте дадим здесь слово Умм Саламе, чтобы она всё рассказала сама, будучи очевидцем этих событий. Итак, Умм Салама, которая стала одной из жён Пророка, мир ему и благословения Аллаха, рассказала следующее: "Вступив на землю Эфиопии, мы обрели добрых соседей и подлинную безопасность для нашей религии. Мы смогли свободно поклоняться Господу нашему, Всевышнему Аллаху, не опасаясь вреда со стороны кого бы то ни было или чьих-то злых высказываний. Когда об этом стало известно курайшитам, они задумали недоброе против нас и послали к негусу двух своих сильных людей: Амру Ибн аль-Аса и Абдаллу Ибн Абу Рабиа. Вместе с ними курайшиты направили богатые дары для негуса и его епископов из того, чем славилась земля Хиджаза. При этом посланцам было сказано, чтобы они одарили каждого епископа, прежде чем начнут обсуждать наш вопрос с царём Эфиопии”. По прибытии в Эфиопию посланцы курайшитов встретились с епископами и одарили каждого из них, никого не забыв. При этом каждому епископу было сказано следующее: "На земле царя Эфиопии поселилась группа наших юных глупцов, отвергнувших религию своих отцов и дедов, а также внёсших раскол в свою нацию. Когда мы скажем об этом царю, подскажите ему, чтобы он выдал их нам, ничего не спрашивая об их религии. Вожди их народа хорошо знают их и осведомлены об их вероубеждении. - Да... - ответили епископы. Умм Салама продолжала свой рассказ: "Для Амру и его компаньона не было ничего ненавистнее и неприятнее, чем видеть, как негус приглашает кого-нибудь из нас и выслушивает его”. После этого оба посланца курайшитов пришли к негусу и преподнесли ему богатые дары, которым он очень обрадовался, и пришёл в восхищение. Затем посланцы сказали ему: - О царь Эфиопии, в твоём царстве нашла убежище кучка отщепенцев из нашего народа. Они исповедуют религию, которая неизвестна ни нам, ни вам. Эти люди отвергли нашу религию и не приняли вашу. Нас послали к тебе вожди и руководители их народа, чтобы ты выдворил их обратно. Нашим мудрецам хорошо известно, какую смуту они творят. Негус посмотрел на своих епископов, которые сказали: - Истинно так, о царь... Их народ лучше знает их, а также то, что они сотворили. Выдай им этих людей, и пусть они сами с ними разбираются. Царь сильно разгневался, услышав такие речи своих епископов и сказал: - Но нет, клянусь Господом, я никому не выдам этих людей, пока не призову их к себе и не расспрошу их о том, что им приписывают. Если они такие, как говорят эти люди, то я отдам им их. Если же дело обстоит иначе, то я защищу их и буду жить с ними в мире, пока им нужна будет моя защита. Умм Салама продолжала: "Затем негус послал за нами, чтобы мы прибыли для встречи с ним. Прежде чем отправиться к негусу, мы собрались посовещаться. Некоторые сказали: "Царь начнёт расспрашивать вас о вашей религии, поэтому говорите откровенно о том, во что веруете. Пусть от имени вас всех говорит Джаафар Ибн Абу Талиб, а другие молчат”. После этого мы отправились к негусу, который позвал также своих епископов. В своих зелёных рясах и клобуках они расселись справа и слева от царя, разложив вокруг себя свои книги. У царя находились также Амру Ибн аль-Ас и Абдулла Ибн Абу Рабиа. Когда все приготовились, негус обратился к нам: - Что же это за религия, которую вы себе придумали и из-за этого отказались от религии вашего народа? Почему вы не приняли мою религию или любую другую из существующих религий? Вперёд выступил Джаафар Ибн Абу Талиб и сказал: "О царь, мы были невежественным народом, поклонялись идолам, ели мертвечину, творили грехи, не поддерживали родственных связей, не уважали соседей, а сильный из нас уничтожал слабого. В таком состоянии мы и пребывали до того как Аллах ниспослал нам Своего посланника из нашей среды, честность, правдивость и целомудрие которого нам хорошо известны... Он призвал нас к Аллаху, единобожию и поклонению только Ему Одному, а также к отказу от поклонения камням и идолам, которым ранее поклонялись мы и наши отцы... Он повелел нам всегда говорить правду, быть честными, поддерживать родственные связи и добрые отношения с соседями, не совершать недозволенных действий и не проливать напрасно кровь. Он запретил нам непристойности, говорить ложь, отбирать деньги у сирот и порочить целомудренных женщин. Он повелел нам поклоняться Одному Аллаху, ничего не приобщая к Нему, совершать Намаз, выплачивать закят и поститься в месяц Рамадан... Мы поверили ему, уверовали в него и последовали за ним в том, с чем он пришёл от Аллаха. Мы позволяли себе то, что нам было дозволено, и не разрешали того, что нам было запрещено. А наш же народ, о царь, отнёсся к нам враждебно и подверг нас тягчайшим испытаниям, чтобы мы отказались от нашей религии и вернулись к поклонению идолам... Когда они обошлись с нами так несправедливо, всячески притесняя нас, творя беззаконие, препятствуя нам исповедовать нашу религию, мы переселились в твою страну, отдав тебе предпочтение среди других властителей, надеясь жить в добрососедстве с тобой, не подвергаясь несправедливости с твоей стороны”. Умм Салама продолжала: "Обратившись к Джаафару Ибн Абу Талибу, негус спросил: "Имеешь ли ты с собой что-нибудь из того, с чем ваш Пророк пришёл от Аллаха?” "Да” - ответил Джаафар. "Тогда прочти мне что-нибудь”, - попросил царь. Джаафар прочитал: "Каф, Ха, Йа, Айн, Сад. Сие есть повествование о милости, оказанной твоим Владыкой слуге Его, Закарии, когда он воззвал к Владыке своему втайне. Он сказал: "Владыка мой, ослабли кости мои, и голова моя блещет сединой, но никогда, Владыка мой, не был лишён благословения мой Намаз к Тебе”. (Марйам, 1-4). И далее он закончил вступительную часть этой суры”. Умм Салама продолжала свой рассказ далее: "Услышав всё это, негус так разрыдался, что его борода стала мокрой от слёз. Его епископы также расплакались так сильно, что промокли все их книги. Именно до такой степени их всех растрогали слова Аллаха. После этого негус сказал нам: "То, с чем пришёл ваш Пророк, и то, с чем пришёл Иса, проистекает из одного источника”. Затем, обратившись к Амру и его товарищу, он сказал: - Отправляйтесь обратно. Я вам этих людей никогда не выдам. Умм Салама продолжала: "Когда мы вышли от негуса, Амр Ибн аль-Ас обрушился на нас с угрозами, а затем сказал своему товарищу: - Клянусь Аллахом, я завтра опять пойду к царю и расскажу ему о них такое, что наполнит его душу гневом и отвратит его сердце от них. После того, что царь узнает о них, он будет вынужден физически истребить их. Абдулла Ибн Абу Рабиа возразил: "Не делай этого, о Амру! Всё-таки они наши близкие, хотя и расходятся с нами во мнении”. Амру воскликнул в ответ: "Ты это брось... Клянусь Аллахом, я расскажу царю такое, что выбьет у них почву из-под ног. Ей-богу, я скажу ему, что они считают Ису Ибн Марйам слугой...”” Придя на следующий день к негусу, Амру обратился к нему со следующими словами: - О царь! Эти люди, которым ты дал убежище и предоставил свою защиту, говорят очень серьёзные вещи об Исе Ибн Марйам. Негус послал за ними и спросил их о том, что они говорят об Исе. Умм Салама продолжала: "Когда мы узнали об этом, нас охватило сильное волнение и беспокойство, которого мы раньше никогда не испытывали. Одни люди начали спрашивать других: "А что же вы скажете об Исе Ибн Марйам, если царь спросит вас о нём?” Тогда мы сказали: - Клянёмся Аллахом, мы скажем о нём только то, что говорил Аллах, и ни на йоту не отступим от того, с чем пришёл наш Пророк. Ну а дальше будь что будет. Дальше мы договорились между собой, что от нашего имени, как и в первый раз, будет говорить Джаафар Ибн Абу Талиб. Когда мы прибыли к негусу по его вызову, то увидели, что у него находятся все епископы, как и в первый раз. Здесь же находились Амру Ибн аль-Ас и его товарищ. Когда мы предстали перед негусом, он первый обратился к нам с вопросом: - Так что же вы говорите об Исе Ибн Марйам? Джаафар Ибн Абу Талиб ответил: - Истинно, мы говорим о нём только то, с чем пришёл наш Пророк. Негус спросил: "А что же ваш Пророк говорит о нём?” Джаафар ответил: - Он говорит о нём: "Это раб Аллаха и Его посланник, а также Его Дух и Его Слово, ниспосланные Аллахом Непорочной Деве Марйам”. Едва негус выслушал слова Джаафара, как ударил рукой по земле и воскликнул: "Иса Ибн Марйам ни на йоту не отошёл от того, с чем пришёл ваш Пророк...” Среди епископов, сидящих вокруг негуса, поднялся ропот осуждения того, что они услышали от него. - Можете роптать. - сказал негус и обратился к нам: - Идите, и вы в безопасности. Если кто-нибудь обругает вас, то заплатит за это, а если причинит зло, то будет сурово наказан. Клянусь Аллахом, мне не хотелось бы стать обладателем горы золота, если из-за этого кто-то из вас пострадает.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Я видел, как Джафар летал по раю с ангелами». Хадис передал Тирмизи в «Суннан», и шейх Албани назвал его достоверным в «Сахих Тирмизи».
Речь идет о Джафаре ибн Абу Талибе (да будет доволен им Аллах), родном брате повелителя правоверных Али (да будет доволен им Аллах). Джафар пал смертью мученика на поле боя при Муте на земле Сирии, будучи во главе войска Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
Мубаракфури, да помилует его Аллах, в своей книге писал: «Ранее мы уже упоминали о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отправил свои послания целому ряду царей и правителей и что Шурахбил ибн Амр аль-Гассани убил аль-Хариса ибн Умайра (да будет доволен им Аллах), которому было поручено доставить послание Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, правителю Бусры.
Это было равносильно объявлению войны, а посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который был очень огорчён и разгневан известием об убийстве аль-Хариса, велел готовить к выступлению войско в составе трёх тысяч бойцов, поручив командование им Зайду ибн Харрисе, и, сказав: «Если Зайда убьют, командование примет Джа‘фар ибн Абу Талиб, а если погибнет и Джа‘фар, пусть командует Абдулла ибн Раваха», после чего Зайду ибн Харисе было вручено белое знамя.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел участникам похода добраться до того места, где погиб аль-Харис ибн Умайр (да будет доволен им Аллах), призвать его убийц к Исламу и сразиться с ними, если они откажутся, и сказал воинам: «Выступайте с именем Аллаха и на пути Аллаха и сражайтесь с теми, кто не верует в Аллаха, но не поступайте вероломно и не преступайте границ, не убивайте детей, женщин, стариков и уединяющихся в своих кельях, не вырубайте ни пальм, ни иных деревьев и не разрушайте никаких строений!» После этого армия двинулась в путь. Пророк же, да благословит его Аллах и приветствует, проводил воинов да Санийат аль-Вида, попрощался с ними и вернулся в Медину.
Когда мусульмане подошли к Ма‘ану, что находится в Южной Иордании, до них дошли сведения о том, что Ираклий (византийский император) во главе стотысячного войска находится в Ма‘ане, а, кроме того, к нему на помощь подоспело стотысячное войско сирийских арабов. Узнав об этом, мусульмане в течение двух дней держали совет, решая вопрос о том, следует ли им отправить гонца к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, с просьбой о подмоге или же вступить в бой своими силами. Абдулла ибн Раваха (да будет доволен им Аллах) стал побуждать своих товарищей к сражению, говоря, что смерть на поле брани, которой они боятся сейчас, с самого начала была их целью, поскольку все они были готовы отдать жизнь за веру. Он сказал: «Сражаемся мы не благодаря силе или численности, а только благодаря той религии, которой Всевышний Аллах почтил нас, и есть у нас в подобных обстоятельствах лишь две прекрасные возможности: либо победить, либо пасть за эту религию!» Выслушав его, люди сказали: «Клянёмся Аллахом, Ибн Раваха говорит правду!», после чего они двинулись вперед, дошли до Муты и стали готовиться к бою.
Через некоторое время началась жестокая и страшная битва, подобных которой в истории человечества было крайне мало, ибо в этот день трехтысячный отряд не только не побоялся вступить в бой с огромной армией, насчитывавшей в своих рядах двести тысяч человек, но и сумел выстоять под её ударами. Полчища вооруженных до зубов людей нападали на мусульман в течение целого дня, потеряв многих своих лучших бойцов, но так и не смогли нанести им поражение.
Зайд ибн Хариса (да будет доволен им Аллах) взял в руки знамя мусульман и долго сражался, пока не погиб на пути своего Господа. Из его рук знамя принял Джа‘фар ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах), бросившийся верхом на своем коне в самую гущу боя. В ходе сражения ему отрубили обе руки, но он продолжал прижимать знамя к своей груди обрубками рук, пока не погиб, получив более девяноста ранений. После его гибели знамя подхватил Абдулла ибн Раваха (да будет доволен им Аллах), который через некоторое время также пал на поле брани.
После этого знамя мусульман взял в свои руки Сабит ибн Аркам (да будет доволен им Аллах), обратившийся к мусульманам с такими словами: «Выберите себе командира!», и они выбрали командиром Халида ибн аль-Валида (да будет доволен им Аллах). Благодаря этому знамя мусульман попало в руки одного из лучших воинов Аллаха, и Халид ибн аль-Валид (да будет доволен им Аллах) ринулся в бой, который был столь жарким, что в руках его сломалось целых девять мечей. Что же касается посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то в тот же день, когда произошло это сражение, он сообщил своим сподвижникам о гибели троих командующих и о том, что командование принял Халид ибн аль-Валид, которого он назвал «мечом Аллаха».
К исходу дня противники вернулись на исходные позиции, а на следующий день Халид перегруппировал свои силы, поменяв местами авангард с арьегардом, а правый фланг – с левым. В результате этой перегруппировки противники решили, что к мусульманам подоспело подкрепление, что внушило им страх. После ряда непродолжительных столкновений Халид начал отводить своих воинов, противник же не решился на преследование, опасаясь ловушки. Мусульмане отошли к Муте и в течение семи дней сдерживали натиск врага, после чего войска были разведены окончательно, и сражение на этом закончилось, поскольку византийцы были уверены в том, что к мусульманам постоянно прибывают свежие силы, и что те стараются заманить их в пустыню, откуда они уже не вернутся. Благодаря этому мусульманам и удалось, в конце концов, склонить чашу весов на свою сторону.» (Конец цитаты от Мубаракфури).
Таким был Джафар (да будет доволен им Аллах)! Такими были сподвижники! Клянусь Аллахом! Сердца мусульман должны переполняться чувствами гордости, воодушевления после прочтения истории битвы у Муты.

Другой историк, Ибн Хишам писал: «Рассказал мне Абдаллах ибн Абу Бакр со слов Умм Иссы из племени Хузаа, со слов Умм Джафара, дочери Мухаммада ибн Джафара, со слов своей бабушки Асмы бинт Умайса. Асма рассказывала: «Когда погибли Джафар и его спутники, я пришла к Посланнику Аллаха. Перед этим я выделала сорок кож, замесила тесто, тщательно вымыла детей, смазала их маслом, почистила. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Приведи мне детей Джафара». Я их привела к нему. Он их понюхал и прослезился. Я спросила: «О Посланник Аллаха! Ты мне дорог, как отец и мать! Почему ты плачешь? Может, что-то случилось с Джафаром и его спутниками?» Ответил: «Они погибли сегодня». Я начала громко плакать. Ко мне прибежали люди. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не забудьте приготовить пищу для семьи Джафара - они переживают потерю своего хозяина!» (Конец цитаты ибн Хишама).
В этом отрывке есть одно важное указание современным мусульманам. Мусульманам, которые привыкли открывать стол, готовить еду, и собирать людей по четвергам, когда скончается кто-то из близких. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, повелел: «Не забудьте приготовить пищу для семьи Джафара - они переживают потерю своего хозяина!». Пищу следует приготавливать не семье, которая понесла утрату, а для семьи, которая понесла утрату. Ведь их так и так постигло горе, и оно лишь увеличится и ляжет еще более тяжким бременем, если они вынуждены будут кормить сборище людей, третьего, седьмого числа, каждый четверг, потом еще на сороковой день.

На юге Иордании есть город Му‘та. Эта земля была свидетелем решающей битвы между мусульманами и византийцами, состоявшейся в 629 году.

Битва при Муте (араб. غزوة مؤتة ‎‎).

На том месте, где в 8 году по Хиджре в знаменитом сражении «Му‘т» стал шахидом Джафар ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) находится историческая арка, которую называют Машхада Му‘та. Она является частью полуразрушенной древней мечети.

Ставшая достопримечательностью, эта мечеть была построена во времена мамлюков, которые усердно старались сохранить и оживить все, что указывало на отвагу и жертвенность сподвижников.

Именно вокруг этой достопримечательности, впоследствии разрушенной землетрясением, произошла битва. В этом первом столкновении с Римом стали шахидами многие священные сподвижники, в том числе три величайших мусульманских полководца.

Причиной этого сражения явилось следующее происшествие. Пророк (мир ему и благословение) отправил Хариса ибн Умайра аль-Аздия с письмом к правителю Бусры. Шурахбиль ибн Амир аль-Гасаний, правитель Муаба, пребывавшего под властью римского цезаря (Кайсара), вероломно убил доверившегося ему посла.

Убийство послов в то время считалось одним из самых больших преступлений, а отсутствие реакции на него воспринималось, как проявление слабости, и было совершенно неприемлемо.

Примерно в 220 км от столицы Иордании Аммана вблизи Сера, на юге Тафиля находится место, где был убит Харис ибн Умайр аль-Аздий (да будет доволен им Аллах). Оно известно, как место паломничества.

В истории человечества послы практически всегда пользовались свободой передвижения и неприкосновенностью.

А посланец Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) был убит.

Когда весть об убийстве дошла до Посланника Аллаха (мир ему и благословение), он подготовил трехтысячное войско, чтобы наказать совершивших это преступление.

Во главе его он поставил Зайда ибн Хариса и указал, что в случае его гибели полководцем должен стать Джафар ибн Абу Талиб, а если и он будет убит в бою, то его место займет Абдула ибн Раваха.

Сражение произошло на территории Шама, которая впоследствии была завоевана. Римляне планировали нападение на исламские земли, и если бы мусульмане не опередили их, то успели бы это сделать.

Нужно было поскорее направить войско для того, чтобы предупредить вторжение врага на территорию исламского государства и разрушение жилищ мусульман.

Исламская армия продвигалась на север, пока не достигла города Мааан на юге Иордании. Здесь мусульмане получили известие о том, что римский император Ираклий в местности Муаба собрал стотысячную армию, к которой присоединились воины некоторых арабских племен количеством также около ста тысяч.

Обеспокоенные огромной численностью римского воинства, предводители мусульман долго обсуждали ситуацию и, в конце концов, решили напасть на врага, несмотря на неминуемые большие потери.

Армия двинулась вперед согласно воле Аллаха. Достигнув Му’та, оба войска сошлись в жаркой схватке.

Зайд ибн Харис (да будет доволен им Аллах) держал в руках зеленое знамя, пока не стал шахидом. После него руководство армией перешло к Джафару ибн Абу Талибу (да будет доволен им Аллах). Сначала в бою ему отрубили правую руку, и он взял знамя в левую; затем, когда и ее отрубили, держал его предплечьями до тех пор, пока также не стал шахидом. И Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал о нем, что Аллах заменил ему руки крыльями, с помощью которых он летает в Раю, куда пожелает.

После этого его прозвали Джафар Тайар, т.е. летающий Джафар (да будет доволен им Аллах).

Затем знамя получил Абдулах ибн Раваха (да будет доволен им Аллах), который повторил судьбу предшественников.

Джафар – это человек-легенда, который пожертвовал собой, отдав Исламу все.

Широкая равнина в 8 году по Хиджре была местом знаменитой битвы во время которой стали шахидами все три сподвижника-полководца, назначенные Посланником Аллаха (мир ему и благословение) – Джафар ибн Абу Талиб, Зайд ибн Харис, и Абдула ибн Раваха.

Сражение при Муте было первым сражением мусульман против Рима, Оно состоялось согласно пророческому указу о необходимости обязательно очистить эти страны от губительного римского владычества.

В сердцах мусульман всегда будет жива память о легендарном полководце Джафаре (да будет доволен им Аллах). О том, как во время боя он спустился с коня, держа в руках знамя, и сражался, пока ему не отрубили правую руку. Как переложил древко в левую руку, а когда и ее отрубили, все равно не дал упасть зеленому знамени, прижимая его к груди окровавленными обрубками рук.

После смерти на теле этого шахида было обнаружено около 90 ран.

После убийства трех полководцев, согласно общему решению, командование армией перешло к Халиду ибн Валиду, прозванному мечом Аллаха. Он выровнял расстроенные ряды мусульман, прибегнул к военной хитрости и заронил страх в сердцах римлян, что помогло ему успешно вывести свою армию из боя с минимальными потерями.

Он приказал небольшой группе своих воинов тайком уйти ночью на юг, а в предзакатное время вернуться с поднятыми головами, громко выкрикивая такбир (т.е. Аллаху Акбар) и поднимая вокруг себя пыль, чтобы римляне подумали, будто к мусульманам пришло огромное подкрепление. А также поменял местами воинские части, сражавшиеся на флангах и в центре, чтобы вражеские солдаты увидели наутро новые лица, приняли их за свежие силы и устрашились.

В результате многодневного сражения Халиду ибн Валиду (да будет доволен им Аллах) с помощью своей тактики удалось предотвратить чрезмерные потери среди мусульман, сберечь армию и вернуть ее в священную Медину.

Джафар является сыном дяди, т.е. двоюродным братом Посланника Аллаха (мир ему и благословение) и родным старшим братом Али ибн Абу Талиба (каррамаллаху ваджхаху).

Джафар (да будет доволен им Аллах) родился в священной Мекке за 34 года до Хиджры и принял Ислам на раннем этапе, вскоре после Али (да будет доволен им Аллах).

Он обрел истинную веру, благодаря Абу Бакру Сиддыку (да будет доволен им Аллах).

Это случилось еще до события, известного в истории ислама как «Даруль аркам».

Джафар ибн Абу Талиб был поставлен во главе мусульманских мухаджиров, отправившихся в Эфиопию после того, как мучения и пытки со стороны курайшитов по отношению к последователям Посланника Аллаха (мир ему и благословение) стали чрезмерными. Это переселение (хиджра) было совершено через море, по дороге Мина, называемой дорогой Шуайба.

Во времена сподвижников (да будет доволен ими Аллах) Мина была известным местом, именно отсюда они совершили как первую, так и вторую хиджры в Эфиопию.

Главой группы мусульман во время первой хиджры был Джафар ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах), который стал главой мусульман в этой стране.

И когда курайшиты отправили к королю Наджаши делегацию с требованием вернуть мухаджиров обратно, именно Джафар обратился к королю с опровержением их доводов. Это явилось значительным событием в истории Ислама.

В Эфиопии мудрость Джафара проявилась особенно ярко во время переговоров, которые от имени курайшитов вёл Амр ибн Ас.

Целью Амра было убедить короля Эфиопии Наджаши в том, что он должен отказаться принять мусульманских мухаджиров.

На мой взгляд, мы должны досконально изучить обращение Джафара, преподавать его в школах и разъяснять подрастающему поколению. Ведь из-за распространения в обществе невежества многие люди не придают значения историческим событиям.

Особенно это касается традиций времен джахилийи, от которых Ислам избавил человечество. Ведь Джафар в числе прочего рассказал и о том, как они раньше ели харам, в том числе мертвечину, портили родственные отношения и прочее.

Речь Джафара ибн Абу Талиба не просто произвела впечатление на короля Наджаши. Согласно достоверным риваятам, он принял Ислам, а Посланник Аллаха (мир ему и благословение), узнав о его смерти, совершил за ним джаназа намаз.

Когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение) увидел, что издевательства над мусульманами со стороны курайшитов усиливаются, особенно после мученической смерти от их рук Сумайи Ясира и некоторых других сподвижников, он решил создать еще один центр исламского призыва.

Чтобы в случае, если в Мекке с дааватом будет покончено, на земле осталось место, откуда до людей можно будет доводить свет Ислама. И этим местом была выбрана Эфиопия.

За те 14 лет, которые Джафар ибн Абу Талиб провел в Эфиопии, многие местные жители благодаря ему приняли Ислам.

Джафар (да будет доволен им Аллах) прожил в Эфиопии довольно долго. Когда же он вернулся во время завоевания Хайбара, Пророк (мир ему и благословение) очень обрадовался ему, ведь Джафар был похож на него как внешне, так и чертами характера, к тому же он был одним из тех, чья любовь к Пророку (мир ему и благословение) была особенно сильной.

Обратите внимание на эти два события. Казалось бы, по сравнению с взятием важнейшей стратегической крепости возвращение одного человека из хиджры выглядит не слишком значимым.

Но при этом Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорит: «Я не знаю, чему мне радоваться больше – взятию Хайбара или же приезду Джафара?»

Не прошло и нескольких месяцев после возвращения Джафара в Медину, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) отправляет его в качестве одного из полководцев битвы при Му‘та, явившейся великим испытанием для мусульман.

Это было первое сражение, в котором участвовал Джафар.

Воодушевленный, он проявил в бою усердие, страстно желая умереть и стать шахидом на пути Аллаха.

Джафар ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) похоронен вместе с остальными шахидами Му‘та в пяти километрах к востоку от поля боя.

Район, где похоронены шахиды этой битвы, благодаря их могилам называется «Мазар».

Там находятся зияраты великих сподвижников, полководцев битвы – Зайда ибн Хариса, Джафара ибн Абу Талиба и Абдулы ибн Равахи (да будет доволен им Аллах).

Макамы шахидов Му‘та были построены еще во времена рабовладения, а в последующие века – достроены и обновлены.

Наиболее значительное обновление было проведено в наше время благодаря озабоченности иорданского государства сохранностью этих зияратов, где покоятся тела священных сподвижников. Говоря о Джафаре ибн Абу Талибе, мы должны в первую очередь помнить, что о нем говорил Пророк (мир ему и благословение): «Ты похож на меня характером и внешностью».

Даже если бы его отличали только эти черты, этого было бы достаточно для достижения довольства Аллаха, но ведь он обладал и другими качествами…

Он был образцовым примером для подражания и в политических, и в военных, и во всех остальных делах. И нам следует изучать его жизнь и призывать нашу молодежь брать с него пример…

Посланника Аллаха (мир ему и благословение) дал ему прозвище «Абу мискин» (т.е. «отец бедных»).

Велика была печаль Пророка (мир ему и благословение), когда он получил известие о гибели Джафара и его товарищей в сражении Му‘та.

Он даже сказал: «Если плачете, плачьте по Джафару!»

С той же любовью и благосклонностью, что к самому Джафару, Пророк (мир ему и благословение) относился затем и к его детям.

Материал переведен с арабского и подготовлен телекомпанией «Махачкала-ТВ»

От Али (да будет доволен им Аллах) передаётся:

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал Джафару:

قال رسول الله لجعفر الطيار: أشبهت خلقي وخلقي

«Ты похож на меня нравом и внешностью ».

От Ибн ‘Умара (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся:

«Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) отправил Джафара ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах) в Эфиопию, а когда он вернулся обратно, Пророк обнял его и поцеловал в лоб…»

Ибн Бурайда передаёт от своего отца:

«Когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) вместе с сподвижниками возвращался, возместив ‘умру, которую они пропустили в год Худайбийского договора, они вышли из Мекки, и за ними последовала маленькая дочь Хамзы (да будет доволен им Аллах) и кричала: «Дядя, дядя!» ‘Али (да будет доволен им Аллах) взял её в руки и сказал своей жене Фатиме (да будет доволен её Аллах): «Побойся Аллаха, она же дочь твоего дяди». Тогда Фатима (да будет доволен ее Аллах) нагрузила её на себя и понесла. После этого поспорили между собой Зайд, Джафар и ‘Али (да будет доволен ими Аллах). Каждый из них хотел взять её к себе на воспитание.

«Я больше всех заслуживаю быть ее опекуном,– сказал Али, – потому что она дочь моего дяди». А Зайд возразил: «Она дочь моего брата». Тогда Джафар Ибн Абу Талиб сказал: «Она дочь моего дяди, и её тетя – моя жена». Он имел в виду Асму бинт ‘Умайс. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) разрешил этот спор в пользу Джафара и сказал: «Тетя (сестра матери) для неё будет на уровне матери».

Потом Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал Али (да будет доволен им Аллах): «Ты от меня, и я от тебя». Джафару (да будет доволен им Аллах) он сказал: «Ты похож на меня нравом и внешностью», а Зайду (да будет доволен им Аллах): «Ты наш брат и родственник».

Переселившись в Эфиопию, Джафар (да будет доволен им Аллах) занимался исламским дааватом (призывом). По его призыву и под его руководством приняли Ислам Ан-Наджаши и люди из его окружения. Он успешно отстоял свою религию перед правителем Эфиопии, когда курейшиты во главе с Амр Ибн аль-Ассом прибыли к нему с требованием вернуть мусульман обратно в Мекку. Речь Джафара произвела сильное впечатление на короля Ан-Наджаши, и итогом этого стало то, что Ан-Наджаши согласился с истинностью Ислама и опроверг требования курейшитов. Более того, он объявил о принятии Ислама и о полной защите мусульман в его стране. И это все было заслугой Джафара Ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах).

Когда мекканским неверным стало известно, что мусульмане совершили хиджру (переселились) в Эфиопию, они срочно решили отправить за ними делегацию с подарками для правителя Ан-Наджаши, чтобы он вернул их обратно в Мекку. Делегация курейшитов прибыла к Ан-Наджаши и при встрече с ним стала наговаривать на мусульман:

«Эти мусульмане – глупые юнцы, оставившие религию своего племени. Однако они не вошли и в вашу религию, и придумали себе новую, неизвестную ни вам ни нам, религию».

Но Ан-Наджаши был справедливым правителем и он пожелал выслушать и другую сторону (мусульман), чтобы вынести окончательное решение. Он оправил за ними человека, и вскоре перед ним стояли представители мусульман из числа переселенцев. На этом собрании со стороны мусульман выступал Джафар Ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах), и Ан-Наджаши спросил его:

«Что это за религия, из-за которой вы отделились от своего племени, но не вошли ни в нашу, ни в другую известную на сегодняшний день религию?»

На это Джафар (да будет доволен им Аллах) ответил:

«Уважаемый правитель, мы были невежественным народом, поклоняющимися идолам, употребляли в еду мертвечину, совершали мерзкие непристойные деяния, разрывали родственные узы, не соблюдали права соседей, и сильный из нас мог просто съесть слабого. И это продолжалось до тех пор, пока Аллах не послал нам этого Пророка (мир ему и благословение Аллаха) который нам и до этого был известен благородием, правдивостью, честностью и скромностью. Он призвал нас к единобожию и поклонению единственному Аллаху, призвал оставить все те камни и идолы, которым поклонялись мы и наши предки. Повелел нам говорить только правду, выполнять данные обещания, укреплять родственные узы, соблюдать права соседей и отказаться от запретного.

Также он нам запретил совершать непристойные поступки, говорить неправду, злоупотреблять имуществом сирот и оскорблять невинных женщин. Ещё он нам повелел поклоняться Аллаху, не придавая ему сотоварища.

Мы запретили себе то, что он нам запретил, и дозволили то, что он нам дозволил. Тогда наш народ отнёсся к нам крайне враждебно. Они нас замучили и тем самим хотели отвратить от нашей религии, чтобы мы вернулись к поклонению идолам, оставив поклонение Аллаху. Они хотели, чтобы мы дозволяли мерзости, которые мы до этого считали дозволенными.

Вот когда они притеснили нас, создав невыносимые условия, препятствуя совершать предписания нашей религии, мы решили переселиться в вашу страну. Мы выбрали именно вас, а не кого иного, в надежде на вашу защиту и считая, что под вашей опекой нас никто не притеснит».

«У вас есть с собой что-либо из того, что было ниспослано Ему от Аллаха?» – спросил Ан-Наджаши. «Да, есть, конечно»,– ответил он и прочитал начало суры Марям.

После того, как он закончил чтение, Ан-Наджаши расплакался так, что его борода намокла. Также расплакались его священники, услышав то, что прочитал Джафар.

Затем Ан-Наджаши воскликнул: «Воистину, это и то, с чем пришёл пророк Муса (мир ему), исходит из одного и того же источника. Уходите! Я никогда, ни в коем случае даже не подумаю отдать вас им ». После этого Ан-Наджаши принял Ислам.

После возвращения из Эфиопии Джафар (да будет доволен им Аллах) принимал активное участие в жизни мусульман и во всем помогал Пророку (да будет доволен им Аллах). Он также участвовал в походах, которые совершали мусульмане с целью распространения своей религии, в том числе в знаменитом походе Муъта, который стал для него последним. Не прошло и нескольких месяцев после возвращения Джафара (да будет доволен им Аллах) в Медину, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) отправил его в качестве одного из полководцев на битву при Муъта, явившуюся великим испытанием для мусульман.

От Абдуллаха Ибн ‘Умара (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся:

«Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), назначив командиром войска, отправляющегося на поход Муъта, Зайда Ибн Хариса (да будет доволен им Аллах), сказал:

«Если убьют Зайда, то командиром будет Джафар, а если и его убьют, то Ибн Раваха». Далее Абдуллах Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) говорит: «Я тоже вместе с ними участвовал в этом сражении. Мы искали Джафара Ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах), но нашли его уже убитым. На его теле было более девяноста ран».‎

Также от Анаса (да будет доволен им Аллах) передаётся:

«Пророк (мир ему и благословение Аллаха) рассказал о смерти Зайда, Джафара и Ибн Равахи (да будет доволен ими Аллах) до того, как пришла весть об этом:

«Зайд взял флаг, и его настигла смерть, потом флаг взял Джафар, его тоже убили, после этого флаг взял Ибн Раваха, и он был убит, и его глаза были в слезах. Всё это продолжалось, пока флаг не взял один из мечей Аллаха (Халид Ибн Валид (да будет доволен им Аллах) и они не победили».

Также от Абдуллаха, сына Джафара(да будет доволен ими обоими Аллах)передаётся:

«Я помню, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) заходил к нам и рассказал моей матери о смерти моего отца. Я смотрел на него, он гладил по моей голове, а из его глаз лились слезы так, что Его борода намокла. Потом он сказал: «О Аллах, поистине Джафар получил самую лучшую награду. Замени его для семьи самым лучшим из праведных твоих рабов в его семье ».

В 8 году по Хиджре в знаменитом сражении «Муъта» Джафар ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) стал шахидом. Сейчас на этом месте стоит полуразрушенная мечеть с аркой.

Джафар ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) похоронен вместе с остальными шахидами Муъта в пяти километрах к востоку от поля боя. Район, где похоронены шахиды этой битвы, из-за их могил называется «Мазар».
islamdag.ru