Монастырь Дионисиат посвящён Предтече и Крестителю Господню Иоанну. Он считается одной из наиболее строгих обителей Святой Горы. Устав Дионисиата стал образцом для многих монастырей. Обитель была основана прп. Дионисием в XIV веке при посредстве его брата Феодосия, митрополита Трапезундского, и императора Алексия III Комнина. На место, где следовало построить монастырь, прп. Дионисию указал столп света.

В обители хранится трёхметровый царский хрисову ́ л - хартия с императорской золотой печатью. Благочестивый самодержец, кроме других пожертвований, передал прп. Дионисию и чудотворную икону «Похвала Пресвятой Богородицы», по преданию, написанную св. евангелистом Лукой. Это тот самый образ, с которым в 626 году патриарх Сергий во время варварского нашествия совершил крестный ход по крепостным стенам Константинополя, вдохновляя защитников города. Позднее перед ним впервые был прочитан Акафист Божией Матери. В 1592 году пираты похитили из Дионисиата эту святыню. Их вожаку во сне явилась Сама Царица Небесная и приказала вернуть образ в обитель. Когда в Дионисиате вынимали икону из ящика, он был полон благоухающего мира. Это так поразило пиратов, что двое из них тут же приняли иночество. В XVIII веке после молитвы у чудотворной иконы от злокачественной опухоли излечился лидер традиционно-просветительского движения, выдающийся церковный деятель Евгений Булгарис. Празднование этому честному образу совершается во всех православных церквях в субботу Пятой седмицы Великого поста.

Из других святынь следует упомянуть часть Животворящего Креста Господня, часть одежды Спасителя, часть пояса Богородицы, десницы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, частицы мощей апп. Иасона и Сосипатра, св. Дионисия Ареопагита, свв. Космы и Дамиана, сщмчч. Власия и Антипы, свтт. Иоанна Молчальника, Модеста Иерусалимского, Нифонта Константинопольского, Петра Александрийского, Василия Великого, Иоанна Златоустого и Фотия, патр. Константинопольского, вмчч. Артемия и Пантелеимона, сщмчч. Харалампия, Мины, Евстратия, Елевферия, Кирика, Мардария, Никиты, Димитрия Трипольского, мчч. Феодора Тирона и Феодора Стратилата, вмц. Варвары, мцц. Кириакии, Фомаиды, блгв. царицы Феофании, десницу св. Иоанна Милостивого, миро вмч. Димитрия Солунского, кровь вмч. Георгия Победоносца и узы первоверховного апостола Петра. В монастырской библиотеке хранится 1200 рукописей и уникальная реликвия - стул, на котором над своими книгами работал преподобный Никодим Святогорец. Собор Дионисиата расписан известным мастером XVI века Тзордзисом, учеником ведущего представителя критской школы Феофана, а трапезная - монахами Даниилом и Меркурием. В трапезную ведёт великолепная резная дверь. Большое впечатление производят на посетителей монастыря фрески XVI века, с наружной части трапезной, написанные по таинственным сюжетам Откровения Иоанна Богослова. Выделяется фреска, изображающая последствия атомного взрыва. К сожалению, росписи нельзя фотографировать.

В конце подъёма от пристани к монастырю находится поклонное место, построенное в память о чудесном заступничестве Иоанна Предтечи, спасшего обитель от пиратов. В Дионисиате, как и в любом афонском монастыре, несколько параклисов: Похвалы Пресвятой Богородицы, Архангелов, св. Дионисия, свв. Бессребренников, ап. Иоанна Богослова, свт. Николая, свт. Иоанна Златоуста, свт. Нифона, Георгия Победоносца, свт. Нектария Эгинского, прп. Никодима Святогорца. По дороге к Агиу Павлу находится костница , а при ней храм Всех Святых. Это древнее здание было построено ещё в византийскую эпоху, о чём свидетельствуют сохранившиеся росписи XVII века.

Судьба Динисиата уникальна в ряду святогорских монастырей тем, что за последние пять столетий обитель ни разу не пострадала от пожара. Ущерб монастырю нанесли землетрясения 1585 и 1765 годов, и сильнейший снегопад 1600 года. Трудности также связаны с бурным водным потоком, спускающимся с гор весной и в периоды выпадения сильных осадков.

Период наивысшего расцвета монастырь пережил в XVI веке. На пожертвования игемонов из Молдавии и Валахии был построен пирг, водопровод, собор, восточные братские корпуса и шестиярусное крыло, выходящее на море. Паломникам следует обратить внимание на полиелей - один из древнейших на Афоне (1600). В храме много древних и чудотворных икон, а все три резные двери, соединяющие его с притвором, восходят к византийской эпохе и представляют собой уникальные произведения искусства.

Колокольня Дионисиата считается одной из древнейших сохранившихся в обители построек, на ней часы XVIII века.

В XVII веке Дионисиат опустел и стал особножительным. Общежитие было восстановлено в 1805 году. Тяжёлым испытанием стало время греческого восстания 1821 года - в обители обосновались турецкие войска. Монахи преследовались и вынуждены были покидать монастырь. Сейчас в Дионисиате много монахов с Кипра, родом оттуда игумен монастыря о. Пётр и всегда приветливый архондаричный о. Павел.

В XX веке в обители подвизалось много замечательных старцев. Это и отец Гавриил (+1983), автор замечательного Афонского «Лавсаика» и множества других произведений, и о. Харалампий (его изображение вы можете видеть на фотографии) и, конечно, о. Феоклит Дионисиатский. Последний - один из крупнейших православных писателей и известных афонских старцев двадцатого столетия. Отец Феоклит родился в 1916 году, а в 1941 впервые прибыл на Святую Гору. Батюшка очень любил Россию. Всё время цитировал русских писателей, особенно, Достоевского. В 2006 году отец Феоклит преставился, но паломники могут увидеть домик, где он подвизался.

Паломникам полезно знать, что в Дионисиате они смогут воспользоваться тёплым душем (не в каждом монастыре на Афоне это доступно мирянам).

Престольный праздник обители - Рождество Иоанна Предтечи. В этот день монахи готовят уникальное коливо, пожалуй, лучшее на Афоне. Другие панигиры обители: Собор Иоанна Предтечи (20 января), преподобного Дионисия (8 июля), свт. Нифона (24 августа) и суббота на Пятой седмице Великого поста (Акафист).

Величание святому Нифонту (Дионисиатский хор с приглашенными монахами. 1996 год, панигир святого Нифонта)
Скачать
(MP3 файл. Продолжительность 1:22 мин. Размер 1.4 Mb)

Господи воззвах (Дионисиатский хор с приглашенными монахами. 2007 год, панигир святого Нифонта)
Скачать
(MP3 файл. Продолжительность 4:39 мин. Размер 5.4 Mb)

  • Сюжет из Откровения Иоанна Богослова. Фреска XVI в.

  • Сюжет из Откровения Иоанна Богослова. Фреска XVI в.

  • Сюжет из Откровения Иоанна Богослова. Фреска XVI в.

    Сюжет из Откровения Иоанна Богослова. Фреска XVI в.

  • Вход на колокольню

    Вход на колокольню

  • Колокольня

    Колокольня

  • Колокола

    Колокола

  • Вход в обитель

    Вход в обитель

  • Дверь в трапезную

    Дверь в трапезную

  • Трапезная монастыря

    Трапезная монастыря

  • Трапезная монастыря

    Трапезная монастыря

Дионисиат Афон

Осн. в 1375 г., престольный праздник 24 июня/7 июля, в день Рождества Иоанна Предтечи.

Игумен: архим. Петр.

Тел. (30-377) 23687.

Факс (30-377) 23686.

Дионисиат (греч. Μονή Διονυσίου) — один из афонских монастырей, занимающий в святогорской иерархии 5-е место. Находится на юго-западной стороне ; основан в XIV веке святым Денисом Корисом и назван его именем. Монастырь освящён во имя Иоана Крестителя.

Монастырь Дионисиат, или "Неа Петра" (Новая скала), стоит на узкой и крутой скале на высоте 80 метров над уровнем моря, между монастырями Григориат и Святого Павла. Основателем монастыря был преподобный Дионисий из селения Корисос около Касторьи. Дионисий с большим трудом смог собрать средства для основания обители во второй половине XIV в. Его усилия были щедро поддержаны Алексием III Комнином, императором Трапезундской империи, вдохновленным на это митрополитом города Феодосием - братом Дионисия. Впоследствии обитель щедро поддерживали императоры династии Палеологов и многие господари Молдо-Валахии.

Патриарх Антоний IV официально даровал монастырю именование Патриаршего в 1389 г., и таким образом он начал самостоятельную жизнь на Афон е . С обителью связана жизнь свт. Нифонта, патриарха Константинопольского, принявшего монашество здесь в середине XV в. и после многих превратностей возвратившегося сюда, где и преставился. В 1539 г. пожар, возможно, самый разрушительный за всю историю монастыря, превратил в пепел большую часть его строений, которые, однако, были скоро отстроены и расширены. В XVI и XVIII вв. обитель из-за экономических трудностей стала своекоштной, но в XIX в. окончательно вернулась к общежительному уставу.

Собор монастыря, освященный в честь Рождества Иоанна Предтечи, был возведен одновременно с обителью, но разрушен пожаром в 1534 г. Новый храм был возведен после 1540 г. Его фрески, относящиеся к Критской школе, датируются 1546 г. Особого внимания заслуживают позолоченный иконостас и фрески на тему Апокалипсиса - это самое древнее полное изображение Апокалипсиса в православном мире - рекомендуем настоятельно посмотреть. Мы их поместим на портале, но не сейчас... -www.сайт

Русский паломник-пешеходец Василий (Григорович-Барский) посетил Дионисиу в 1744 году. Странник так описал увиденное:

Дионисиат занимает 5-е место в иерархии афонских монастырей. Среди его святынь - множество святых мощей, наиболее важными из которых являются десница Иоанна Предтечи и мощи свт. Нифонта. Внимания заслуживают резное распятие слоновой кости X в., священные сосуды и облачения.

Соборный храм - в честь Предтечи Господня Иоанна.

Кроме Животворящего Древа Креста Господн я здесь служат предметом чествования и поклонения: локоть от правой руки св. Предтечи и Крестителя Иоанна; правая рука св. Иоанна Милостивого ; правая же рука св. Иоанна епископа Колонийского; правые же руки священномуч. Власия, Модеста патриарха Иерусалимского; священномуч. Антипы; св. Ап. и Евангелиста Луки и св. Параскевы; голова св. Григория епископа Акрагантийского; челюсть св. Архидиакона Стефана; большой зуб св. муч. Христофора; кости свв.безсребрен. Космы и Дамиана; св. священномуч. Харалампия; св. Нифонта патриарха Цареградского, временно и смиренно здесь подвизавшегося; св. Феофании царицы; св. муч. Фомаиды; миро св. великомуч. Димитрия и узы св. Апостола Петра.

Трапезная покрыта снаружи уникальной росписью пророческого характера. На фресках, созданных в XVII веке, изображены картины современной нам войны, в том числе атомные бомбы, бомбоубежища, самолеты-истребители и огнеметы- -www.сайт .

Кроме соборного храма находятся параклисы:

1) в честь Пресвятой Богородицы на хорах;

2) свв. Архангелов;

3) св. Евангелиста Иоанна Богослова;

4) св. Иоанна Златоустого;

5) св. великомученика и Победоносца Георгия;

6) Святителя Николая;

7) Всех Святых;

8) св. безсребренников Космы и Дамиана;

9) св. Нифонта, патриарха Царя- града;

10) препод.Дионисия, ктитора обители.

Вне монастыря 18 церквей.

От Дионисиата до Григориата полтора часа ходу, до Кареи шесть часов.
Сегодня в монастыре живут 50 монахов.

Особо почитаемые иконы

Икона Богородицы Мировлитиса (Мироточащая)

В Дионисиате находится чудотворная икона Пресвятой Богородицы, известная как Акафистная . В часовне Богородицы Акафиста висит древняя икона «Приветствие Богородицы» , вылепленная из воска и мастики..

Предание 1 версия

Считается, что это одна из 70 икон, принадлежавших евангелисту Луке. Она написана воском и мастикой. Ежедневно перед иконой читается Акафист Богородице. По преданию, во время осады арабами Константинополя в 626 году ее обнесли вокруг стены города. Также, во время освобождения Константинополя от крестоносцев эта икона предшествовала войскам императора Михаила VIII Палеолога. Монастырю икона была подарена императором Алексеем III Трапезундским (1337-1390гг) в честь основания.

В 1592 году икона была похищена пиратами, которые были вынуждены вернуть ее в монастырь по причине большого шторма. В 1767 году икона снова была украдена , на этот раз бандитами из Далмации. Их задержали греческие пастухи и передали икону на остров Скопелос. Жители этого острова не хотели отдавать икону, но после того, как остров охватила эпидемия, икону пришлось вернуть монахам.

Предание 2 версия

Бытует мнение, что эта икона создана самим апостолом Лукой. Император Алексей подарил ее святому Дионисию, однако в 1592 году икону украли пираты. Их главарь решил вернуть святыню в обитель, испугавшись сновидения. В XVIII веке икона была похищена турками , но со временем опять вернулась в Дионисиат.
По преданию, это именно та икона, которую Патриарх Сергий или один из его епископов носил вокруг стен Константинополя во время осады города войсками авар и славян в 626 году.

Предание об этом месте - www.сайт

Сарец Исаак Дионисиатский в своих монашеских подвигах поста, молитвы и духовной борьбы он всех любил и был послушен во всем любому. И все любили его.

Однажды, когда он находился на послушании на подворье монастыря в Карее , его наставник отец Геласий, который в то время представлял их монастырь в Карее, предупредил его, что уже полдень и ожидается буря, так что он может заблудиться на обратном пути в этот час в зимнее время . Но старец отвечал, что ему без всяких оправданий обязательно надо вернуться в Дионисиат , который находился в пяти часах ходьбы от Кареи. И вот, постояв на коленях, блаженный ушел. Когда он достиг вершины горы, начался сильный снегопад. Стало тяжело идти. Когда он добрался до холма под названием Босдум в Симонопетре , снега было уже по колено и начинало темнеть. Старец Исаак был напуган этой темнотой, снегом и дикими зверями в лесу.

Уповая на Господа, святой старец воззвал из самой глубины сердца: «Господи Иисусе Христе, Боже мой, по благословению святого старца, пожалуйста, спаси меня в этот час». И тотчас же он был поднят невидимой силой и отнесен к воротам своего монастыря.

Подходило время вечерни, и привратник хотел уже закрывать ворота. Когда он увидел авву Исаака, то был очень удивлен и, поздоровавшись, с благоговением спросил его, как он смог добраться в такую непогоду. Блаженный ответил, что он приехал из Кареи.

«Но как вы смогли очутиться здесь в такую погоду?» Авва не мог ответить, а только смотрел на икону святого Иоанна Предтечи.

Привратник также заметил, что на снегу нет следов со стороны Кареи. Наконец, после настойчивых расспросов привратника о том, каким образом он покинул афонскую столицу и как он прибыл в Дионисиат, авва Исаак смог рассказать ему и другим отцам, что произошло: он сказал, что помнит все, что было с ним в первую половину пути, но дальше он может вспомнить только, как просил у Бога помощи. А потом он оказался перед входом в монастырь.

Его все называли «авва», и он действительно был «папой» .....

Монастырь Дионисиат (Греция) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Грецию
  • Туры на Новый год по всему миру

Монастырь Дионисиат, известный также под названием Неа Петра - «новая скала», находится на юго-западном побережье полуострова Афон, почти у самого подножия святой горы. В иерархии афонских монастырей Дионисиат занимает пятое место, однако по зрелищности он, пожалуй, превосходит другие обители: его массивный комплекс занимает вершину одинокой 80-метровой скалы, смягчая ее грозный и неприязненный облик белокаменной короной монастырских келий. Несмотря на то, что Дионисиат - довольно молодой, по афонским меркам, монастырь (был основан в 14 веке), он может похвастать примечательной коллекцией реликвий, в числе которых честная десница святого Иоанна Крестителя и чтимая икона Акафистной Богоматери. А в главном храме Дионисиата непременно стоит увидеть фреску со старейшим в православной традиции изображением Апокалипсиса.

Главная реликвия Дионисиата - честная десница святого Иоанна Крестителя.

Немного истории

Монастырь Дионисиат был основан во второй половине 14 века преподобным Дионисием, выходцем из греческого селения Корисос, что недалеко от Кастории. Создание обители было бы невозможным без финансовой помощи императора провинции Трапезунд Алексия III. В 1389 г. патриарх Антоний IV наделил монастырь званием патриархального и тем предоставил автономию. Занявшие византийский престол Палеологи также благоволили Дионисиату, благодаря чему монастырь смог пережить период средневековой смуты. В середине 15 века в Дионисиате принял постриг константинопольский патриарх Нифон, а в начале 16 века правитель Молдавии Радул построил здесь акведук и дозорную башню. В 16-18 веках обитель переживает сложные времена из-за недостатка средств. Монастырь не смог избежать разрушительных пожаров, но неизменно восстанавливался.

Монастырь Дионисиат

Что посмотреть

Громада Дионисиата видна задолго до прибытия парома к монастырской пристани: подобно снежной шапке украшает он вершину гранитной скалы над морем. Обитель необычайно живописна и пробуждает ассоциации с парящими Метеорами и даже с буддийскими монастырями Тибета. Сегодня здесь постоянно проживают 50 монахов.

Кафоликон, главный храм монастыря Дионисиат, был построен при основании обители и освящен в честь Иоанна Крестителя. В 1540 г. он, увы, сгорел дотла, после чего на его месте построили церковь. В ее интерьерах обязательно стоит увидеть фрески середины 16 века известного мастера критской школы - Цорциса. Также обратите внимание на золоченый экран, закрывающий вход в алтарь, и стенопись с изображением Апокалипсиса.

На территории Дионисиата 8 церквей, еще 6 расположены вне монастырских стен. Наиболее почитаемая икона обители - Акафистная Божия Матерь, чья история восходит к 12 веку. А в числе значимых реликвий монастыря - честная десница святого Иоанна Крестителя, которому и посвящена обитель. Здесь же покоятся мощи святого Нифона и частицы мощей десятков других святых. Интересно будет увидеть и скульптуру Распятия из слоновой кости, датируемую 10 веком, образцы шитья, потиры и церковные одеяния. В библиотеке Дионисиата хранятся более тысячи манускриптов и около 15 тыс. раннепечатных книг, изготовленных до 1500 г.

Практическая информация

О том, как добраться до монастыря из Уранополиса и как передвигаться между монастырями, читайте на странице

С наступлением Нового 2013 года мы бы хотели познакомить Вас с интересным и редким материалом. Апокалипсис. Фрески афонского монастыря Дионисиат. Материал для нашего сайта переведен с греческого в конце 2012 года.

Закончился двенадцатый год второго тысячелетия от Рождества Христова. Смутное время. В декабре прошедшего года ждали конца света. Многие из нас, православных христиан, перед лицом суеверий, охвативших весь мир, с сомнением смотрели на календарь. Но вот перешагнули мы и этот очередной рубеж сомнений.

На вопрос о конце света один афонский монах ответил мне коротко:

«Христос же ясно сказал: дня и даты конца света НИКТО не знает. Если это 21-12-12, то Христос ошибся. Вот вкратце и вся глупость этого суждения.»

монастырь Дионисиат, святая гора Афон

Фрески Дионисиата. Апокалипсис.

Чудесные сцены из Апокалипсиса относятся приблизительно к середине 16-го века и представляют собой древнейший полный цикл на всем Православном Востоке. Он состоит из 21 сцены, и большинство из них подвергались позднейшей переписке. Они занимают оставшуюся часть двух узких стен и почти всю южную стену. Цикл начинается с 12 сцен справа от главного входа к западу, а остальные 9 сцен расположены слева от входа в восточной стороне.

Эти сцены иллюстрируют текст одноименной последней книги Нового Завета (и всего Священного Писания), которая несет особое дуновение Пресвятого Духа. Эта книга содержит описание жизни Церкви, ее преследование, возрождение человека, воссоздание тварного мира, отношения верующих и неверующих и вечная слава. Также она повествует о последних ударах, которые падут на нераскаявшееся человечество, а также о появлении и об окончательном сокрушении антихриста. Но центральной идеей является явление Христа в сопровождении небесных сил, то есть второе пришествие, конечное воскресение, за которой последует перелом, единение верующих со Христом и непрерывная, но в конце-концов победоносная борьба Христа и Церкви против богопротивных сил. Первые главы (1-3) евангелист начинает с пересмотра настоящего состояния Церкви своего времени и отправляет 7 писем к стольким же Церквям Малой Азии.

Росписи приковывают взгляд зрителя и производят особое впечатление, приводят в трепет любого, смотрит ли на них специалист-исследователь или простой верующий. Поэтому мы думаем, что здесь стоит привести их подробное описание.

Все сцены вместо надписей сопровождают один, два или больше стихов, написанных большими буквами из соответствующего текста (Апокалипсиса) сверху и снизу.

1-я сцена: явление Иисуса Иоанну (1, 9-20)

Христос является евангелисту Иоанну и диктует ему Апокалипсис. Его присутствие говорит о важности и подлинности книги. Он изображен на облаке почти во весь рост и анфас с золотым поясом на высоте груди и с поднятой правой рукой, в которой он держит 7 звезд, символы епископов церквей. Христа окружают 7 зажженных светильников, которые символизируют 7 малоазийских церквей, к которым обращена книга Апокалипсиса в форме письма. Ниже сидит исступленный Иоанн, его кресло поднялось в воздух перед горой, а взгляд и слух со вниманием обращен ко Христу.

первая, вторая и третья сцены Апокалипсиса на фресках Дионисиата

Надпись: (вверху сцены) Я Иоанн бы в духе, и обратившись, увидел семь золотых светильников и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом. (1, 9-13)

На нимбе Христа: Сущий, (над головой Иоанна) Иоанн Богослов

2-я сцена: Небесная литургия, книга и агнец (4, 1-5, 14)

Изображен Бог-отец на престоле, которого несут ангелы и окружают четыре крылатых символа евангелистов, которые несут 6 крыльев и многочисленные черные знаки (очи) на теле и на крыльях. Над головой центральной фигуры Господа небесных чинов изображены 7 факелов, «семь духов Божьих», которые символизируют Святой Дух и полноту его энергий, а далее радуга, о которой идет речь в тексте. Она считается символом мира между Богом и людьми. Слева и справа стоят 24 пресвитера, по 12 с каждой стороны: они сидят на престолах, молятся и славословят Бога с гуслями и фимиамом. Они отождествляются с небесными ликами (или множеством святых). Одновременно они поклоняются агнцу, стоящему на двух задних ногах «семирогому агнцу», который символизирует Христа и который пытается открыть тайно запечатанную книгу, находящуюся в ногах Божьих.

Надпись: И вот престол стоял на небе, и Сей Сидящий видом был подобен камню яспису, и радуга вокруг престола (4, 2-3)

3-я сцена: Четверо всадников (6,1-8)

Четыре всадника изображены в построении устремляющимися на испуганных людей. Они различаются между собой цветом коней, головным убором, одеянием и оружием, которое они держат в правой руке: первый на белом коне носит царский венец и поднимает лук (символ победы, власти и царства), второй рыжий носит шапку и держит меч, третий вороной держит весы и сеет голод по земле. А четвертый бледный. Кажется, что последний выходит прямо из открытой пасти адского зверя, поражая копьем (трезубцем) падших на землю людей и сея везде смерть. Одновременно тот же зверь в нижней левой части иконы изрыгает пламя из пасти, усиливая и дополняя дело смерти» и других всадников.

Надпись: И вот конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан ему был венец, и вышел он как победоносный (6,2).

третья и четвертая сцены Апокалипсиса на фресках Дионисиата

4-я сцена: Открытие пятой печати (6, 9-11)

Шесть ангелов разворачивают длинную белую ткань сверху и сзади столообразного жертвенника, чтобы обернуть в ней нагих мучеников, находящихся в нижней части изображения. Под жертвенником можно различить мертвые тела еще шести мучеников, одного рядом с другим. Вероятно, речь идет об антиминсе, то есть о ткани, покрывающей Святой Престол, без которой невозможно совершить православную литургию. В нее вшиты мощи святых и мучеников.

Надпись: Я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели (6,9).

5-я сцена: Снятие шестой печати (6, 12-17)

В верхней части изображены два облака, перекрещивающиеся между собой, которые окружают и луну, красную как кровь, и солнце в тот момент, как оно темнеет. В нижней части изображены разрушенные сильным землетрясением городские стены. Люди, испуганные всем происходящим, прячутся группами в пещерах – горных прибежищах. Разрушение мира сопровождается звездным дождем. Звезды с огнями падают на город и скалы.

Надпись: + И когда Он снял шестую печать, я взглянул, и вот, произошло великое землетрясение, и луна сделалась как кровь и звезды небесные пали на землю (4, 12-14).

6-я сцена: Запечатление 144.000 избранных (7, 1-12)

Сначала изображается ангел на облаках, который держит на плече крест, «печать Бога Живаго», а ниже другие четыре ангела приказывают поднятыми мечами ветрам не дуть ни на землю, ни на море. В нижней части можно различить еще одного ангела, который в левой руке держит чашу, а правой рукой запечатывает избранных (12.000 из каждого колена Израилева), очерчивая знак креста на челе. Также в центре композиции за скалами вторая группа людей, одетых в белое, которые «прошли великое гонение, омыли свое одеяние и обелили его кровью Агнца».

Надпись: + И после сего видел я четырех Ангелов, стоящих на четырех углах земли, держащих четыре ветра земли, чтобы не дул ветер ни на землю, ни на море, ни на какое дерево.

И видел я иного ангела, восходящего от востока солнца и имеющего печать Бога Живаго (7, 1-2).

7-я сцена: Седьмая печать и золотая кадильница (8,1-13)

Изображен Иисус в белой одежде (Пантократор), сидящий на троне в окружении семи ангелов, трубящих в трубы высоко в сторону центра. Другой ангел напротив изображен с кадильницей, из которой исходит дым. Под этой главной сценой изображен немного приподнявшийся, как будто летящий справа налево на облаках, ангел гнева, а с двух сторон за ним следуют солнце и луна. Наконец, в самой нижней части можно различить суда, которые разбивает о скалы бурное море.

Надпись: И видел я семь ангелов, которые стояли перед Богом, и дано было им семь труб. И пришел иной ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу, и произошли голоса и громы, и молнии и землетрясение (8,2-5)

8-я сцена: Пятая труба (9, 1-12)

Справа верху изображен трубящий ангел, обращенный к центру, тогда как большую часть композиции занимает построенный из равной величины камней «кладезь бездны» со звездой и человеческим ликом (головой) в дыму, поднимающемся из колодца в виде гриба. Из-за дыма солнце и луна затемнены, тогда как люди внизу пали мертвыми. Одновременно с небес падают многочисленные крылатые чудища (саранча) с человеческими головами, царскими венцами и хвостами с жалом, предназначенным, чтобы жалить людей, не носящих печать Божию на челе.

Надпись: Пятый ангел вострубил, и я увидел звезду, падшую с неба на землю, она отворила кладезь бездны, и вышел дым из кладезя, и помрачилось солнце, и из дыма вышла саранча, и дана ей была власть, какую имеют земные скорпионы (9,1-4).

9-я сцена: Шестая труба (9, 13-21)

За небесным жертвенником Иисус, одетый в белое (см. 7-ю сцену), тогда как из верхнего левого угла к центру композиции летит трубящий ангел. В нижней части изображены 4 ангела суда, а вместе с ними алчущие крови всадники, сидящие на львах с хвостами змей. Они уничтожают людей, а из пасти зверей извергается сера и дым. Две темы разделяются облаками, образующими гирлянду.

Надписи: = Ветхий деньми. – в другом месте – И пятый ангел вострубил и сказал: освободи четырех ангелов, связанных при великой реке Евфрате, чтобы умертвить третью часть людей, число конного войска было две тьмы тем (9, 13-16)

(на нимбе с крестом у Иисуса): Сущий

10-я сцена: Ангел с раскрытой книгой (10, 1-11)

В 10-й сцене изображается видение Иоанна, согласно которому ему предстает ангел, который передает ему раскрытую книгу с заповедью «съесть ее». Голова ангела окружена круглым нимбом, из которого исходят лучи, тогда как его ноги, похожие на «столпы огня», ступают одна по морю, а другая по суше. Одновременно он поднимает левую (вместо правой) руку в виде клятвенного жеста: «воздел он десницу к небесам и клялся Живущим во веки веков». Над ангелом изображена радуга с тремя разноцветными полосами, зеленой, красной и желтой. Иоанн с левой и нижней части композиции немного приклоняет колени и двумя руками с явным трепетом берет книгу у ангела.

Надпись: И видел я другого ангела сильного сходящего с неба, облаченного облаком, над головою его была радуга, и лице его как солнце, и ноги его как столпы огненные (10, 1)

(над нимбом Иоанна): Святой Иоанн Богослов

(на двух страницах раскрытой книги): Возьми и съешь ее, она будет горька во чреве твоем, но в устах твоих будет сладка как мед (10, 9).

11-я сцена: Измерение храма (11, 1-7)

Изображение еще одного видения Иоанна – измерение им самим внутренней части храма в Иерусалиме по повелению небесного голоса. Иоанн изображен держащим в протянутых руках жезл, которым он измеряет вертикальные поверхности храма. Рядом с ним изображен каштаново-рыжий крылатый зверь с короной на голове и раскрытой пастью. Он игриво движется в левую сторону, где стоят два мученика, которых он грозится убить. Согласно надписям, речь идет о Енохе и пророке Илье, которые не познали смерти, а были взяты на небо, и которые явятся свидетелями во дни антихриста. В глубине композиции можно различить внутреннюю часть храма с прекрасным полом и престолом, сокрытым под разукрашенным пологом.

Надпись: И дана мне трость, подобная жезлу, и сказал ангел: встань и измерь храм Божий, и дам двум свидетелям моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней (11, 1-3)

(над нимбом Иоанна): Иоанн, (над двумя мучениками): Енох Илия

12-я сцена: Жена и дракон (12, 1-17)

Левую часть занимает светящаяся женщина, стоящая прямо. Согласно отцам она олицетворяет Богородицу или Церковь. Она облачена в солнце, увенчана двенадцатью звездами и ступает на перевернутый полукруг. Напротив нее на правой стороне изображен семиглавый дракон. Он взбешен, и из его пасти исходит водная река, чтобы потопить женщину, а его хвост поднимается вверх по всей поверхности росписи. Земля разверзается и поглощает реку, тогда как одновременно два ангела с дубиной и мечом нападают на дракона над его головами. Одновременно два других ангела на облаках поднимают Христа-младенца в полотне на небеса, где виден пустой разукрашенный престол.

Надпись: 12. И явилось на небе великое знамение: жена, облаченная в солнце, под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд (12, 1)

(справа и слева от женщины): Матерь Божия

13-я сцена: Два зверя (13, 1-8)

В центре композиции изображены два зверя один напротив другого. Один поднимается от земли и имеет вид ягненка, у которого два повернутых рога, что делает его похожим на барана. Другой выходит из моря. У него 7 голов со столькими же венцами и ужасным хвостом, который проходит под животом и достигает облаков. Первый зверь склоняет людей, стоящих слева внизу, чтобы они поклонились другому семиглавому рыжему зверю, и оба угрожают христианской общине. Наконец, оба зверя, антихрист и лжепророк, побеждаются и исчезают из истории.

Надпись: 13. И увидел я выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадем. И увидел я другого зверя, выходящего из земли, он имел два рога, подобные агнчим. И он заставляет всех людей поклоняться первому зверю (13, 1, 11-12)

(над головой ягненка): Антихрист.

14-я сцена: Агнец Сиона и падение Вавилона (14, 1-13)

Семирогий агнец Божий изображается стоящим на горе Сион, изображенной в виде лестничных скал, как обычно изображаются горы в византийской иконописи, В левой передней ноге он держит скипетр победы. Он окружен верными сподвижниками, символами четырех евангелистов. Ниже изображены ангелы-музыканты, играющие на арфах, а еще ниже три ангела суда. Из них средний держит раскрытую книгу (Евангелие), тогда как два других провозглашают или показывают падение Вавилона у своих ног. Разрушенный Вавилон занимает нижнюю часть композиции. Таким образом, агнец, который впервые появляется ранее, когда пытается раскрыть книгу с семью печатями (глава 5), показан здесь побеждающим. Он стоит на горе Сион и уже попрал силу Лукавого (глава 14).

Надписи: 14. И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи (14,7).

(Раскрытая книга ангела): и говорил он громким голосом: убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его (14, 7)

(Над развалинами): кто поклоняется зверю, тот будет пить вино ярости Божией + пал Вавилон великий (14, 8-10).

15-я сцена: Жатва и сбор винограда (14, 14-20)

Следующая по очереди идет сцена видения жатвы и сбора винограда. Христос в центре сидит на облаках. Он окружен нимбом с крестом, на голове его венец, а в правой руке он держит серп. Напротив Христа тоже на облаках стоит ангел суда, и кажется, что Христос разговаривает с ним. Сцену дополняют три ангела внизу, из которых двое жнут, а третий собирает виноград и бросает его в давильню в левом нижнем углу. Но из давильни вместо вина исходит кровь, которая символизирует гнев Божий.

Надпись: И взглянул я, и вот светлое облако, и на облаке сидит подобный Сыну Человеческому; на голове его золотой венец, и в руке его острый серп. (14, 14).

16-я сцена: Семь ангелов с чашами гнева (15, 1-16, 21)

На верхней части росписи изображаются по всему пространству семь ангелов суда, каждый из которых опустошает чаши гнева Божия, слева, справа и внизу. Справа внизу изображен одноглавый крылатый зверь, который изрыгает в гневе три нечистых духа в виде лягушек. Он изрыгает их на группу из трех царей, которые стоят напротив него в нижнем левом углу.

Надпись: И увидел я иное знамение на небе, великое и чудное: семь Ангелов, имеющих семь последних язв, которыми оканчивалась ярость Божия (15, 1).

17-я сцена. Великая блудница и зверь (17, 1-18)

Изображена ступенчатая скала. На вершине зверь, несущий блудницу, движется влево. Блудница, как свидетельствует надпись, олицетворяет Вавилон, «мать блудницам и мерзостям земным» (17, 5). Или же она намекает нам на Древний Рим (семь холмов), символичный и совершенно условный город, центр отступничества и разврата, который царит повсюду с приходом антихриста. По другому толкованию она символизирует сборище неверного (падшего) народа Божьего.

Зверь, занимающий почти весь центр композиции, передан красно-коричневым цветом. У него 7 голов, 10 рогов и длинный хвост. На нем сидит женская фигура, обращенная немного влево. Они носит золототканую царскую одежду, распущенные волосы и корону из пяти частей, а в правой руке торжественно поднимает чашу, наполненную «мерзостями», держа ее за основание. Кажется, что зверь сгибается под ее тяжестью. В нижней части росписи стоят цари земные, взгляд которых обращен вверх, а руки воздеты в молитве.

Надпись: я покажу тебе суд над великою блудницею, сидящею на водах многих; и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами (17, 1, 3)

18-я сцена: Падение Вавилона (18, 1-24)

В верхнем левом углу изображается ангел, летящий направо и проповедующий «пал, пал Вавилон, великий город». Можно различить город, преданный четырем огням, выходящим из зданий. Под ним второй ангел бросает в Евфрат большой камень, который уже выскользнул из его рук. В нижней части на первом уровне изображены 5 человек – царь и 4 купца. Они оплакивают разрушение города. Их движения направлены в разные стороны, а вещи брошены на земле.

Надпись: После сего я увидел иного Ангела, сходящего с неба и имеющего власть великую; И воскликнул он: пал, пал Вавилон, великая [блудница], сделался жилищем бесов. И купцы земные восплачут и возрыдают о ней, потому что товаров их никто уже не покупает (18, 1,2,11)

19-я сцена: Победа всадника на белом коне (19, 11-21)

Изображается столкновение двух групп всадников со шлемами: по цвету одежды они делятся на красных слева и белых справа. Во главе второй группы стоит небесный воин, или, как гласит надпись, «Слово Божие». Он появляется с драгоценным венцом на голове и держит длинный меч, который исходит из его уст. Это воинство обращает в бегство противника и ввергает его в озеро с огнем и серой, а белые хищные птицы, которых ведет ангел над облаками, падают с неба, чтобы разорвать побежденных, то есть трупы воинов безбожного воинства. Во время столкновения двух строев семиглавый дракон с рогами получает от белого всадника смертельный удар, и, побежденный, низвергается на скалы.

Надпись: И вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, и на голове Его много диадем. Имя Ему: «Слово Божие» (19, 11.13)

(над небесным всадником): Слово Божие.

20-я сцена: Ангел влачит закованного в цепи Сатану (20, 1-3)

Изображается ангел, который занимает почти все пространство росписи сверху вниз: в правой руке он держит большой ключ, чтобы открыть, а потом закрыть дверь бездны. Левой он держит конец красной цепи, которой он сзади связал руки Диавола, и ведет его в правую сторону. Дьявол черный и с рогами. Он шагает к пещере бездны, где он скованный будет заперт тысячу лет.

Надпись: + И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть Диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет (20, 1-2).

21-я сцена: Новый Иерусалим (21, 1-27)

Этой сценой завершается цикл росписей на тему Апокалипсиса Иоанна, праздником радости завершаются и ужасные образы разрушения мира. Сверху справа изображен ангел Господень, обративший голову к восхищенному Иоанну, которому правой рукой он показывает на Новый Иерусалим со словами: «Се скиния Бога с человеками». Город занимает нижнюю часть композиции, от одной вертикальной плоскости до другой. Помимо зубчатых стен, различаются общественные и прочие здания. На возвышающихся башнях над каждыми воротами изображаются стоящие ангелы-стражи. Небесность образа передается испускающим лучи золотым треугольником Святой Троицы, который выходит из-за облаков и устремляется к городу. В действительности речь не идет о спуске с небес старого Иерусалима, но о «новом» царствии Божьем, где удел получат победители мира и страстей.

Надписи: И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего.

(в верхнем правом углу): Святой Иоанн Богослов.

Эти фрески сделали в прошлом люди, живущие в монастыре и за его пределами, чтобы объяснить темы Апокалипсиса. Такие попытки продолжаются и по сей день, но не существует окончательного толкования этой книги. Чаще всего ее толкуют как рассказ о будущих событиях, принимая во внимание пророческий характер книги Апокалипсиса. Но в любом случае точное время исполнения предвидимых событий невозможно определить. Некоторые считали, что в ней изображается битва добра и зла, или что речь идет о столкновении двух миров, церковного и атеистического, или даже о крушении двух бесчеловечных систем, капиталистической и коммунистической, и о победе христианской культуры. Но несмотря на то, что всегда есть соблазн попытаться определить время исполнения пророчества, лучше бы дождаться исхода самого пророчества (как пишет Ириней). Вместе с тем надо было бы принять во внимание и сделать скидку на время создания книги Апокалипсиса. Это нужно для того, чтобы избежать или, по крайней мере, ограничить выстраивание фантастических теорий.

Специалисты создали вокруг этих росписей неразбериху, и окончательная позиция так и не была обозначена. Все это произошло по той причине, что такие существенные вещи, как богословский текст, время развития событий, ход всемирной истории и вечность не были учтены.

Мы полагаем, что настоящему их объяснению может способствовать только вера. По отношению к историческим, нравственным, богословским и мистическим расхождениям текста Апокалипсиса надо подходить с опаской и осторожностью. Не следует забывать, что евангелист Иоанн рассказывает и обозначает исторические события и лиц символически. Одновременно необходимо отдаляться от всякой субъективной трактовки текста. Надо использовать то, что установлено в православном учении нашей Церкви, которое мы обязаны сохранять неизменным. Не исключено, что живописцы, создавшие эту удивительную роспись, а также их помощники, знали это.

Заканчивая наш анализ мы подчеркнем три основных момента: 1) согласно завету самого Господа пророческое слово книги не должно быть скрыто, а должно читаться как можно более широкой аудиторией, 2) искусство передает сцены с этими событиями, чтобы напомнить нам текст и вынести его перед нашими глазами и 3) росписи на тему Апокалипсиса находятся за пределами храма, чтобы эсхатологично призывать монахов и паломников к постоянному поспешению и покаянию.

текст и иллюстации подготовлены к публикации специально для «ПравНовостей» Евгением.

Каждый афонский монастырь имеет свою неповторимую историю, традиции и культуру. Но Дионисиат отличается от других монастырей Святой Горы особенными уникальными чертами. Мы собрали интересные факты об этом монастыре, а также изображения фресок Дионисиата XVI века – периода его наибольшего расцвета.

Монастырь Дионисиат с 1535 года благодаря особому Божьему заступничеству не пострадал от пожаров, которые часто случались в афонских обителях.

Монастырь посвящен строгому (в аскетическом плане) святому - Иоанну Предтече, и известен своим строжайшим монастырским уставом, который стал образцом для других афонских обителей.

Как известно, Господь Сам благословил основание Дионисиата, показав преподобному Дионисию столп света на месте будущего монастыря.

Масштабное строительство монастырских зданий началось после падения в 1453 году Константинополя.

Благодетелями Дионисиата были правители Молдавии и Валахии. Нягое Басараб в 1520 году построил монастырскую башню, а также каменный водопровод. Кроме того, он подарил Дионисиату величайшую святыню христианского мира – главу Иоанна Предтечи. Еще один молдавский правитель Петр Рареш построил монастырские здания восточной части Дионисиата. В 1568 году молдавский властитель Богдан ІV выкупил у турецкого султана Селима ІІ земли для монастыря.

В этот же период два брата Лазарь и Бойос достроили семиэтажное здание со складами, мастерскими и келиями. Еще два брата Мануил и Фома в ХVІ веке построили монастырскую пристань.

Интересно также и то, что Дионисиат в 1574 году стал пятым по своей важности монастырем Святой Горы Афон. Он выкупил у монастыря Ксиропотам его полномочия и стал пятым в списке монастырем Святой Горы Афон.

Дионисиат раз в пять лет председательствует в Священной эпистасии.

Главный собор Дионисиата расписан в XVI веке Зорзисом Фукой. Среди фресок монастыря можно увидеть иллюстрации сюжетов Откровения Иоанна Богослова, а также редчайшие изображения из житий православных святых.