Удивительно, но некоторые феномены человеческого тела никаким экспертам объяснить не под силу. Сегодня INK расскажет вам о редких способностях необычных людей, перед которыми современная наука разводит руки.

Резиновая кожа

В современной медицине феномен «резиновой кожи» именуется как «десмогенез». Впервые необычную болезнь зафиксировали у испанца Георга Альбеса в 1826 году. Мужчина развлекал друзей тем, что натягивал кожу груди на подбородок.

Увы, десмогенез далеко не супергеройская способность и может принести его обладателю немало проблем.

Кожа у резиновых людей очень легко рвется, а любые повреждения и травмы могут привести к внутреннему кровоизлиянию. Способы лечения, как и причина «резиновой болезни», до настоящего момента не известны.

«Электрические» люди

Шансов пережить удар молнии крайне мало, а получить после него сверхъестественные способности – еще меньше. Но, тем не менее, история фиксирует некие феномены, когда после подобных несчастных случаев люди могли творить настоящие «электрические» чудеса: они поражали близких электростатическими разрядами, в их присутствии каналы телевизора переключались сами собой, перегорали лампочки и другая бытовая техника.

Дьявольские рога

Из-за гипертрофированного роста клеток вследствие стрессов, заболеваний, изменения климата и т. п. у человека могут появиться рога. Так, несколько лет назад у 101-летней китаянки Чжан Руйфанг на лбу сформировались два шестисантиметровых бугорка. Женщина и ее родственники не на шутку обеспокоены таким феноменом, ведь эти ороговевшие частицы очень напоминаю дьявольские рога.

Мальчик-рыба

Пан Хьянханг страдает редким генетическим заболеванием – ихтиозом. Все тело ребенка покрыто чешуей, которая причиняет ему невыносимую боль. Кожа мальчика-рыбы очень сухая, она постоянно трескается и чешется. На сегодня медицина не может предложить Пану какое-либо лекарство, единственное, что хоть немного облегчает его страдания – холодная вода.

Бессонница длиною в жизнь

Среди населения нашей планеты, есть люди, которым совершенно не нужен сон. Медицинские светила окрестили загадочное явление хронической колеститой, хотя болезнью этот феномен назвать трудно. Кроме постоянного бодрствованья других симптомов у диагноза не наблюдается.

В 40-е годы прошлого века в штате Нью-Джерси жил человек по имени Альфред Херпин. На то время ему было около 90 лет, и за всю свою жизнь Ал ни разу не сомкнул глаз. Притом старик чувствовал себя прекрасно и почти никогда не уставал.

Титановые кости

Многие слышали о болезни под названием остеопороз, из-за которой кости человека становятся невероятно хрупкими. Ее причиной является мутация гена LRP5, который отвечает за минерализацию костей.

Не так давно ученые обнаружили, что ген может мутировать и в противоположную сторону, делая кости человека суперплотными. Их невозможно сломать и очень трудно разрезать, а еще у людей с такими костями медленнее стареет кожа.

Рентгеновское зрение

Феномен рентгеновского зрения часто связывают с экстрасенсорными способностями, ведь разгадать его механизм наука не может. «Люди-рентгены» без всяких приспособлений способны видеть анатомическое строение организма человека и безошибочно проводить диагностику заболеваний.

Люди-светлячки

«Светится» можно не только от счастья, но и в буквальном смысле. Ученые полагают, что феномен связан с явлением биолюминесценции, хотя внятных объяснений волшебному свечению наука не дала. Среди известных людей с такой аномалией человек-светлячок Николай Евдокименко и «светящаяся женщина из Пирано» Анна Монаро.

Пирокинетики

Люди, которые одним взглядом или прикосновением могут воспламенить предмет, действительно существуют. Живым доказательством тому служит американец Джонатан Арлин, который может приготовить яичницу у себя на голове одной силой мысли. Исследователи паранормальных явлений провели с Джонатом опыт и выяснили, что череп мужчины может разогреваться до 125 градусов. Правда, объяснить этот феномен им не удалось.

Подобные способности имеются также и у Дэн Бинхуа из Нанкина. Любая часть его тела способна вскипятить воду, поставленную на нее в сосуде. Что интересно, таким же феноменом обладал дед Бинхуа.

Нетление тела

В религиозных культурах нетленность тел после смерти считается признаком святости. Но порой нетленным становятся останки не только Божьих избранников, но и обычных людей.

Юная американка Эшли Вистел в 1914 году совершила суицид, ее тело обнаружили спустя 52 года. При том внешний вид Эшли не приобрел особых изменений. Ученые объясняют феномен редким физиологическим явлением – омылением. Из-за него человеческий жир превращается в воск, а труп даже спустя долгое время выглядит «свежим».

Феномен человека

Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке http://filosoff.org/ Приятного чтения! Блаватская Е. П. Феномен человека. ДУША, ДУХ, ТЕЛО. Сэр! Позвольте скромному теософу впервые выступить на страницах вашей газеты и сказать несколько слов в защиту наших убеждений. В номере за 21 декабря прошлого месяца один из ваших корреспондентов, мистер Кроушер, делает следующие смелые утверждения: Если бы теософы до конца постигли природу души и духа и их взаимосвязь с телом, они бы поняли, что если душа покидает тело, то вернуться уже не может. Дух может отойти, но, если однажды отходит душа, она отходит навеки. Это заявление столь туманно и двусмысленно, что если под термином "душа" он подразумевает не жизненный принцип, то я могу только предположить, что он впадает в распространенную ошибку, называя астральное тело духом и бессмертную сущность – "душой". Мы же, теософы, поступаем vice versa, как об этом уже говорил полковник Олькотт. Кроме необоснованного обвинения нас в невежестве, мистер Кроушер выражает идею (для него характерную), что проблема, занимавшая умы метафизиков всех веков, в наше время уже решена. Трудно представить, чтобы теософы или кто-нибудь еще "до конца" проникли в природу души и духа и в их взаимосвязь с телом. Такое достижение свойственно лишь Всезнанию; мы же, теософы, следуя путем, проложенным стопами древних мудрецов в зыбучих песках экзотерической философии, можем лишь надеяться на приближение к абсолютной истине. Очень сомнительно, что мистер Кроушер достигнет большего, пусть даже он и "вдохновленный медиум", приобретший опыт "во время постоянных сеансов с одним из лучших медиумов" вашей страны. Предоставим времени и спиритуалистической философии решить наш спор. Когда какой-нибудь Эдип нашего или следующего столетия разрешит вечную загадку сфинкса-человека, все современные догмы, даже любимые спиритуалистами, исчезнут, как чудовище Фив, согласно легенде, бросившееся в море с утеса, исчезнув навсегда. Не далее как 18 февраля 1876 года, ваш ученый корреспондент "М.А.(Оксон)"*, в статье "Душа и дух" указывал на путаницу в этих терминах, часто встречаемую у других авторов. Поскольку и сегодня дела обстоят не лучше, то я, пользуясь удобным случаем, хочу показать м-ру Кроушеру и другим спиритуалистам, чьим представителем его можно считать, как превратно они поняли полковника Олькотта и взгляды нью-йоркских теософов. Полковник Олькотт не утверждал и никак не подразумевал, что бессмертный дух покидает тело для медиумических проявлений. И все же м-р Кроушер уверен, что это так, ибо слово "дух" для него означает внутреннего, астрального человека, или двойника. Олькотт же сказал следующее: Медиумические физические феномены производят не чистые духи, но "души" – воплощенные или развоплощенные, и обычно с помощью элементалов. Любой думающий читатель понимает, что, заключая слово "души" в кавычки, автор тем самым подчеркивает понимание его в необычном смысле. Как теософ он мог бы выразиться более точно и более философски: "астральный дух", "астральный человек", или двойник. Следовательно, критика здесь совершенно неуместна. Я поражаюсь столь огульному охаиванию на столь шатких основаниях. В конце концов, наш президент лишь выдвигает на рассмотрение идею о триаде человека, как это делали античные и восточные философы и их достойный ученик Павел, полагавший, что телесная субстанция, плоть и кровь, насыщена психе (psyche) – душой, или астральным телом, благодаря которой в ней поддерживается жизнь. Эта доктрина – что человек есть триада: дух, или ноус (nous), душа и тело – преподавалась апостолом язычников гораздо шире и яснее, нежели его христианскими последователями (см. 1 Фес, 5, 23). Но, явно забыв или не удосужившись "досконально" изучить трансцендентные взгляды древних философов и христианских апостолов по данному вопросу, мистер Кроушер рассматривает душу {психе) как дух (ноус) и vice versa. Буддисты, разграничивая в человеке три сущности (которые рассматриваются как единое целое на пути к нирване), подразделяют еще и душу на несколько частей, давая каждой из них и их функциям особое наименование. Таким образом они избегают путаницы. Так же поступали и древние греки, полагая, что психе является биосом – физической жизнью и одновременно тумосом – натурой страстей и желаний; при этом животные обладают лишь низшей способностью души – инстинктом. Душа-психе сама по себе является соединением, консенсусом, или союзом bios – физических жизненных сил, epithumia – естественных влечений и phrenos, mens – то есть ума. Возможно, сюда следует включить и animus. Последняя состоит из эфирной субстанции, которая наполняет собою всю вселенную и исходит от души мира – Анима Мунди, или буддийского Свабхават, который не дух; хотя неосязаем и неощутим, но все же, по сравнению с духом, или чистой абстракцией, является объективной материей. Вследствие своей сложной природы душа может опуститься и настолько тесно слиться с физической сущностью, что всякое моральное воздействие на нее высшей жизни прекращается. С другой стороны, она может настолько тесно соединиться с ноусом, или духом, что начинает разделять его мощь; в таком случае ее "носитель", физический человек, становится богом даже во время своей земной жизни. До тех пор пока душа не сольется с духом – либо во время земной жизни, либо после физической смерти – индивидуальный человек не станет бессмертным как сущность. Психе рано или поздно распадается. Человек может обрести "весь мир", но "душу" свою потерять. Павел, проповедовавший анастазис – непрерывное существование индивидуальной духовной жизни после смерти, говорил, что тленное облекается в нетленное. Духовное тело, конечно же, не является одним из тех тел, видимых и ощутимых лярв, которые появляются на спиритических сеансах и ошибочно называются "материализованными духами". Когда metanoia, полное развитие духовной жизни, поднимает духовное тело из физического (развоплощенного, тленного астрального человека, которого Олькотт и называет "душой"), оно становится, в строгом согласии с достигнутым прогрессом, все большей и большей абстракцией для телесных чувств. Оно может воздействовать, вдохновлять и даже сообщаться с людьми субъективно; его можно ощутить, а в тех редких случаях, когда ясновидец абсолютно чист и сознание его ясно, даже увидеть духовным глазом (это глаз очищенной психе – души). Но разве может оно проявиться объективно? Вы вскоре убедитесь, что применять термин "дух" к материализованным эйдолам ваших "формопроявлений" совершенно недопустимо, и непременно нужно что-то сделать, чтобы изменить ситуацию, ибо эту тему уже начали обсуждать ученые. В лучшем случае эти феномены являются если и не тем, что греки называли phantasma, то phasma, то есть призраками. У ученых, мыслителей и особенно у наших современных savants физический принцип более или менее пронизан материальным, и то, что от духа, "они почитают безумием и не могут разуметь" (1 Кор., 2, 14). Выходит, Платон был по-своему прав, презирая землемерство, геометрию и арифметику, ибо все они игнорировали высшие идеи. Плутарх учил, что в момент смерти Прозерпина разделяет тело и совершенную душу, и тогда душа становится свободным и независимым демоном (даймоном). После этого праведные подвергаются второму разложению: Деметра отделяет психе от ноуса, или пневмы. Первая со временем распадается на эфирные частицы, отсюда неизбежное растворение и последующее уничтожение человека, являющегося по смерти сущностью чисто психической. Последний, ноус, возносится к своей высшей божественной мощи и постепенно становится чистейшим, божественным Духом. Калила, как и все восточные философы, презирал чисто психическую природу души. Именно это скопление грубейших частиц души, месмерических выделений человеческой натуры, насыщенной всеми земными желаниями и пристрастиями, пороками, недостатками и слабостями, образующими астральное тело (которое может стать объективным при определенных обстоятельствах), буддисты именуют скандхами (группами), а полковник Олькотт для удобства окрестил "душой". Буддисты и брахманы учат, что человек не может достигнуть индивидуальности, пока не освободится от последней из этих скандх – конечной частицы земного порока. Отсюда их доктрина метемпсихоза, столь осмеянная и совершенно непонятая нашими величайшими востоковедами. Даже физики учат, что частицы, составляющие физическое тело, в процессе эволюции преобразуются природой во множество различных низших физических форм. Почему же тогда считают нефилософским и ненаучным утверждение буддистов, что полуматериальные скандхи астрального человека (его эго, вплоть до окончательного очищения) идут на эволюцию малых астральных форм (которые, конечно, входят в состав чисто физических тел животных), как только он сбрасывает их в своем продвижении к нирване? Следовательно, мы можем сказать, что, пока развоплощенный человек сбрасывает частицу этих скандх, часть его воплощается в телах растений и животных. И если он, развоплощенный астральный человек, настолько материален, что Деметра не может найти ни малейшей искры пневмы, чтобы вознести ее к "божественной мощи", то личность, если можно так выразиться, постепенно распадается и идет в эволюционную переработку, или, как это аллегорически поясняют индусы, проводит тысячелетия в телах нечистых животных. Здесь мы видим, как в совершенном согласии друг с другом по одну сторону выстраиваются в ряд древние греки и индусские философы, современные восточные школы и теософы; по другую же в совершенном беспорядке стоит блестящая армия "вдохновленных медиумов" и "духовных водителей". И хотя среди последних не найдется и двух, согласных между собой в том, что является истиной, а что нет, все они единодушно отрицают любое из философских учений, какое бы мы ни приводили! Все это не означает, что я или кто-либо из настоящих теософов недооцениваем истинные спиритические феномены и философию, что мы меньше верим в возможность общения между чистыми смертными и чистыми духами, нежели между порочными людьми и порочными духами или же между добродетельными людьми и порочными духами при неблагоприятных условиях. Оккультизм – квинтэссенция спиритуализма, в то время как современный, популярный спиритуализм я не могу охарактеризовать иначе как фальсифицированную, неосознанную магию. Мы даже скажем, что все известные и замечательные личности, все величайшие гении: поэты, художники, скульпторы, музыканты, бескорыстно трудившиеся когда-либо над воплощением своих высших идеалов, – все они были спиритически вдохновляемы; не медиумы (как называют их многие спиритуалисты), эти пассивные орудия в руках управляющих ими водителей, но воплощенные, просветленные души, сознательно работающие в сотрудничестве с чистыми развоплощенными человеческими и воплощенными высшими планетарными Духами ради совершенствования и одухотворения человечества. Мы верим, что все в материальной жизни теснейшим образом связано с духовными факторами. Что касается психических феноменов и медиумизма, то мы полагаем, что только когда пассивный медиум изменится, вернее, перерастет в сознательного медиатора, только тогда он сможет различать хороших и дурных духов. Мы действительно верим, а также знаем, что пока человек воплощен (не считая высочайших Адептов), он не может состязаться в могуществе с чистыми развоплощенными духами, которые, освободившись от всех своих скандх, становятся субъективными для физических чувств; тем не менее он может не уступать и даже намного превзойти в области феноменов как ментальных, так и физических, среднего "духа" современного медиумизма. Следуя этому, вы увидите, что мы более спиритуалисты, в истинном смысле этого слова, нежели так называемые

Особенным явлением в мире является человек. Человека как общественного животного определял Аристотель. К. Гельвеций утверждал, что человек — это животное, которое должно особенную внешнюю организацию и способность пользоваться орудиями труда и оружием. По мнению И. Канта, человек — это умное существо, которому свойственные технические способности. В. Франклин также сравнивал человека с животным, который способен производить орудия. Считается, что язык, сознание и общественность выделяет человека в мире как особенный феномен. К этим признакам нужно отнести особенности анатомического строения: вертикальное положение тела, специфическое строение конечностей, сложная организация мозга. Однако самым существенным признаком человека является способность реализовать себя через целеустремленную деятельность, которая ориентирована на создание предметов, орудий труды, которые необходимы для удовлетворения ее биологических, социальных и духовных потребностей. Биологическое в человеке остается всегда, и между биологическим и социальным возникают конфликты и противоречия. Они оказываются как противоречие между биологическими потребностями человека (еда, труд, отдых) и социальными потребностями (общение, выполнение морального долга, творчество). С развитием человека происходит переход на социальные потребности, которые подчиняли себе естественной бок человеческой жизнедеятельности. И чем больше человек способен руководить своими биологическими потребностями, подчинять их высоким устремлением или направлять на достижение общественных целей, тем более в человеке преобладает социальное и тем более развитой является она сама. Но будет ошибочным утверждение, что человек отбрасывает любые естественные желания, учитывая свои задатки и наклоны, состояние здоровье и физические особенности своего возраста. Человек должен быть умеренным и взвешенным, и тогда она сможет завладеть противоречивой гармонией биологического и социального. Поэтому человека называют биологическим существом.

История развития человека и мира доказывает, что процесс осмысления феномену человека не завершен. Эта незавершенность порождена еще первичным и самым сложным вопросам о происхождении человеческой жизни. В мифологии человек за своим происхождением является производным явлением от конкретного состояния существования природы. Религиозная точка происхождения жизни человека основывается на подчеркивании акта божественного творения.

Человек — это биосоциальное существо, которое является наивысшим уровнем развития живых организмов на земле, которая способна создавать предметы и обиды мира, познавая и превращая его и свое собственное существование в личных интересах. Проблема взаимодействия социального и биологического в человеке является важнейшей. Человек творит себя сама. Вступая в жизнь, каждый человек черпает опыт предыдущих поколений. Усвоения социальные и исторически составленных форм деятельности — главное условие и решающий механизм индивидуального становления человека.

Каждый человек является неповторимой индивидуальностью, она творит себя, вместе с тем превращая мир и окружающих людей. Внутренний мир человека является результатом ее взаимодействия с окружающей средой, отображением в своих мнениях внешнего мира. С помощью знаний об индивидуальных особенности человека и родовые взаимосвязи (или свойства, переданные родом), человек может руководить своим организмом, эффективно влиять на свое физическое состояние, уметь разумно работать и отдыхать. Взаимосвязь в человеке биологических, телесных и духовных начал говорит о том, что наиболее интересным объектом изучения является человек.

Кажется, им можно только позавидовать. Не замерзать, не забывать, не стареть, не мучиться от боли, выживать в сложнейших условиях - все это могут люди-феномены. Приносит ли им это счастье? В нашей подборке истории людей, внезапно обнаруживших у себя «дар».

Забыть нельзя, но хочется

Студенты могут ей позавидовать: это ж какое счастье - ничего специально учить не надо! Но уроженка Нью-Йорка Джилл Прайс воспринимает свою уникальную память как проклятие. Ей не нужны дневники и органайзеры, чтоб не забыть о важном и восстановить события прошлых лет. Вся до мелочей информация - запахи, старые меню, обрывки диалогов - хранится в ее памяти, подобной жесткому диску компьютера, который никогда не чистили. Не имея возможности «редактировать» воспоминания (ведь обычно человек старается неприятное скорее забыть), она снова и снова с той же силой эмоций переживает подростковые обиды и страшные сны.

В 2000 году Джилл обратилась с письмом в Нейробиологический центр Калифорнийского университета: «Надеюсь, что вы сможете мне как-нибудь помочь. Сейчас мне 34 года, с 11 лет у меня появилась необыкновенная способность вспоминать свое прошлое… Я могу выбрать любую дату начиная с 1974 года и подробно рассказать, какой это был день, что я тогда делала, что произошло важного». В 2006 году ученые подтвердили особенный дар Джилл Прайс и появился термин «гипертимезия», обозначающий редкое свойство памяти. С тех пор гипертимезия была обнаружена еще у нескольких человек.
Женщина-феномен ведет тихий образ жизни. Издала книгу «Женщина, которая не может забыть». Работает на юге Калифорнии в еврейской религиозной школе.

Молнии, идущие по пятам

Казалось бы, егерь - одна из самых мирных профессий. Лес, природа, птички... Но Рою Кливленду Салливану, работавшему в национальном парке Шенандоа в американском штате Виргиния, тихая жизнь только снилась. По статистике вероятность попадания молнии в человека - 1:3000 (для США), и шансов на выживание при этом немного. «Счастливчик» Салливан пережил семь ударов, за что и попал в Книгу рекордов Гиннесса.

Первый раз молния настигла его весной 1942 года. Она ударила в деревянную пожарную каланчу, в которой Салливан прятался от грозы, каланча загорелась. Салливан выскочил, но не тут-то было! Молния «догнала» и ударила егеря в ногу. Затем на 26 лет стихия оставила егеря в покое. Зато, когда в июле 1969 года он ехал на грузовике по горной дороге, его «обстреляло» по полной программе. Сначала молния ударила в ближайшее дерево, затем - в открытое окно автомобиля. Спасибо, что тот, оставшись без потерявшего сознания водителя, сам остановился у края обрыва. На этот раз Рой лишился бровей, ресниц и большей части волос.

Атаки участились. Следующий удар Рой получил в 1970-м, в собственном дворе, после чего ему на время парализовало руку. Через два года стихия застигла его за работой в парке: загорелись волосы, и он еле их погасил. Делать вид, что это просто случайность, было бессмысленно. Теперь, если гроза заставала Салливана в пути, он съезжал с дороги и пережидал угрозу. И всегда брал с собою емкость с водой. Это выручало его при следующих встречах с молнией - летом 1973, 1976 и 1977 годов.
Звание «человека-громоотвода» наложило отпечаток на образ жизни Роя: люди избегали сближения с ним из боязни, что молния попадет и в них. В 71 год (в 1983 году) жизнь Салливана оборвалась. Нет, не от очередного удара молнии, он застрелился. Ходили слухи, что от неразделенной любви.

Грибы как эликсир вечной молодости

История, поставившая в тупик ученых, начиналась в жанре бытового детектива: в 1979 году жена Якова Циперовича, электрика из Минска, отравила его из ревности грибами. Состояние клинической смерти длилось час (чего в принципе не бывает). Затем на неделю он впал в кому. Дальше и началось самое интересное.

«Когда очнулся, то полгода не мог произнести ни слова, - вспоминал Яков. - Потом речь восстановилась, но голос стал совершенно другим, как будто не моим вовсе. Вообще, странностей было много. Я плохо чувствовал свое тело, словно находился в невесомости. Все предметы вдруг стали легче. Изменилось восприятие окружающих людей. Если у кого-то рядом что-то болело, эта боль передавалась и мне. Наконец, я совершенно не мог лежать. Стоило принять горизонтальное положение, как меня буквально выбрасывало из кровати». Что уж тут говорить о сне. Самые сильные снотворные не мешали ему ночью снова обнаружить себя нервно вышагивающим по комнате. Это вселяло панику: организм не может существовать без отдыха! Но постепенно он смирился, привык. Тем более что длившаяся 16 лет бессонница никак на нем не отражалась - он прекрасно себя чувствовал и выглядел.

Пытаясь разгадать тайну, Яков посещал лучших специалистов: был в 1-м Московском медицинском институте, Институте мозга в Ленинграде, посещал целительницу Джуну, а затем, в 90-х, уже переехав с семьей в Германию, обследовался в лаборатории сна в Университете города Галле. Все подтвердили: здоров, но объяснений феномену не нашли.

Он начал заниматься йогой, научился на два-три часа достигать состояния полусна, создал систему упражнений, которые компенсируют потерю сил и, как считает Циперович, «блокируют все процессы старения в организме». Виною ли тому упражнения или температура тела Якова, которая с того памятного дня 1979 года не поднимается выше 33,5 градусов, но факт остается фактом: нынешний 63-летний Яков Циперович внешне мало отличается от 26-летнего минского электрика, которого так сильно ревновала жена.

Босиком на Монблан

Вим Хоф родился в 1959 году в городе Ситтард, Нидерланды. Однажды, когда ему было 17 лет, зимой он увидел озерцо, затянутое коркой льда, и почувствовал непреодолимое желание окунуться. «Скинул одежду и бросился в воду: выскочил как ошпаренный. Но это было сильнейшее чувство! Я начал плавать в ледяной воде, примерно по полчаса каждый день, дольше, глубже».
С возрастом отношения голландца с холодом только крепчали. Так, в 2000 году он впервые на глазах удивленной публики залез в стеклянную колбу со льдом, а в 2007 году в аналогичном сосуде, поставленном в центре Нью-Йорка, на Манхеттене, провел 72 минуты. Он покорил босиком Монблан (4810 м) и в шортах взошел на Килиманджаро (5895 м). В этой же любимой униформе пробежал 42-километровый марафон за полярным кругом при –20 °С.

Получив при восхождении на Килиманджаро солнечные ожоги, поэкспериментировал и с высокими температурами: совершил 50-километровую прогулку по пустыне Сахара, не выпив при этом ни глотка жидкости. И сделал неожиданный вывод - на жаре пить нельзя! Но все-таки с холодом Хоф на более короткой ноге и считает такие отношения залогом здоровья и долголетия.
Ученые, наблюдающие за экспериментами голландца, подтверждают, что на его организме никак не сказываются низкие температуры, которые бы могли убить обычного человека, и считают Хофа феноменом. Сам же он полагает, что дело в регулярных тренировках и под его руководством года за полтора почти любой сможет стать таким, как он.
В свободное от рекордов время Ледяной человек, как его прозвали журналисты, водит любителей приключений в экстремальные походы, растит и приучает к холоду пятерых детей. Ведь это, считает голландец, еще и выгодно: экономишь на одежде и отоплении, да и за шоу во льдах неплохо платят.

Школьница без страха и упрека

Самая юная в этой компании чудо-людей - семилетняя Оливия Фарнсворт из города Хаддерсфилд в графстве Уэст-Йоркшир. Об особых качествах британской школьницы стало известно после того, как она попала под автомобиль и ее мама обратилась к врачам. «Ее сбила машина и протащила по улице на расстояние, примерно равное десяти длинам самой машины, - вспоминает миссис Фарнсворт. - Я закричала, и остальные мои дети закричали... А Оливия отреагировала так: "Что произошло?" Она просто встала и пошла ко мне».

Оливия может не спать трое суток, никогда не устает и не испытывает голода. Не понимает, что такое опасность, не чувствует страха. Может свалиться с дерева, переломать кости и даже не понять, что случилось. Но такие свойства диктуют и отношения с окружающими: как можно сопереживать чужому горю, когда сам никогда не испытывал его? Мама чудо-ребенка пожаловалась журналистам, что у дочери бывают приступы неконтролируемой агрессии. Поскольку дочь не знает, что такое боль, она без сомнений использует в спорах и драках любые аргументы и части тела.

Причина всему этому, считают ученые, нарушения в шестой хромосоме - часть генетической информации, которая должна в ней находиться, отсутствует. Как будут развиваться события дальше, предсказать трудно: подобных прецедентов наука еще не знала. Семья Фарнсворт тем временем занимается сбором средств на исследования редкого заболевания и думает, как жить дальше.

Об этом говорит само название. Только лишь феномен. Но зато уж весь феномен.

Прежде всего только лишь феномен. Не следует искать здесь объяснение - это лишь введение к объяснению мира. Установить вокруг человека, взятого за центр, закономерный порядок, связывающий последующее с предыдущим, открыть среди элементов универсума не систему онтологических причинных связей, а эмпирический закон рекуррентности, выражающий их последовательное возникновение в течение времени - вот что, и только это, я попытался сделать.

Разумеется, за пределами этого исходного научного обобщения остается широко открытым поле для более глубоких теоретических построений в области философии и теологии. В эти глубины бытия я сознательно старался ни в коем случае не вступать. Самое большее, основываясь на опытных данных, я с некоторой верностью выяснил общее направление развития (к единству) и отметил в надлежащих местах разрывы, что может потребоваться по причинам высшего порядка в дальнейшем развитии философской и религиозной мысли.

П. де Шарден

В этой работе выражено стремление увидеть и показать то, чем становится и чего требует человек, если его целиком и полностью рассматривать в рамках явлений.

Зачем стремиться увидеть? И почему специально направлять взор на человека?

Видеть . Можно сказать, что в этом вся жизнь, если не в конечном счете, то, во всяком случае, по существу. Существовать полнее - это все больше объединяться: таково резюме и итог данного произведения. Но, как это будет показано, единство возрастает лишь на основе возрастания сознания, то есть видения. Вот, несомненно, почему история живой природы сводится к созданию - в недрах космоса, в котором можно различать все больше, - все более совершенных глаз. Не измеряются ли совершенство животного, превосходство мыслящего существа силой проникновения и синтетической способностью их взгляда? Стремиться видеть больше и лучше - это не каприз, не любопытство, не роскошь. Видеть или погибнуть. В такое положение поставлено таинственным даром существования все, что является составным элементом универсума. И таково же, следовательно, но на высшем уровне, положение человека.

Но если действительно столь жизненно важно и приятно знать, то зачем все же обращать наше внимание преимущественно на человека? Не достаточно ли - до скуки - человек описан? И не привлекательна ли наука как раз тем, что направляет наш взор на предметы, на которых мы можем наконец отдохнуть от самих себя?

Мы вынуждены рассматривать человека как ключ универсума по двум причинам, которые делают его центром мира.

Прежде всего субъективно, для самих себя, мы неизбежно - центр перспективы . В силу наивности, по-видимому, неизбежной в первый период, наука вначале воображала, что она может наблюдать явления в себе такими, какими они протекают независимо от нас. Инстинктивно физики и натуралисты вначале действовали так, как будто их взгляд сверху падает на мир, а их сознание проникает в него, не подвергаясь его воздействию и не изменяя его. Теперь они начинают сознавать, что даже самые объективные их наблюдения целиком пропитаны принятыми исходными посылками, а также формами или навыками мышления, выработанными в ходе исторического развития научного исследования.

Дойдя до крайней точки в своих анализах, они уже толком не знают, составляет ли постигаемая ими структура сущность изучаемой материи или же отражение их собственной мысли. И в то же время они замечают - как обратный результат их открытий, - что сами целиком вплелись в то сплетение связей, которое рассчитывали набросить извне на вещи, что они попались в собственную сеть. Метаморфизм и эндоморфизм, сказал бы геолог. Объект и субъект переплетаются и взаимопреобразуются в акте познания. Волей-неволей человек опять приходит к самому себе и во всем, что он видит, рассматривает самого себя.

Вот кабала, которая, однако, тут же компенсируется некоторым и единственным в своем роде величием.

То, что наблюдатель, куда бы он ни шел, переносит с собой центр проходимой им местности, - это довольно банальное и, можно сказать, независимое от него явление. Но что происходит с прогуливающимся человеком, если он случайно попадает в естественно выгодную точку (пересечение дорог или долин), откуда не только взгляды, но и сами вещи расходятся в разные стороны? Тогда субъективная точка зрения совпадает с объективным расположением вещей, и восприятие обретает всю свою полноту. Местность расшифровывается и озаряется. Человек видит.

Именно в этом, по-видимому, заключается преимущество человеческого познания.

Не нужно быть человеком, чтобы заметить, как предметы и силы располагаются «кружком» вокруг себя. Все животные воспринимают это так же, как мы сами. Но только человек занимает такое положение в природе, при котором это схождение линий является не просто видимым, а структурным. Последующие страницы как раз и будут посвящены доказательству и исследованию этого явления. В силу качества и биологических свойств мысли мы оказываемся в уникальной точке, в узле, господствующем над целым участком космоса, открытым в настоящее время для нашего опыта. Центр перспективы - человек, одновременно центр конструирования универсума. Поэтому к нему следует в конечном итоге сводить всю науку. И это столь же необходимо, сколь и выгодно. Если поистине видеть - это существовать полнее, то давайте рассматривать человека - и мы будем жить полнее.

А для этого как следует приспособим свои глаза. С самого начала своего существования человек представляет зрелище для самого себя. Фактически он уже десятки веков смотрит лишь на себя. Однако он едва лишь начинает обретать научный взгляд на свое значение в физике мира. Не будем удивляться медлительности этого пробуждения. Часто труднее всего заметить именно то, что должно было бы "бросаться в глаза". Недаром ребенку требуется воспитание, чтобы отделить друг от друга образы, осаждающие его только что открывшуюся сетчатку. Человеку, чтобы открыть до конца человека, был необходим целый ряд «чувств», постепенное приобретение которых (об этом еще будет речь впереди) заполняет и членит саму историю борьбы духа.

Чувство пространственной необъятности в великом и малом, расчленяющее и разграничивающее внутри беспредельной сферы круги обступающих нас предметов.

Чувство глубины, старательно отталкивающее в бесконечность, в необозримые времена, события, которые некая сила наподобие тяжести постоянно стремится спрессовать для нас в тонкий листок прошлого.

Чувство количества, которое открывает и, не дрогнув, оценивает ужасающее множество материальных или живых элементов, участвующих в малейшем преобразовании универсума.

Чувство пропорции, которое - хорошо ли, плохо ли - улавливает разницу в физическом масштабе, отличающую по размеру и ритму атом от туманности, крошечное от огромного.

Чувство качества или новизны, которое, не нарушая физического единства мира, различает в природе абсолютные ступени совершенствования и роста.

Чувство движения, способное воспринимать неодолимое развитие, скрытое величайшей медлительностью, крайнее брожение под вуалью покоя, новое, закравшееся в сердцевину монотонного повторения одного и того же.

Наконец, чувство органического, которое под поверхностной чередой событий и групп обнаруживает физические связи и структурное единство.

Без этих качеств нашего взора человек бесконечно останется для нас, как бы ни старались научить нас видеть, тем, чем он еще остается для многих людей, - случайным предметом в разобщенном мире. Напротив, стоит только отделаться от тройной иллюзии незначительности, плюральности и неподвижности, как человек без труда занимает возвещаемое нами центральное место - вершину (на данный момент) антропогенеза, который сам венчает космогенез.